Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Корткий Хвост…». Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.


Урок литературного чтения 3А классе (УМК «Школа России»)
Тема Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Корткий Хвост…». Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
Педагогическая цель Познакомить детей с творчеством писателя Д. Н. Мамина- Сибиряка.
Развивать навыки выразительного чтения; умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; память, внимание, речь учащихся.
Воспитывать любовь к животным и сочувствие.
Тип урока Изучение нового материала
Планируемые результаты (предметные)
Учащиеся научатся читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение, объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; выделять особенности литературной сказки; наблюдать за развитием и последовательностью событий в сказке; характеризовать героев, используя текст; определять авторское отношение к изображаемому; определять нравственный смысл сказки.
Личностные результаты Проявляют интерес к чтению и изучению творчества великих русских писателей.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить давать характеристику героям, анализировать произведение.
Развивающие: развить поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся, выразительное чтение, коммуникативные способности; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;  воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, умение работать в группе, в паре.
Основные понятия и термины Сказка народная, сказка литературная, автор, сказочный сюжет, эпизод, иллюстрация, сказочный герой, тема сказки, художественно-выразительные средства, нравственный смысл сказки.
Образовательные ресурсы М/м презентация, учебники по литературному чтению (Климанова Л.Ф.,3 кл., Ч1), карточки для работы в парах.
Технологическая карта урока
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Содержание взаимодействия с учащимися. Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД.
Организация начала урока.
содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовность к сотрудничеству.
.
………….
…………
Приветствие, создание эмоционального настроя-Здравствуйте, ребята! Меня зовут………. Я проведу у вас урок литературного чтения. Приглашаю вас к сотрудничеству, чтобы урок получился интересным и полезным.
Приветствует, создает нормальное рабочее настроение, приглашает к сотрудничеству Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу. Введение в тему урока
………………
………………
………….
Чтение загадок хором под руководством учителя
Сл.1
- А сейчас прочитайте загадки, и вы узнаете, о ком будет говориться в произведении, с которым мы сегодня познакомимся.
(Чтение учащимися хором под руководством учителя)
Много бед таят леса,Волк, медведь там и лиса.Наш зверек живет в тревоге,От беды спасают ноги,Ну-ка, быстро отгадай-ка,Как зверек зовется? (Зайка)
- Почему вы решили, что это зайка?
- А знаете ли вы, какие опасности подстерегают зайца в лесу?
(У зайца много врагов: лиса, и волк, да еще хищные птицы: совы и коршуны. Зайца, конечно ноги спасают. Несется, стелется по земле, заложив назад свои длинные уши. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы: то назад скакнет, то в сторону, а потом огромными прыжками уйдет и затаится. А глаза у зайца “косые” – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть).
Злой и страшный серый зверь,Водится в лесу теперь,Всех зайчат перепугал,Также белок разогнал,Но он бедный и голодный,Хоть и страшный и проворный.
-Кто же это? (Волк)
Волк – хищное животное, питается мясом убитых им более слабых животных.
- Молодцы, отгадали загадки, а теперь попробуйте угадать жанр произведения, с которым познакомимся .
(Герои – заяц и вол. Возможно, это сказка)
Читают хором, отгадывают загадки, прогнозируют содержание нового произведения, жанр произведения. Актуализация знаний
Повторение понятий - Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях)
- Какие бывают сказки? (Народные и авторские)
У сказки, которую мы будем читать, есть автор, значит это сказка какая?.........(авторская).
Организует проверку остаточных знаний по теме «Сказка» Обобщают знания о сказках, полученные ранее; отвечают на поставленные вопросы Объявление темы урока и постановка цели
……..
……..
……..
Введение в тему урока,подготовка к восприятию
Сл.2
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя…. Прочитайте, как его зовут? (Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк) Рассмотрите его портрет.
Значительное место среди произведений для детей, созданных Маминым - Сибиряком, занимают сказки. Самую широкую известность получили “Алёнушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Когда они вышли отдельной книгой, автор признался: “Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он после смерти жены растил и воспитывал один.
Сл.3
- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка, которую он написал для своей дочери.
- Прочитайте название сказки. Что мы можем по нему узнать? Какое слово вызывает удивление?
(Эта сказка называется «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только непонятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)
- Какие обычно бывают зайцы в сказках? (трусливый, его все обижают)
- А может ли заяц стать храбрым?
-Давайте попробуем сформулировать цели  урока, используя слова: 
Узнать……………………………………………...,
Учиться………………………………………………….,
Определять……………………………………………………
Развивать… …………………………………………………,
Оценивать поступки………………………………………….
