НОД познавательно — речевое развитие, художественно – эстетическое развитие «Птицы в зимнем лесу» (вторая младшая группа)
КУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Урайский специализированный Дом ребенка»
НОД познавательно - речевое развитие, художественно – эстетическое развитие
«Птицы в зимнем лесу»
(вторая младшая группа)
Кононенко Людмила Сергеевна,
Воспитатель
Г. УРАЙ 2015
НОД познавательно - речевое развитие, художественно – эстетическое развитие
«Птицы в зимнем лесу»
(вторая младшая группа)
Вид интеграции: использование средств одной образовательной области «Познание», для решения задач других областей: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка.
Цель:
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о характерных приметах зимы; расширить знания и закрепить представления об особенностях внешнего вида и повадках диких птиц, их жизни в зимний период.
Обогатить и активизировать словарный запас.
Формировать умения: вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе; составлять из отдельных частей полное изображение; различать по внешнему виду диких птиц
Развивающие:
Закреплять умение произносить звуки «з», «с» с разной силой голоса, различать на слух их громкое и тихое произнесение, звукоподражания.
Закреплять четкое и правильное произношение звуков «у, х»; счетные навыки; навыки ориентации в пространстве.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, целенаправленный длительный выдох, мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию движений, интерес к природе, творческое воображение.
Воспитательные:
Формировать любовь к зимней природе, заботливое и бережное отношение к птицам.
Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация; птенчик – игрушка; открытка; бусы; разрезные картинки с изображением зимних диких птиц на 3 – 4 части (сова, снегирь, дятел, сорока, синица); подносы; цифры от 1 до 5; разнообразные резиновые жучки; две деревянные ложки; карандаши – штампы, мисочки с красной краской; подставки для карандашей; картина «Снегири»; мольберт; влажные салфетки; стаканчики, наполненные на половину резаными белыми салфетками; трубочки; трафареты и природный материал для изготовления кормушек; клей; кисточки; конфеты; магнитофон; аудиокассеты со звуками зимнего леса, голосами диких птиц, пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», ларец с белым конфетами «Рафаэлло».
Словарная работа: птица, дятел, синица, снегирь, сова, сорока, кормушка, зима; летать, клевать, порхать, трещать, кормить, стучать, добывать; маленький, большой, острый, длинный, короткий, морозная, холодная, пушистая, ледяная, снежная, сверкающая, волшебная.
Индивидуальная работа: закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Предшествующая работа:
Рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц;
Чтение рассказов о птицах;
Загадывание загадок;
Составление описательных рассказов по картинкам;
Изготовление кормушек для птиц, кормление птиц;
Наблюдения за птицами;
Ход занятия
(Дети и воспитатель проходят в зал приветствуют гостей)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (зима)
Воспитатель: - Какие зимние месяцы вы знаете?
- Какой месяц сейчас?
Слайд 1. (Зима в кадре )
Зима: Здравствуйте, ребята. Узнали ли вы меня? Я – Зимушка-зима. А вы ребята, знаете, какой я бываю?
Ответы детей: Снежной, белой, сказочной, красивой, морозной, суровой, серебристой.
Слайд 2. (зима в кадре)
Зима: Да, бываю я волшебной, но суровый у меня характер, люблю быть хозяйкой в зимнем лесу. И тогда прячутся от меня все птицы и звери. Всех застужу, заморожу. Не приходите ко мне в лес! (улетела) звуки метели.
Воспитатель:(звук вьюги) Ой, ребята, как сильно завывает вьюга, но мы же с вами ее не боимся? Давайте ее подразним? Как воет вьюга? Улыбнулись, губки растянули, носиком вдохнули. Хоровое звукоподражание З-З-З (громче, а когда стихает: тише с-с-с)
Воспитатель: Кто-то стучит в окно. (воспитатель открывает окно и в руках подносит детям птичку, слушает птичку)
- Почти не дышит, давайте ее согреем. Подышим на нее своим теплым воздухом. Х-х-х
Показ Слайд 3 «Зима с птицами» (голос птички): Ребята, птичка говорит: помогите, у нас в лесу беда. Разгулялась зима, порвались у нее любимые бусы, разлетелись бусинки по всему лесу. Вот и лютует, злится, хочет всех заморозить. Спасите мою маму и всех остальных птиц! Соберите бусы Зимы. Может, тогда она перестанет злиться.
