Портфолио профессиональных достижений учителя начальных классов на 1 категорию


Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1
г. Новочеркасска
Портфолио
профессиональных достижений
педагогического работника
Николаевой Ирины Викторовны
учителя начальных классов
2015 год
Содержание
Раздел 1. Общие сведения о педагоге……………………………………………………..3
Раздел 2. Официальные документы…………………………………………….................4
Раздел 3. Показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой) по должности «учитель»……………………………………………………………………….8
3.1 Использование программы, постановка педагогических задач при реализации основных и индивидуальных программ на уроке на примере конспекта открытого учебного занятия……………………………………............................................................8
3.2 Проведение открытых уроков………………………………………………………...12
3.3 Создание здоровье сберегающей среды в системе индивидуальной работы с обучающимися……………………………………………………………………………..24
3.4 Результаты освоения обучающимися адаптированных основных образовательных программ по предметам в классе «Особый ребенок»…………………………………...29
3.5 Результаты диагностики уровня развития способностей у обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности …………………………………………31
Раздел 4. Участие в школьных, региональных, всероссийских конкурсах ………………………………………………………………………………………………35
4.1 Результаты внеурочной деятельности обучающихся …………………………........35
Раздел 5. Использование современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств ………………………………………………………………………………………………38
Раздел 6. Результаты деятельности в области социализации и воспитанности обучающихся ………………………………………………………………………………42
6.1 Динамика роста уровня воспитанности обучающихся в классе «Особый ребенок» (по результатам мониторинга) ……………………………………....................................42
6.2 Динамика процесса социальной адаптации обучающихся в классе «Особый ребенок» (по результатам диагностики)………………………….....................................44
Раздел 7. Результат деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе …………………………………………………………………………………45
7.1 Распространение педагогического опыта ……………………………………………45
7.2 Методическая работа ………………………………………………………………….45
7.3 Участие в профессиональных конкурсах ………………………………………........46
7.4 Работа по теме самообразования…………………………………………..................47
Раздел 8. Отзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого ………………………………………………………………………………………………48
Раздел 9. Приложения (благодарности, грамоты, дипломы, фото)…………………….49
Раздел 1. Общие сведения о педагоге.

