Конспект урока чтения РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «РУКАВИЧКА»
Урок9. Русская народная сказка «Рукавичка»
Цели деятельности педагога: учить находить сходство и различие разных жанров литературы; анализировать средства выразительности.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: уметь сравнивать авторское и фольклорное произведение.
Личностные:развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные УУД: умение сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения.
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план текста и пересказывать по плану.
Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать её с авторской, участвовать в инсценировке.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная;объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.
Урок
I. Актуализация знаний.
Личностные УУД: формирование мотивов достижения и социального признания своих достижений.
Регулятивные УУД:уметь адекватно воспринимать оценку своих работ учителем и одноклассниками.
1) Выставка детских рисунков.
2) Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок».
II. Постановка цели урока.
Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта) для выполнения учебных заданий; понимать и интерпретировать знаки, символы.
– Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам названий изображённых предметов.
Ответ: рукавичка.
– Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка».
III. Изучение нового материала.
Речевая разминка.
Коммуникативные УУД: уметь обсуждать поступки и характер героев сказки; оценивать высказывания одноклассников.
– Прочтите скороговорку:
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка.
– В каких сказках действующее лицо – Мышка?
2. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».
Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы с учётом характера допущенных ошибок.
Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить объяснение незнакомых слов в словаре учебника.
– Назовите действующих лиц сказки.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.
об-ро-нил – обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
спра-ши-ва-ет – спрашивает
по-бе-гай-ка – побегайка
сест-рич-ка – сестричка
бре-дет – бредет
не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
под-хо-дит – подходит
ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается
Объясните значение слов:
Бредет – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.
3. Самостоятельное чтение сказки.
4. Анализ произведения.
Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев сказки.
Личностные УУД: знание и восприятие основ моральных норм (справедливость, сопереживание, честность) в оценке характера и поступков героев сказки.
– Понравилась ли вам сказка?
– Какие герои вам понравились?
– Каковы особенности их поведения, характера?
– Кто обронил рукавичку?
– Кто первым стал жить в рукавичке?
– Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке.
– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
Физкультминутка
Лесная лужайка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
IV. Закрепление нового материала.
1. Выразительное чтение сказки по цепочке.
Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности.
2. Подготовка к пересказу, составление картинного плана.
Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ содержании сказки, последовательности действий и поступков героев.
– Как начинается сказка?
– Прочтите слова на карточках:
– Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».
– Расположите карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке.
– Кто за кем появлялся в сказке?
– Кто был последним?
– Пустили ли звери в рукавичку медведя?
– Кто испугал зверей?
– Чему учит сказка «Рукавичка»?
– Перескажите эту сказку по опорным карточкам с названиями героев.
3. Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка».
Познавательные УУД: уметь сравнивать произведения и характеры героев.
– Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».
– Чем они похожи?
– Чем отличаются?
– Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам:
• Не учись разрушать, а учись строить.
• Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
• Сила солому ломит.
• Руби дерево по себе.
• Сила сломит всё, а ум – силу.
• Волка ноги кормят.
– Объясните смысл этих пословиц.
4. Игра «Герои сказок».
Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к поступкам героев сказок; аргументировать свою позицию.
– Прочтите имена героев сказок.
– На какие особенности указывают вторые части имён?
– Какая вторая часть имени подходит к каждому животному?
Мышка Красный гребешок
Гуси Мурлысенька
Лисичка Поскребушка
Петушок Лебеди
Кабан Сестричка
Кисонька Клыкан
– Какое слово лишнее? Почему?
5. Игры Деда Буквоеда.
Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать и интерпретировать знаки, символы; уметь ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи.
Учитель открывает на доске таблицу.
– Узнайте буквы. Читайте слоги.
– Читайте только слова. Сколько слов вы прочли?
– Составляйте слова из слогов. Какие слова вы составили?
V. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к содержанию изученного произведения, оценивать высказывания одноклассников.
– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто его автор?
– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?
Внеурочная деятельность.
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Подготовить пересказ сказки по опорным словам.