Открытый урок по русскому языку на тему Глагол — часть речи(2 класс)


Русский язык 2 класс
Тема: Глагол – часть речи
Цель: Формировать грамматическое понятие «глагол», обогатить речь учащихся глаголами; учить выделять глаголы в тексте; развивать орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Ход урока
Организационный момент. Сегодня мы продолжаем путешествовать по волшебной стране РЕЧЬ. Вы готовы? (Да)
Минутка чистописания будет проходить необычно. До волшебной страны нам поможет добраться «Волшебная палочка» (ручка). – Запишите в тетрадях букву из слова «Речь», которая обозначает согласный , мягкий глухой звук (ч ч ч ч чч чч). В этой волшебной стране и цветы необычные. Из слова цветы надо выписать букву, которая обозначает согласный твердый непарный (ц цц цц).
Тема урока. Одна область этой волшебной страны называется…. А как же называется? Обратимся за помощью к волшебному цветку.
Учитель. Глагол – необыкновенная часть речи, по частоте употребления глагол занимает второе место, после имени существительного.
Да, а что же такое имя существительное? (Часть речи, обозначающая предмет, отвечающий на вопрос кто? что?).
А имя прилагательное? (Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? какой? какое? какие?).
Слова, которые живут в области «Глагол», очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают «Имена существительные». Стоит только спросить: «Что делать? Что делают? Что будут делать?». И глаголы тут как тут. (Появляется Дядюшка Глагол).
Дядюшка Глагол.
Я страшное дело какой деловой,
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю.
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, хлеб покупаю
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто – пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю.
А после работы в тени отдыхаю.
И отвечаю на вопрос: что делать?...Учитель. Так что делает Дядюшка Глагол? (Дети называют слова – глаголы.)
Учитель. Умнички! Молодцы! Чем мы будем занимается далее, нам подскажет цветочек. (На каждом листочке задание).
Листок №1. Откройте тетради и запишите число и Глагольная работа.
- Вы догадались, почему «Глагольная работа»?
- Да, потому что тема нашего урока «Глагол – часть речи», работать будем со словами - глаголами. (Дети записывают число)
Учитель. А вот что предлагает листочек №2
Словарная работа: (На доске записаны слова – имена существительные. От имен существительных образовать глаголы) уч…тель, д…журство, р…бота, з…втрак, р…сунок. (Учить, дежурить, работать, завтракать, рисовать).
Листок №3 Лингвистическое задание. К именам существительным подберите подходящие глаголы. (Карточки на каждого ученика, соединить линиями.)
собака хрюкает
волк блеет
овца лает
свинья гогочет
гусь кудахчет
кузнечик мяукает
кошка стрекочет
курица воет
Листок №4.
Упражнение 663 (выписать глаголы).
Учитель. Как мы уже знаем, глагол – часть речи, обозначает действие предмета. Сейчас и мы выполним несколько движений.
Физкультминутка
(Стихотворение В.Воскобойникова)
Я пришел из школы (шагают),
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк,
У меня свой метод!
применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» - кричу (ааа),
«Вертеть» - верчу (вертят головой),
«Двигать» - двигаю (машут руками),
«Прыгать» - прыгаю (прыгают).
Я и прыгал. я и двигал, я и топал, я и пел (выполняют движения),
Пел, пока у нас в прихожей вдруг звонок не зазвенел (дзинь).
Открываю: наш сосед
(он живет под нами)
не причесан, не одет – в тапках и пижаме.
Он кричит:
- Прошу прощенья! Это что – землетресенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
- Уважаемый сосед.
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы и учу глаголы. (шагают).
Учитель. Мы приносим извиненья, тихо садимся и не шумим.
Листок №5Следующее задание «Отыскать глаголы» (устно).
«Происшествие на кондитерской фабрике»
- На кондитерской фабрику пробрался новый чрезвычайно опасный вирус, от которого конфеты сходят с ума. Важно, чтобы дети не поели «бешеных» конфет. Для этого надо «выловить» все глаголы, ведь они очень опасные, заразные, сумасшедшие, наконец!
«Ужасы на кондитерской фабрике»
По залу метались большущие буйные леденцы. Они окунались в шоколад и кидались кремом. Работница фабрики тетя Дуся спряталась в огромной кастрюле, а тетя Рая забилась под коробки с шоколадами. Карамельки плевались своей начинкой и очень радовались, если попадали в тетю Машу, которая висела на люстре и с ужасом смотрела вниз. Конфеты «Осенний вальс» вместо вальса отплясывали ламбаду, а пухлые розовые зефирины купались в повидле и радостно повизгивали. Но примчался Дядюшка Глагол и прекратил это безобразие.
Учитель. Сколько «выловили» глаголов? (15). Прекрасно, молодцы! С заданием справились. Продолжаем дальнейшее путешествие.
Листок6. Письмо под диктовку
Тихо плывут пушистые облака.
Листок7. Изменить глаголы, чтобы отвечали на вопрос :что делать?
Упр.667, стр 151
Пищу-2слога п –(п) –согл.глух.мягк.
и – (и) – глас. безудар.
ш – (ш) – согл.глух.тв.шип.
у – (у) – гл.удар4 буквы, 4 звука
Листок № 8. В заключение урока мы отправимся на торжественное открытие художественной выставки – ВЕРНИСАЖ.
Но вот беда. Картину нудно реставрировать. Чтобы картины можно было посмотреть, вы должны решить примеры и восстановить надпись. И выполнить то, что прочитаете. (Шумовой оркестр).
Листок № 9. Домашнее задание упр.659