Визитная карточка
1. Ф. И. О. Николаева Ирина Викторовна
2. Дата рождения 1 февраля 1969 года
3. Образование, наименование образовательной организации, год окончания
Среднее специальное, Шахтинское педагогическое училище, 1988 год
По специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» присвоена квалификация учитель начальных классов
4. Должность, которая подлежит аттестации
учитель начальных классов
5. Место работы
ГКОУ РО школа-интернат VIII вида №1 г. Новочеркасска
6. Общий стаж работы
26 лет
7. Стаж педагогической работы
23 года
8. Стаж работы в должности (в данном учреждении)
3 года
9. Повышение квалификации РИПК и ППРО с 16.09
по 30.11 2013 года по проблеме: Обновление содержания и технологий обучения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
10. Контактные телефоны: рабочий 88635232354, домашний 88635236255,мобильный 89085024819
Раздел 2. Официальные документы.
Раздел 3. Показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой) по должности «учитель»
3.1 Использование программы, постановка педагогических задач при реализации основных и индивидуальных программ на уроке на примере конспекта открытого учебного занятия
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» В.Ключевский.
Сколько себя помню, всегда знала, что буду работать в школе учителем начальных классов. И вот уже 23 года считаю педагогику не профессией, а образом жизни. Глубоко убеждена, что главным предназначением учителя является способность разбудить в каждом ребенке желание познавать окружающий мир, научить способам деятельности и двигаться вместе с ним, доказывая себе и обществу, что нет необучаемых детей, нужно только помочь им раскрыться.
Каждый человек занимает в обществе вполне определённое место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Невежество, равнодушие, предрассудки и страх являются социальными факторами, которые в течение многих лет вели к изоляции людей со сниженными функциями и задерживали их развитие. Многие из детей с умственной отсталостью никогда не покидали свои дома-интернаты, а те из них, кто живёт с родителями, зачастую всё своё время проводят взаперти в четырёх стенах.
Ещё в своём романе "Собор Парижской Богоматери" Виктор Гюго описывал Квазимодо, у которого "в увечном теле оскудевал и разум": "С первых же своих шагов среди людей он чувствовал, а затем и ясно осознавал себя существом отверженным, оплёванным, заклеймённым".
До недавнего времени в России таким детям не оказывались образовательные услуги. Они находились в семьях или учреждениях Министерства социальной защиты населения. В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме обучения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной деятельности, исследуются возможности их интеграции в обществе.
В нашей школе был открыт 1 класс «Особый ребенок» 1 сентября 2009 года для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Я начала в нем работать воспитателем с 1 класса по 3 класс. С 1 сентября 2012 года назначена учителем и классным руководителем в 4 класс «Особый ребенок».
Рабочая программа в классе «Особый ребенок» реализуется по системе начального образования обучающихся с ОВЗ в школе-интернате VIII вида в течение 9 лет. Мною были разработаны рабочие адаптированные программы на 4, 5 и 6 годы обучения. А также на каждый год разрабатываются индивидуальные программы с учетом диагноза и особенностей каждого ребенка. Основной целью моей педагогической деятельности является создание на уроках необходимых условий для максимального влияния образовательного процесса на активизацию познавательной деятельности учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. В качестве ориентиров мною избраны следующие приоритетные направления:
развитие коммуникативных навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;
выработка положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в обществе.
Создание необходимых условий для максимального влияния образовательного процесса на активизацию познавательной деятельности учащихся невозможно без выработки у детей коммуникативных навыков. Я не стремлюсь всех научить читать, писать, считать на "отлично", да это и невозможно, так как в классе большинство детей неговорящих. В процессе обучения развиваю и совершенствую навыки общения детей с разными социальными и возрастными группами. Понятие "общение" предполагает умение слушать и понимать, умение соблюдать очерёдность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу. Как учитель я помогаю ученику с ограниченными возможностями здоровья научиться пользоваться вербальными и невербальными навыками общения и освоить широкий спектр высказываний. А для этого свою работу я строю по девяти основным направлениям:
развитие способности познавать себя;
развитие умения заботиться о себе;
развитие способности ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его;
развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;
развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
развитие восприятия речи;
развитие умения подражать;
развитие умения соблюдать очерёдность в разговоре;
развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.
Реализую работу этих направлений через основные формы обучения: развивающие игры (подвижные, пальцевые, сюжетные, ролевые, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и другие); наблюдения, прогулки, экскурсии; знакомство с предметами, игрушками, и действиями с ними; рассматривание картинок, картин, фотографий и работа с ними; анализ и умение чтения рисунков, символов; рисование и лепка; упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера); этюды; рассказ педагога и рассказы детей; беседы; моделирование жизненных реалий (в школе, семье, обществе).
