Классный час Подвигу народа жить в веках!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Зеленорощинская средняя школа
Классный час
Тема: Подвигу народа жить в веках!
Цель: Расширять исторические знания детей, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Отчизне.
Форма проведения: Литературно – театрализованная композиция.
Подготовлен и проведён
классным руководителям
Кузнецовой С.М.
учителем начальных классов
Что такое Подвиг? Это значит, в бескорыстном великом порыве души человек отдаёт себя людям, жертвует всем. Бывает подвиг одного человека, двух, тысячи, а бывает подвиг народа. Такой подвиг совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.
Мир – короткое, лучезарное, искрящееся счастьем слово.
Война – это нескончаемые бомбёжки, минные поля, это ужасы концлагерей и похоронки.
Год за годом заря над землёю вставала,
Поднималась Россия, забыв о былом,
И любовью мальчишек своих баловала,
Как могла, согревала на сердце своём
Только вдруг сорок первый ударил огнём,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнём.
Вед. : Летом 1941 года началась Великая Отечественная война.
Звучит отрывок из песни «Священная война».
Отечественная война – справедливая война в защиту своего отечества (родины).
Гитлер составил план уничтожения славянских народов, в первую очередь русского, украинского и белорусского. Почти вся Западная Европа была захвачена фашистами. Всё железо гитлеровской Германии, железо танков, самолётов, орудий и снарядов, было обрушено на нас.
Ценой беззаветного мужества и огромных жертв наш народ разгромил фашизм и дал миру мир.
- О каких подвигах вам рассказывали в первом классе? Ответы детей.
Сегодня я познакомлю вас с подвигом Марата Казей.
Марат Иванович Казей родился 29 октября 1929 года в деревне Станьково Дзержинского района Белоруссии.
На военном корабле «Марат» служил моряк- белорус Иван Георгиевич Казей. Он никогда не расстался бы с морской службой, с любимым кораблём, но болезнь заставила его вернуться в родное село. И когда у Ивана Георгиевича родился сын, он назвал его Маратом – в память о любимом корабле.
Иван Георгиевич рано умер, жил мальчик с мамой, Анной Александровной, и сестрой Адой, которая была постарше. Они жили дружно и хорошо. Жили хорошо, пока не началась война с фашистами. Гитлеровские войска прошли Белоруссию. Белоруссия осталась за линией фронта. Славный белорусский народ начал партизанскую войну.
Ушла в партизаны и вся дружная семья.
Партизана – члены вооружённого отряда, действующие в тылу врага.
Тыл – территория позади фронта, за боевой линией.
Трудной была борьба с фашистами. Многие наши бойцы погибли. Первой в семье Казеев погибла Анна Александровна. Фашисты выследили её, схватили, долго пытали и, не добившись сведений о партизанах, казнили: это случилось в ноябре 1941 года. Комсомолка Ариадна Ивановна лишилась ног, когда морозной ночью партизаны уходили лесом от карателей.
Каратели – участники карательного отряда. Военно-полицейский отряд , который жестоко наказывал, уничтожал граждан.
Дольше всех почти невредимым оставался Марат, пионер, партизанский разведчик.
Он умел скакать на лошади, метко стрелял из автомата, далеко бросал гранаты. У него были зоркие глаза и, конечно же, храброе сердце. Мальчик чуть больше десяти лет от роду имел медаль «За отвагу» и ранение тоже имел. Участвуя в разгроме фашистской автоколонны, он захватил портфель со штабными документами – настолько важными, что их тут же самолётом переправили в Москву. Был у отряда тяжёлый бой, только помощь соседнего отряда спасла всех от гибели. А помощь привёл Марат Казей; двое бойцов, отправленных за помощью, преодолевая открытое поле, погибли, третьим был послан Марат, и он оказался удачливее товарищей.
1944 год. Близились дни освобождения Белоруссии. Фашисты отступали на запад, никто в мире уже не сомневался, что они будут окончательно разбиты. И вот в мае 1944 года произошла последняя схватка Марата с фашистами. Партизанских разведчиков было трое, фашистов – целый отряд. Из деревушки, куда нагрянули враги, партизаны на конях бросились через поле к спасательному лесу. Пулемётная очередь убила командира разведки. Новая очередь убила под Маратом коня. Мальчик побежал к кустам. Залёг. Отстреливался из автомата. А фашисты, словно не замечая своих убитых, подбирались к нему всё ближе и ближе. Фашистам нужен был живой партизан. У Марата кончились патроны, тогда он бросил гранату. Второй гранатой, последней, он взорвал врагов и себя.
Так завершился последний бой Марата Ивановича Казей, пионера из села Станькова
Марат был награждён:
Орденом Ленина
Орденом Отечественной войны 1 степени
Медалью «За отвагу»
Медалью «За боевые заслуги»
В Минске Марату установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до героической смерти. Там же находится музей.
Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели.
- Как зовут этого пионера?
- Сколько ему было лет когда началась война?
Вед.: А сейчас посмотрите сценку «Иван – полковой разведчик»
На сцене лейтенант изучает карту. Входит солдат с Иваном. Автор – сбоку сцены.
Солдат: Товарищ лейтенант, тут задержали одного.
Лейтенант: Ну и дальше что? ( Не отрываясь, изучает карту.)
Солдат: Ползал в воде возле берега. Зачем - не говорит, требует доставить в штаб.
Лейтенант: Иди, стань к печке, кто ты такой?
Иван: Товарищ лейтенант, сообщите в штаб дивизии.
Лейтенант: Какой дивизии?
Иван: Полевая почта вэ-че 49550.
Лейтенант: Сообщи в штаб дивизии о мальчишке. Но что-то я сомневаюсь, чтобы его там знали. А это что у тебя?
(Иван разворачивает носовой платок.)
Автор: Мальчик развернул носовой платок, а в нём были зёрна пшеницы, камушки, стёклышки, горох.
Лейтенант: Мусор? Зачем тебе всё это? Выброси!
Иван: Вот напишу отчёт, тогда и выброшу. Пшеница – это пулемёты, горох – пушки, камушки – танки, стёкла – количество составов на станции.
Автор: На войне погибло 13 миллионов детей. Мы должны помнить их всех: сожжённых, расстрелянных, повешенных, убитых и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.
- Мог ли произойти такой случай на войне?
- Почему Иван сразу не записывал сведения на бумагу?
Заканчивая наш классный час, я предлагаю вам послушать стихи.
По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей
По рассказам и книжкам я знаю войну.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванной бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
По рассказам и книжкам я слышу войну
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Я не знаю войны. Да зачем это мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Понаслышке лишь знали бы мы о войне.
Посмотрите на рисунки ребят.
Звучит песня «Рисуют мальчики войну».
Живёт наш народ без войны много лет,
В грядущее смотрит уверенно,
Растит нас Отчизна для мирных побед
Под знаменем нового времени.
Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли,
Нам нужен мир навеки, навсегда!
15