Организует понимание темы урока; знакомит с новым писателем; подводит к пониманию учебной задачи на уроке; подготавливает первичное восприятие произведения; формулирует проблемный вопрос урока. Воспринимают тему урока; прогнозируют характер и результаты учебной деятельности;
предлагают первичное решение проблемного вопроса. Изучение нового материала
Первичное восприятие -Послушайте и скажите, почему это произведение можно назвать сказкой?
( Чтение сказки учителем до слов: “Кричат зайцы про волка, а волк- тут как тут”).
- Как вы думаете, что же будет дальше?
(Чтение сказки до конца учащимися).
Читает выразительно, организует сотрудничество, дает целевую установку; определяет характер учебной познавательной деятельности учащихся; Определяют жанровые прознаки сказки; слушают чтение учителя; читают сказку поочередно. Проверка восприятия
Упражнение “Фотоглаз”.
- Понравилась ли вам сказка? Чем? 
(Сказка понравилась. Она интересная, весёлая. В ней много смешных моментов)
-Почему это произведение можно назвать сказкой?
-Похожа эта сказка на народную сказку о животных?
(Эта сказка близка к традициям народных сказок о животных: животные, птицы и даже насекомые говорят языком людей, рассуждают о жизни людей, да и ведут себя как люди).
Сл.4
- Какие слова лишние?
Храбрый, волк, серый, глупый, смешной, несчастный, бесстрашный, заяц, косой, лиса, медведь.
(Лишние: лиса, медведь)
-Восстановите порядок событий в сказке:
1. Надоело бояться.
2. Задал стрекача.
3. Волк тут как тут.
4. Ай, да косой!
Организует обмен мнениями ; проверяет уровень эмоционального воздействия произведения на детей; проверяет усвоение сюжетной линии Обмениваются мнением о прочитанном;
сравнивают сказку по жанровым признакам с народной сказкой о животных;
восстанавливают порядок событий в сказке (по предл.плану) Физкультминутка
-А теперь встаньте, выйдите из-за парт. Повторяйте за мной:
Мы немножко отдохнём,Встанем, глубоко вздохнём.Руки в стороны, вперёд,На опушке зайка ждёт.(Дети выполняют движения)
Зайка прыгал под кустом,Приглашая нас в свой дом.(Прыгают на одной ножке, затем на другой, на двух сразу)
Руки вниз, на пояс, вверх,Убегаем мы от всех.(Бег на месте)
Побежим скорее в класс.И дослушаем рассказ.(Садятся за парты)
Руководит выполнением упражнений, снимает эмоциональное и физическое напряжение, следит за соблюдением безопасности при выполнении упражнений. Повторяют движения за учителем Вторичный синтез:
Анализ 1 части
-Прочитайте первое предложение: Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи.
- Почему, такие разные глаголы использует автор?
(………………………………………………………………)
-Каким изображён заяц вначале сказки?
 (Смешным; глупым; всего боялся)
- Почему? Какое название к первой части? (Надоело бояться)
-Прочитайте выразительно, как хвастался заяц.
(Дети читают отрывки)
- Как относились к зайцу молодые и старые зайцы?
 (Все смеялись над ним).
-Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? Почему всем сделалось весело?
(Смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только хвастается)
-Как вы думаете, придавали ли ему силы хвастливые слова?
- Почему автор несколько раз повторяет слова «глупый и смешной»?
- Найдите в этой части слова, которыми можно заменить выражение: очень удивились тому, что услышали. Зачитывают: Слушают и своим ушам не верят.
Предлагает учебную задачу; контролирует правильность и полноту ответов; формулирует вопросы и задания; дополняет ответы учащихся, исправляет ошибки; побуждает к вдумчивому чтению. Работают над сюжетными элементами; читают текст выразительно; объясняют авторское отношение к изображаемому; передают характер героя в чтении; объясняют мотивы поведения героя; определяют роль использованных художественно-выразительных средств Работа над иллюстрацией Сл.5
- Какой эпизод сказки изобразил художник?
- Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент?
- Почему художник одел всех зайцев в одежду?
- Какая на них одежда?
Организует работу по развитию речи; объясняет роль смежного вида искусства (иллюстрация) в понимании идеи произведения. Рассматривают иллюстрацию, словесно описывают происходящее действие; соотносят с текстом (общее и различное); определяют настроение, переданное художником. Анализ 2 части Сл.6
- О чем говорится в этой части?
- Прочитайте, как волк вел себя, когда услышал зайцев?
(Волк остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.)
- Опишите волка. Какой он?