Целью урока для меня является создание условий, способствующих развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья и эффективному усвоению учебного материала на уроках в начальных классах. Успешно справиться с этой задачей помогает дидактическая игра и игровые приёмы. Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения умственно отсталого ребёнка. Мои воспитанники учатся подчинять свое поведение правилам игры, в результате которой формируются его движения, внимание, воображение, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно нужны для успешного обучения данной категории детей. Игровые приёмы предоставляют им свободу в принятии самостоятельных решений, они способствуют концентрации ребёнка в течение продолжительного времени. Игровые ситуации - это развлечение и расслабление, они вносят разнообразие в школьные будни, наконец, игра - это удовольствие для детей. Через игру ребёнок познает окружающий мир (узнаёт свойства ряда материалов, различия во временах года и т.д.), развивает речь. Игровая деятельность способствует развитию памяти, внимания, формированию личности ребёнка, его общения и социализации в обществе.
С целью актуального перспективного планирования работы серьезное внимание уделяю проведению диагностики. Эту работу я провожу совместно с психологом школы. Наиболее эффективным и апробированным считаю метод "обучающего эксперимента" и метод "экспертной оценки" ученика разными специалистами. Для того, чтобы экспертиза проходила в единой форме в школе разработана "Карта развития ребёнка. "Карта развития ребёнка" позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, воспитателя, логопеда, психолога и разработать программу индивидуального развития и обучения ученика с проблемами развития и воспитания, а также отслеживать её эффективность на разных этапах, и, по мере необходимости, вносить необходимые коррективы. Таким образом, "Карта развития ребёнка" является единым комплексным методом наблюдения за динамикой развития ученика. Наблюдение и экспертиза происходят в контексте обучающих и развивающих заданий, предлагаемых программой развития детей "Особый ребёнок". Данная программа направлена на формирование общей грамотности детей, обучение социально-бытовым навыкам, формирование межличностных отношений и пр. Программа адаптирована мною для использования на занятиях с детьми с умеренной степенью умственной отсталости.
В своей работе считаю, что сохранение здоровья учащихся - одна из главных задач учителя. Большое значение придаю правильной организации урока, в связи, с чем каждый свой урок строю в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Во избежание усталости детей, чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником, устные упражнения, практическая работа и т.д. Стараюсь на уроках чередовать труд и отдых, включаю в урок "минутки" релаксации, двигательную разминку, пальчиковую гимнастику, упражнения для снятия зрительного напряжения, речевые разминки, артикуляционную гимнастику. На уроках использую методы позитивной психологической поддержки. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога - важный момент здоровьесбережения. Дети испытывают ощущение комфорта, защищенности, интереса к моему уроку, стремлюсь, чтобы каждое занятие оставляло в душе ребенка только положительные эмоции.
Опираюсь не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и работаю над становлением мотивационной сферы гигиенического поведения, реализацией усвоенных знаний и представлений в поведении. Как классный руководитель часто провожу классные часы под общей тематикой: "Новые уроки здоровья", на которых формирую у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасности жизни, физического воспитания. Теперь учащиеся моего класса, пришедшие в школу без элементарных гигиенических представлений, без проблем чистят зубы, делают зарядку, знают, что значит для человека здоровая пища, правильно ведут себя в школьной столовой, знакомы с правилами хорошего тона. Содержание уроков здоровья наполняю игровыми моментами, сказочными сюжетами, учитывая специфику младшего школьного возраста.
Активно сотрудничаю с родителями учащихся. Свою работу с родителями строю так, чтобы выработать единство требований, предъявляемых к ребёнку, которые позволяют формировать благоприятную среду для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы учащихся. Провожу консультации, тематические родительские собрания: "Про меня и мою семью", "Дурные привычки", "Манера поведения", приглашаю родителей на открытые уроки, привлекаю их к проведению школьных праздников, участию в тематических неделях, изготовлению сценических костюмов, методических пособий, праздничных газет, совместных поделок.
Воспитательная работа на уроках математики, чтения и письма имеет огромное значение. На своих учебных занятиях воспитываю убежденность в возможности познания законов природы и использование достижений на благо развития человеческого общества, чувство ответственности за защиту окружающей среды, необходимость сотрудничества в процессе выполнения совместных учебных задач.
Считаю, что условия, создаваемые мною для активизации познавательной деятельности данной категории детей, будут способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, воспитанию интереса к окружающему миру, развитию чувства понимания себя и других людей, потребности в общении и социального доверия.
3.2 Проведение открытых уроков.
№ п/п Предмет, тема Дата Уровень проведения Отзывы специалистов
1. Математика по теме: Соотнесение количества предметов с числом. Повторение. (Видео-урок). 21.05.2013 г. Школьный 2. Математика по теме: Порядковые числительные первый-пятый. 01.10. 2014 г. Региональный Рецензия зам. директора по ВР
Ракитянской
О. В.
3. Чтение, письмо-комбинированный урок по теме: Время года – весна. Загадки о весне. Списывание печатных текстов – поговорки, названия весенних месяцев. 19.05.2015 г. Школьный Рецензия зам. директора по УР Мирошниковой В. В.