Воспитатель: - Ребята, поможем птичкам, соберем бусы зимы? (Да!) Ты, птенчик, посиди пока у нас на елочке. А мы с ребятами в лес пойдем.
Воспитатель: Для того чтобы отправиться в лес, нам нужно вспомнить, как себя вести в лесу. Птенчик нам принес лесные правила. (Открытка)
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Можно прыгать и играть,
Только, чур, не забывать:
Ветки дуба не .ломать,
Шишки с веток не срывать.
Здесь не нужно всех ловить,
Гнезда палкою не бить.
Испугаются пичушки,
Улетят с лесной опушки.
Их покой побереги,
Ведь они вам не враги!
Воспитатель: Готовы?
Дети: Нет, мы еще тепло не одеты.
Тактильная – игра – массаж «Собираемся в зимний лес»
С помощью имитации надеваем колготки, штаны, носки (легкое поглаживание ног); надеваем кофты (поглаживание рук, живота); надеваем валенки (поглаживание ног пальцев до колена); надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания); застегиваем пуховик (точечные движения от шеи до живота), завязываем шарфы.)
Воспитатель: Оделись? Тогда в путь (да) построились.
Физкультминутка «По сугробам» (песня)
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым,
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Воспитатель: Пришли на полянку. Слышите звуки?
Слайд «Птицы на веточках» (звуки птиц и картинка птицы в лесу)
Воспитатель: Налетела зимушка – зима и разогнала всех птиц.
Воспитатель: Слайд 4 (подходит и дергает за экраном картинки и они рассыпаются)
- Зима птиц заколдовала в картинки, а ветер ее помощник разорвали картинки. Вот они у нас на столе. Давайте снова составим целые картинки.
(Дети составляют из отдельных частей полное изображение, называют полученную птицу)
– Расскажите, по каким признакам вы узнали свою птицу? (если кто-то не справляется, то воспитатель предлагает помочь друг другу). - Расколдовали мы птиц.
Воспитатель: Вот прилетела синичка. (Слайд 5 - 13) голодно в лесу, вся еда спрятана под снегом. Птица спрашивает, а вы знаете, что едят птички?
Дидактическая игра «Что лишнее и почему?» (слайды)
Пшено, конфета, чеснок.
Лук, семечки, рыба.
Суп, сало, мармелад.
Мороженое, лимон, хлебные крошки.
Синичка: Спасибо, ребята, я знаю, что вы ищите бусы зимы. У меня в гнездышке есть 1бусинка. Возьмите бусы и сосчитайте, оденьте на ниточку.
Воспитатель: Послушайте, ребята, а это что за звуки раздаются в лесу? (Педагог ударяет ложкой о ложку).
Это какая-то птица усердно долбит клювом кору. Кто знает, что это за птица? Слайд 14(На экране - картинка с изображением дятла).
Дятел стучит своим клювом по дереву. Давайте постучим, как дятел.
Пальчиковая гимнастика «Дятел».
Тук-тук-тук-тук-тук-тук - кулачком стучим
Раздается чей-то стук - наоборот
Это дятел на сосне – все пальцы собрать, у другой ладони развести пальцы
Долбит клювом по коре - клювом стучать по ладони
Воспитатель: А чем питается дятел? (жучками) Давайте, мы ему поможем собрать жучков.
Дидактическая игра «Сколько раз стукнул дятел?»
( Перед детьми лежат жучки)
Воспитатель: 1. Внимательно послушайте и определите, сколько раз стукнет дятел по дереву, столько жучков положите перед собой. (ЖУЧКИ)
2. Обозначьте количество цифрой. (проверяют результат на доске)
(Педагог стучит ложкой о ложку так, чтобы дети только слышали, но не видели его руки. После каждого стука дети кладут перед собой жучка, затем считают их и отвечают сколько раз стукнул дятел по дереву). (Хоровые ответы детей чередуются, индивидуальными).