- Найдите слова в этой части, которыми можно заменить выражение: Появился, как только о нем вспомнили. (А волк – тут как тут)
- Посмотрите внимательно на слова, обозначающие действия волка:ходил; проголодался; подумал; слышит;
остановился; понюхал воздух;начал подкрадываться; близко подошёл; начал выглядывать;бежал в другую сторону;ему показалось;
-О чем они говорят?
(…………………………………………………………….)
Организует вдумчивое, выборочное чтение текста; осуществляет анализ эпизода в единстве содержания и формы худ.произведения; Кратко пересказывают эпизод; читают выразительно; словесно описывают героев; работают над деталями, передающими поведение героя; Анализ 3 части - Какой момент в сказке вы считаете самым важным? Как называется этот остросюжетный момент в развитии действия? (Кульминация.)
-Прочитайте, как встретились заяц и волк.
-Найдите предложения, которыми автор передаёт смертельный испуг зайца при встрече с волком.
- Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? (Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.)
- Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать?(Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я … я … я…».)
- Как поступает заяц, увидев волка?
- Как автор говорит о том, как заяц побежал?
 (Задал такого стрекача, что кажется, готов был выскочить из собственной кожи.)
- Как вы понимаете выражения?
“Душа в пятки убежала”
“Язык у хвастуна точно примёрз”
“Задал такого стрекоча” Организует наблюдение за поведением героев; формулирует вопросы; добивается аргументированных ответов; помогает сформулировать выводы; обобщает ответы детей. Осуществляют выборочное чтение, пересказывают эпизоды; мотивируют поступки героев; определяют психологическое состояние по деталям в тексте; анализируют ситуацию; сравнивают поведение героев; объясняют фразеологизмы, подбирают синонимы. Анализ 4 части - Обратимся к финалу. Кто герой финальной сцены? Найдите авторские характеристики, оценочные слова, которыми характеризует автор героя.
(……………………………………………………..)
- Как вы думаете, стал ли заяц храбрецом? Докажите словами из текста.
- Можно ли считать финал развязкой и почему?
- Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?
- Почему все зайцы в конце концов поверили в храбрость зайца? Как они стали к нему относиться?
(Как к герою, который спас их от неминуемой гибели.)
Проясняет авторское отношение к изображаемому; подводит к пониманию идеи произведения; Осуществляют выборочное чтение; определяют художествено-выразительные средства; отвечают на вопросы с опорой на текст; объясняют мотивы поведения героев. Закрепление изученного Работа по карточкам
(в парах)
-А теперь выполним задания по карточкам (в парах):
Ребята, вы заметили, что события в сказке развиваются быстро, динамично. В тексте очень много слов, обозначающих действия героев (глаголы и глагольные формы). Ваша задача……….
КАРТОЧКА
Задание: Распределить слова по группам:
а) действия зайца , б) действия волка:
Крикнул на весь лес; проголодался; подумал; расхрабрился; взобрался на пенёк; остановился; понюхал воздух; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; упал со страху; перевернулся; начал подкрадываться; задал стрекача; бежал; близко подошёл; начал выглядывать; выбился из сил; бежал в другую сторону; ему показалось; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится.
ходил; слышит; убежал.
Проверим выполнение заданий:
Действия зайца: Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится.
Действия волка: Ходил; проголодался; подумал; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежал.
Объясняет порядок выполнения работы по карточкам, мотивирует на успешную работу; организует самопроверку Работают в парах, распределяют слова по группам; осуществляют самопроверку. Работа с пословицами
Сл.7
- Объясните пословицу: Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
-К кому из героев произведения можно применить поговорку «У страха глаза велики»? (Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.)
Организует мыслительную деятельность; задает вопросы, требующие рассуждения, доказательства, опирается на опыт учащихся. Читают пословицы, соотносят с содержанием прочитанного произведения, объясняют смысл пословиц Итог урока. Обобщающая беседа -Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? Чему учит нас эта сказка?
- Что нового узнали? Какую информацию узнали о жизни волка и зайцев в лесу?
Организует обмен мнениями, побуждает к выводам и оценке результатов учебной деятельности Формулируют главную мысль произведения; оценивают уровень полученных новых знаний Домашнее задание Подготовить пересказ сказки от имени зайца
Обращает внимание на творческий характер дом.задания, предупреждает возможные ошибки Рефлексия.
Итог урока:
Было интересно …
Я понял, что …
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни …
Трудно было …
Я научился …
Я смог…
Объясняет задание, осуществляет обратную связь; оценивает качество проведенного урока Оценивают собственную деятельность на уроке по предложенным критериям; прогнозируют дальнейшую работу по совершенствованию читательской деятельности