Конспект урока по математике в 6 классе «Особый ребенок» составила и провела
на областном семинаре по теме: «Инклюзивное образование»
учитель начальных классов Ирина Викторовна Николаева
Тема урока: «Порядковые числительные первый-пятый».
Продолжительность урока: 30 минут.
Форма проведения урока: традиционная.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Цель урока: формирование элементарных математических представлений о порядковых числительных у учащихся, необходимых в повседневной жизни.
Задачи урока: 1) познакомить детей с порядковыми числительными первый- пятый средствами практической деятельности; повторить достоинства монет в процессе игровой деятельности;
2) корригировать и развивать зрительно - слуховое восприятие, мелкую моторику пальцев рук через раскрашивание, элементарные математические навыки на конкретных жизненных примерах;
3) воспитывать самостоятельность, трудолюбие, умение доводить дело до конца средствами сюжетно-ролевой игры и во время практической деятельности.
Оборудование урока: подписанные индивидуальные конверты с цифрами, вагончики каждому ребенку, пазлы-цифры деревянные, монеты в кошельке, рабочие тетради, цветные карандаши, деревянные цифры обводить; настоящие сахар, чай, конфеты, печенье с ценой на них.
Ход урока.
I.Организационно-подготовительный этап.
1.Дети приветствуют гостей.
2.Пальчиковая разминка «Моя семья» (проводит воспитатель).
II.Основной этап.
1.Повторение пройденного и подготовка к усвоению нового материала.
1)Организация сюжетно-ролевой игры.
Таблица 7 я -учитель по таблице работает с детьми
Семь я – семья (воспитатель готовится раздать детям роли:
мама, папа, дед, баба, сын, дочь).
2)Проведение сюжетно-ролевой игры.
Учитель: - Вечерами вся семья любит пить чай. Куда нам надо сходить, чтобы все купить для чая? Дети с собой мы возьмем что? (появляется кошелек с деньгами, затем открывает учитель магазин на парте с товарами, продавец Кристина ).
Дети по очереди (первый-дед, вторая - баба, третий – папа, четвертая – мама, пятый – сын) покупают продукты, складывают в пакет.
Учитель: - После уроков мы всей семьей попьем чай.
Вы хорошо потрудились, а сейчас мы с вами отдохнем.
Физминутка «Солнышко» под музыку.
2.Сообщение нового материала.
Учитель раздает детям индивидуальные конверты с цифрами самоклеющимися.
Каждый ученик вынимает цифру и по очереди называет ее.
Задание: построить поезд - приклеить цифры на магнитную доску под своим вагончиком по порядку, четко проговаривая с детьми порядковые числительные.
3.Закрепление полученных знаний.
Практическая работа в тетрадях.
1-ое задание: прописать числовой ряд в тетради – Альберту, Кристине, Вадиму; Антону, Лере - по обводке обвести. Славику, Алине пальчиковые цифры обводит воспитатель. Олег раскрашивает сам.
2-ое задание: обвести свою деревянную цифру и закрасить цветным карандашом.
Физминутка: построим живой вагончик и по очереди проедем по массажной дорожке, проговаривая порядковые числительные.