Ход задания:
- 2 стука – обозначьте цифрой, 1 стук - обозначьте цифрой , 3 стук - обозначьте цифрой и т.д.
Воспитатель: Дятел будет сытый, много мы жучков насобирали.
Он нас благодарит за помощь и подарил еще бусинки, которые нашел у себя в дупле. сосчитайте и оденьте на ниточку
Воспитатель: А кто это сидит на веточке? (Слайд 15 снегирь с Т. И. Гризык)
Воспитатель: Все ягодки, все зёрнышки в лесу уже съедены! А после зимней вьюги их на ветках почти не осталось. Снегирь просит вас помочь ему заполнить эти веточки ягодками.
(Дети стоят у стола и заполняют веточки ягодками – одновременно звучит музыка).
Воспитатель: Снегирь дарит бусы. Сосчитайте
Воспитатель: А это чей голос в лесу раздается? (звук совы)
Дети: Это сова.
Слайд 16.
Воспитатель: Это она гудит, чтобы предупредить лесных жителей о приближении вьюги. Давайте ей поможем.
Опытно-экспериментальная деятельность
Воспитатель: Давайте, попробуем изобразить снегопад, метель, вьюгу.
Воспитатель: Возьмите в руки стаканчики.
- Дуем медленно, тихо - это идет снегопад;
дуем сильно, ветер сильный – это метель, буран, вьюга.
Воспитатель: Сова дарит бусы. Сосчитайте
Встретили сороку. (Слайд 17)
Воспитатель: Любит наша сорока любоваться собой. Вот стоит она перед зеркалом, какая она красивая. Давайте мы ее похвалим. Назовем ее ласково.
- у тебя не перо, а перышко.
- не клюв, а клювик.
- не хвост, а хвостик.
- не голова, а головка
- не крыло, а крылышко.
Сорока: Ой, спасибо вам, ребята, что меня похвалили. За это возьмите бусы. Сосчитайте
Воспитатель: Ну, вот мы и собрали все бусы, пора домой. Давайте на прощанье сделаем птичкам подарок.
Воспитатель: - Ребята, как мы можем помочь птицам перенести трудное зимнее время?
Дети рассказывают: Сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм,
подвесить у форточки кусочек сала.
Воспитатель: Сядьте ровно, правильно возьмите в руки кисточку, а затем украсите свою кормушку зернышками, семечками и пшеном.
9. Изготовление кормушек
Воспитатель: Ребята и нам пора возвращаться домой.
Подходим к птичке на елке.
Воспитатель: Посмотри, птичка, мы собрали все бусы зимы. Отнеси их зимушке – зиме, пусть она больше не сердится. (Выпускаем в окно)
Слайд 18 (Оживление птички). (Показ отрывка из мультфильма).
Воспитатель: Ребята, смотрите, подобрела зима, птичка - мама отогрелась и ожила. Вся семья радуется и с нетерпеньем ждет папу, который полетел к вашим кормушкам за кормом.
Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы и вернулись из леса. Ребята понравилось вам путешествие? С кем встречались в лесу; что сделали, что бы помочь птицам? (ответы детей)
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Смотрите, что это? (Ларец)
Я знаю, это ларец, который зима прислала нам в подарок за собранные бусы. Что это? Неужели снег? Он белый, искристый и т. д., конечно снег,
Дети: Это конфеты,
Воспитатель: А чем отличается от снега?
Но он необычный, очень вкусный.
Воспитатель: Давайте поблагодарим зиму за подарок и скажем сначала тихонько:
«Мы молодцы»
Громче «Мы молодцы»
Еще громче «Мы молодцы».
Список литературы
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. « От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2010
2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2004
3. Громова О.Е. Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет.
4. Гризик Т. И. «Маленький помощник: Пособие для подготовки руки к письму». М: Просвещение, 2006
5. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика (Популярная логопедия)». 2007
Использованные материалы
1. Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы. Audio CD.
Использованы ресурсы Интернета
1.Отрывки из мультфильма «Снежная королева»
Киностудия «Союзмультфильма»,1957 (режиссер – Лев Атаманов).
Заголовок 1Заголовок 315