Конспект на тему: В.Одоевский «Мороз Иванович»
В.Одоевский «Мороз Иванович»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Оборудование: портрет В.Ф. Одоевского, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Повторение первой части сказки «Мороз Иванович»
— Как звали девочек? (Рукодельница и Ленивица.)
— Почему автор их так назвал? (В слове «Рукодельница» два корня -рук- и -дел-, т. е. все умеет делать руками. Ленивица — от слова «лень».)— Когда мы говорим «считать мух»? (Когда бездельничают или ротозейничают.)
— В прямом или переносном смысле употребил это выражение автор? (В прямом.)
— Какая беда случилась с Рукодельницей? (Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.)
— Кто ей встретился в волшебном колодце и о чем ее попросил? (Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки наяб-лоньке попросили потрясти.)— Как Рукодельница могла вернуть ведерко? (За него она должна была три дня прослужить.)
— Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? (Руки ее окостенели и пальчики побелели.)
— Сколько вопросов задала девочка старику? (Три вопроса. Про зеленую травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)2. Чтение второй части сказки
3. Выборочное чтение
— Прочитайте, как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу.
— Что наказывала нянюшка Ленивице?
4. Чтение в лицах отрывка
(Со слов «Вот, по примеру Рукодельницы...» до слов «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил...»).
— Выберите со с. 205—206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.
— В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова и награда».)
III. Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко...
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-шалунишки.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.
IV. Продолжение работы по теме урока Сравнение с народной сказкой «Морозно»
— Чем отличаются герои сказок? (В авторской сказке у девочек есть имена, описаны их дела по дому, Мороза Ивановича легче представить: есть его описание. Разговаривают пирожок и яблочки. Есть поучительный разговор Мороза Ивановича и Рукодельницы.)— Выполните задание 2 на с. 207. (Примерный ответ. Рукодельница: трудолюбива, добра, почтительна, скромна. Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, спесива (надменна, высокомерна). Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя прием контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро, как и в народной сказке «Морозко».)V. Рефлексия
VI. Подведение итогов урока
— Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы вы ответили на вопросы: «Что правда, а что неправда»-? Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?
VII. Домашнее задание
Полистать первую часть учебника, вспомнить прочитанные произведения. Принести иллюстрации к особенно понравившемуся произведению и само произведение.