III.Заключительный этап.
1.Вывод из урока.
-Мы научились с вами считать порядковыми числительными, что пригодится вам в жизни.
2.Итог урока.
- Куда мы ходили всей семьей? (в магазин)
- Что нужно иметь при себе, чтобы делать покупки? (деньги)
- Как научились считать вагончики? (по порядку - первый, второй, третий, четвертый, пятый)
- Спасибо всем, вы хорошо на уроке работали. Молодцы!
А сейчас мы будем выходить из кабинета по порядку.


Самоанализ урока.
Дети в классе учатся разного возраста и имеют различные диагнозы. Альберт Лесонен, Софья Слугачева с синдромом Дауна; Антон Щербаков, Вадим Ханларов, Олег Янучок, Виталий Румянцев, Вячеслав Васильев – аутисты, причем совершенно непохожие; Лера Евтеева с синдромом Аперта; Кристина Смотрицкая с диагнозом: умеренная умственная отсталость с глубоким нарушением речи. У половины учеников в классе отсутствует речь.
На уроке осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от особенностей каждого ученика в подборе заданий.
Цель урока: формирование элементарных математических представлений у учащихся о порядковых числительных, необходимых в повседневной жизни.
Задачи урока: 1) образовательная - познакомить детей с порядковыми числительными первый-пятый средствами практической деятельности; повторить достоинства монет в процессе игровой деятельности;
2) коррекционная – корригировать и развивать зрительно-слуховое восприятие, мелкую моторику пальцев рук через раскрашивание, элементарные математические навыки на конкретных примерах;
3) воспитывающая – воспитывать самостоятельность, трудолюбие, умение доводить дело до конца средствами сюжетно-ролевой игры и во время практической деятельности.
По счету урок по данной теме проводится первый. Тип урока: комбинированный.
На каждом этапе урока используются словесные, наглядные и практические методы. Выбранные приемы проведения сюжетно-ролевой игры и практической деятельности помогают приучать детей пользоваться полученными умениями и навыками в повседневной жизни.
Поставленные задачи удалось достичь средствами СБО и связью детей с жизнью.
Рецензия
на открытый урок по математике Николаевой И. В., учителя начальных классов школы – интерната VIII вида №1 г. Новочеркасска по теме «Порядковые числительные первый-пятый»,
6 класс «Особый ребенок»
Данный урок проводился 1 октября 2014 года в рамках областного семинара на тему: «Инклюзивное обучение». На нем присутствовали заместители директоров общеобразовательных школ.
Это урок изучения нового материала. Цель урока: формирование элементарных математических представлений о порядковых числительных у учащихся, необходимых в повседневной жизни.
Урок прошел на высоком профессиональном и методическом уровне. Все этапы урока были выдержаны, логически связаны и сопровождались использованием наглядности, созданной учителем.
Совместная работа с детьми позволила мотивировать их познавательную активность, а разнообразие видов деятельности обеспечило занятость всех учеников. Ведущей формой деятельности учителя на уроке являлся индивидуальный подход, которая помогала детям чувствовать себя уверенно и выполнять посильные для них задания.
Все выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, цели и задачам урока, возрастным особенностям и познавательным возможностям детей с ОВЗ.
На каждом этапе урока использовались словесные, наглядные и практические методы. Выбранные приемы проведения сюжетно-ролевой игры и практической деятельности помогают приучать детей пользоваться полученными умениями и навыками в повседневной жизни. Поставленные задачи удалось достичь средствами СБО и связью детей с жизнью.
В течение урока отмечалась комфортная психологическая обстановка: царила атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Дети были раскрепощены, свободно общались с учителем и друг с другом. Присутствовали оздоровительные моменты: физкультминутка, минуты релаксации.
Цель урока была достигнута полностью, работа учителя заслуживает отличной оценки.
Директор
Рецензент зам. директора
Конспект открытого урока, проведенного 19.05.2015 г.
в 6 классе «Особый ребенок»
Чтение, письмо
Тип урока: комбинированный
Тема: Время года - весна. Загадки о весне. Списывание печатных текстов- поговорки, весенние месяцы.
Цель: закрепление у детей представлений о признаках весны средствами загадок и собственными наблюдениями учеников.
Задачи: 1) повторить признаки и названия месяцев весны средствами загадок; 2) корригировать и развивать память, внимание, устную речь, вербальное и невербальное общение; навыки чтения и письма; 3) воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей красоте природы.
Оборудование: ИКТ – презентация загадок о весне, карточки со словами «март», «апрель», «май», «весна», поговорки.
Ход урока:
                                        
1.Орг. момент
Вход под музыку (звучит песня «Весна идет»)
Псих. Настрой.
Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.
А) Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада нашей встрече.
Долгожданный дан звонок,Начинается урок.Сядем прямо, не согнемся,За работу мы возьмемся.
Работа над временными представлениями
Ребята, послушайте внимательно загадку и подумайте, о каком времени года говорится в загадке?
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса –
Вот и к нам пришла … (Весна).
Тема урока: Время года: весна.
вспомнить: приметы весны, изменения в природе весной и весенние праздники,месяцы.
Учитель: прочитайте весенние месяцы по порядку. (Дети выходят к доске).
Всем ученикам:
- ребята вспомните утром, когда вы шли в школу, какая была погода на улице?
Дети: ясно, солнышко светит.
Учитель: слайд №5
II. Работа по теме урока:
Задание: проследим по загадкам за изменениями в природе : приметы весны. Слайды №6-9
 Рассмотрим слайды с изображением времени года, в загадках найдем признаки весны
Учитель:
Какое время года?
Задание: -прочитайте названия месяцев по порядку (Кристина, Алик, Вадим, Соня выходят читать к доске)
Индивидуальная работа: Лера собирает картинку весны из 4-х частей под руководством воспитателя.
Дети:
- наступило время года весна
- солнышко греет теплее,
-ласковое, горячее, желтое, теплое
- темный, рыхлый
- тает снежок,
- образуются сосульки, и появляется капель,
- образуются ручейки,
Учитель
- давай посмотрим еще раз и повторим приметы весны хором; светит солнышко, снег тает, появляется капель и образуются ручьи, появляются проталины, появляются листики на деревьях, прилетают птицы, расцветают цветы.
Учитель: слайды № 10-17 (закрепление пройденного)
-посмотрите внимательно на экран, отгадайте загадки.
Учитель
- Молодцы.
Физминутка: (проводит воспитатель)
Март сосульки свесил с крыши      (взявшись за руки идём по кругу)
И капелью зазвенел.                       (остановились, ритмично хлопаем)
Солнце в небе выше, выше.          (подняли руки вверх)
Все хлопочут, много дел.                (наклоны вправо и влево)
Учитель:
- Ребята, а ведь про весну есть много пословиц, поговорок, и вот сейчас давайте все вместе проговорим поговорку о весне и подумаем, что же она обозначает.
Проговариваем все вместе.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Временные представления
Учитель:
( даю вразброс: апрель, май, март)
Кристина раздает детям весенние месяцы по порядку.
Учитель:
- давайте хором повторим
Дети
-хором повторили
- Март, апрель, май,
( проговариваем все вместе)
Учитель:
Молодцы, что мы с вами повторили?
Дети:
Мы повторили весенние месяцы.
III. Работа в тетради по письму.
Задание: Кристина, Альберт, Вадим списывают поговорку с печатного текста, остальные дети обводят названия месяцев.
Повторение.
Загадки, оставшиеся о весне. Презентация.
Итог урока. Рефлексия.
Рецензия
на открытый комбинированный урок по чтению и письму Николаевой И. В., учителя начальных классов школы – интерната VIII вида №1 г. Новочеркасска по теме: «Время года - весна. Загадки о весне. Списывание печатных текстов- поговорки, весенние месяцы.» в 6 классе «Особый ребенок»
Данный урок проводился 19 мая 2015 года. Это урок повторения изученного материала. Цель урока: закрепление у детей представлений о признаках весны средствами загадок и собственными наблюдениями учеников.
Урок прошел на высоком профессиональном и методическом уровне. Все этапы урока были выдержаны, логически связаны и сопровождались использованием наглядности, созданной учителем, презентации по теме.
Совместная работа с детьми позволила мотивировать их познавательную активность, а разнообразие видов деятельности обеспечило занятость всех учеников. Ведущей формой деятельности учителя на уроке являлся индивидуальный подход, которая помогала детям чувствовать себя уверенно и выполнять посильные для них задания.
Все выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, цели и задачам урока, возрастным особенностям и познавательным возможностям детей с ОВЗ.
На каждом этапе урока использовались словесные, наглядные и практические методы. Выбранные приемы проведения практической деятельности по чтению и узнаванию признаков весны помогают приучать детей пользоваться полученными умениями и навыками в повседневной жизни. Поставленные задачи удалось достичь средствами загадок, что помогло учителю проверить, как дети усвоили названия месяцев весны.
Задания по письму были подобраны с учетом индивидуальных способностей детей. Учитель раздал карточки каждому. Учитель с каждым учеником проговорил задание с применением логопедических приемов.
В течение урока отмечалась комфортная психологическая обстановка: царила атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Дети были раскрепощены, свободно общались с учителем и друг с другом. Присутствовали оздоровительные моменты: физкультминутка, минуты релаксации.
Цель урока была достигнута полностью, работа учителя заслуживает отличной оценки.
Директор
Рецензент зам. директора







3.3 Создание здоровье сберегающей среды в системе индивидуальной работы с обучающимися
Приоритетными направлениями работы в классе «Особый ребенок» являются:
укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
включение обучающихся в обслуживающий, хозяйственный, прикладной труд;
расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Процесс обучения и воспитания в классе «Особый ребенок» строится на следующих принципах:
социальной направленности;
практической направленности:
комплексного подхода;
индивидуализации обучения;
коррекционно-развивающей направленности;
деятельностного подхода;
доступности обучения;
эмоциональной интенсивности обучения.
Дифференциация – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для обучения. Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания в классе «Особый ребенок» очевидно. Ведь учащиеся по разным показателям отличаются друг от друга. Индивидуальный подход в обучении направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, характерные для детей с отклонениями в развитии. Цель данного подхода в обучении – это создание благоприятного психического развития каждого ученика в классе.


4 класс, урок обучения грамоте
6 класс, урок математики
022031900


6 класс, урок ИЗО
Для каждого ученика в начале учебного года разрабатывается индивидуальный маршрут обучения, который утверждается на школьном ПМП(к). Согласно индивидуальному маршруту обучения учебный материал подбирается для каждого ребенка индивидуально. Все работы детей собираются в специальные папки (портфолио) «Индивидуальные программы» по предметам за каждый год отдельно. В условиях классно-урочной системы индивидуальный подход в обучении и воспитании тесно связан с дифференцированным подходом.
Отслеживание результатов обучения и развития обучающихся
в классе «Особый ребенок»
на основе индивидуальных программ, разработанных на каждого ученика
Показатели самостоятельности обучающегося (ПС) Условные обозначения Баллы

Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен)

!
0
Действие выполняется ребёнком: -со значительной помощью взрослого пп1
-с частичной помощью взрослого п 2
-по последовательной инструкции (по изображению или
вербально) и 3
-по подражанию или образцу о 4
-самостоятельно с 5
Динамика результатов освоения обучающимися индивидуальных программ

п/п Область освоения 4 кл.
(2012-2013) 5 кл.
(2013-2014) 6 кл.
(2014-2015)
1. Обучение грамоте 33 % 50 % 64 %
2. Математические представления 33 % 52 % 60 %
3. Технологии творчества 53 % 73 % 82 %
4. СБО 37 % 60 % 65 %
5. Самообслуживание 43 % 62 % 78 %
Итого
40 %
59 %
70 %

3.4 Результаты освоения обучающимися адаптированных основных образовательных программ по предметам в классе «Особый ребенок»
Динамика роста качества освоения обучающимися
адаптированных основных образовательных программ по предметам
в классе «Особый ребенок»

п/п Предмет 4 кл.
(2012-2013) 5 кл.
(2013-2014) 6 кл.
(2014-2015)
1. Чтение 18 % 27 % 34 %
2. Письмо 20 % 26 % 33 %
3. Развитие речи 22 % 29 % 34 %
4. Математика 25 % 31 % 42 %
5. ИЗО 38 % 56 % 63 %
6. Самообслуживание 38 % 56 % 72 %
7. ХБТ 35 % 51 % 61 %
8. Ремесло 23 % 41 % 51 %
9. СБО 21 % 30 % 34 %
Итого 27 % 39 % 47 %


Учеба должна приносить детям радость, протекать на фоне положительных эмоций и исключать психотравмирующие ситуации в школе, т.е. организация учебного процесса должна быть подчинена созданию психологического комфорта. Для этого на уроках создаются ситуации успеха абсолютно для каждого ученика.
3.5 Результаты диагностики уровня развития способностей у обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности
в 4 классе «Особый ребенок»
№ п/п Ф. И. учащихся Мыслительные:
мышление, память Коммуникативные:
общение, речь Сенсомоторные:
мелкая моторика рук
1. Васильев В. 0 0 0
2. Евтеева В. 1 1 1
3. Карпенко С. 2 3 3
4. Лесонен А. 3 3 3
5. Плескачевская А. 0 1 1
6. Романов С. 1 3 2
7. Румянцев В. 2 3 2
8. Слугачева С. 2 3 2
9. Смотрицкая К. 3 3 3
10. Ханларов В. 2 2 2
11. Щербаков А. 2 2 2
12. Янучок О. 0 0 0
Баллы 18 24 21
Проценты 30 % 40 % 35 %
60 баллов – 100 %
За 2012-2013 учебный год – 35 %
в 5 классе «Особый ребенок»
№ п/п Ф. И. учащихся Мыслительные:
мышление, память Коммуникативные:
Общение вербальное и невербальное, речь Сенсомоторные:
мелкая моторика рук
1. Васильев В. 0 0 0
2. Евтеева В. 1 1 1
3. Карпенко С. 3 4 4
4. Лесонен А. 4 4 4
5. Плескачевская А. 0 1 1
6. Романов С. 1 3 2
7. Румянцев В. 2 3 2
8. Слугачева С. 2 3 3
9. Смотрицкая К. 3 4 4
10. Ханларов В. 2 2 2
11. Щербаков А. 2 2 2
12. Янучок О. 0 0 1
Баллы 20 27 26
Проценты 33 % 45 % 43 %
60 баллов – 100 %
За 2013-2014 учебный год – 40 %
В 6 классе «Особый ребенок»
№ п/п Ф. И. учащихся Мыслительные:
мышление, память Коммуникативные:
Общение вербальное и невербальное, речь Сенсомоторные:
мелкая моторика рук
1. Васильев В. 1 1 1
2. Евтеева В. 1 1 1
3. Лесонен А. 4 4 5
4. Плескачевская А. 1 1 1
5. Романов С. 1 3 3
6. Румянцев В. 3 3 2
7. Слугачева С. 2 3 3
8. Смотрицкая К. 4 4 5
9. Ханларов В. 3 3 3
10. Щербаков А. 3 3 3
11. Янучок О. 1 1 2
Баллы 24 27 29
Проценты 44 % 49 % 53 %
55 баллов – 100 %
За 2014-2015 учебный год – 49 %
Динамика роста развития способностей обучающихся
к научной (интеллектуальной), творческой и трудовой деятельности
в классе «Особый ребенок»

п/п Способности 4 кл.
(2012-2013) 5 кл.
(2013-2014) 6 кл.
(2014-2015)
1. Сенсорное развитие 28 % 40 % 51 %
2. Развитие общих движений 32 % 47 % 58 %
3. Формирование предметной деятельности 35 % 48 % 56 %
4. Самообслуживание и труд в быту 45 % 55 % 52 %
5. Развитие речи 35 % 42 % 47 %
6. Социальное развитие 35 % 42 % 42 %
7. Формирование навыков общественного поведения 30 % 43 % 49 %
Итого 34 % 45 % 51 %

Раздел 4. Участие в школьных, региональных всероссийских конкурсах
4.1 Результаты внеурочной деятельности обучающихся
Учебный год Уровень участия Наименование проекта, конкурса Ф. И. обучающихся Результат участия
2012 школьный Конкурс «Костюм из бросового материала» Смотрицкая К. Лауреат
2013 школьный Конкурс «Костюм из бросового материала» Романов С. Лауреат
2014 школьный «Осенний бал» Лесонен А.
Смотрицкая К. Лучшая пара бала
2015 школьный «А ну-ка, девочки!» Смотрицкая К. «Самая умелая» медаль
2015 всероссийский Блиц-олимпиада «В мире искусств» Смотрицкая К. III место
2015 школьный Конкурс стенных газет, посвященный 70-летию Победы Коллективная работа III место

Ноябрь 2012 год. Кристина – русалочка на конкурсе
«Костюм из бросового материала.

Ноябрь 2014 год. Кристина - лиса Алиса, Альберт – кот Базилио на конкурсе «Осенний бал»


Вот и закончился конкурс «А, ну-ка, девочки!». Наша Кристина получила медаль «Самая умелая» за пришивание пуговицы.
Раздел 5. Использование современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств
Я хочу представить свой опыт использования мультимедийных технологий
на уроках в классе «Особый ребенок».
Дети класса «Особый ребенок» имеют свои особенности в развитии и запоминании нового материала, мышления, основанного на образах и наглядности, поэтому использование современных компьютерных технологий повышает наглядность и доступность учебного материала.
На уроках детям предлагаются презентации на различные темы, предусмотренные программой: «Времена года», «Виды сезонной одежды», «Домашние и дикие животные» и другие. Учитель вместе с детьми рассматривает слайды, комментирует содержание слайда, задает вопросы учащимся и получает ответы, которые в дальнейшем закрепляются с каждым ребенком индивидуально. Так при изучении темы «Фрукты и овощи» ставится задача на уроке: учиться соотносить цвет и форму. Урок проводится с применением интерактивной доски. Учащиеся называют фрукты (яблоки, груши, сливы, бананы т. Д.), показывают их, обводят по контуру, называют цвет и форму. Некоторые учащиеся способны запомнить и назвать цвет и форму предмета.
Красочность материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, а наглядность, используемая на уроке, способствует лучшему восприятию, пониманию учебного материала и обогащению словарного запаса.

Письмо в 6 классе «Особый ребенок»
Тема. Самостоятельное списывание текста.
Тип урока: обобщительно-повторительный.
Цель : формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и практическому применению умений писать слова и предложения с изученными буквами.
Задачи:
-актуализировать умения писать изученные буквы;
-отрабатывать навык написания слов и предложений с изученными буквами, списывания печатного текста;
- организовать коммуникативные ситуации.
Оборудование: ИКТ-презентация к уроку.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Всем-всем добрый день!Прочь с дороги, наша лень!Не мешай трудиться,Не мешай учиться.
 - Ребята, скажите: для чего нам нужен урок письма? (Чтобы научиться писать)
 - Для чего надо уметь писать?
 - На уроке мы выясним, что вы уже знаете, умеете и будем учиться применять ваши знания.
Актуализация знаний.
 - С чего мы начинаем наш урок? (с повторения)
- Проведём разминку.
- Разделите буквы на две группы.


- Когда мы используем прописные буквы?
Работа в тетради.
Я тетрадочку откроюИ с наклоном положу.Я друзья от вас не скрою:Ручку я - вот так держу.Сяду ровно, не согнусь,За работу я возьмусь.
Письмо изученных букв по образцу.
Письмо слов с изученными буквами.
Работа со словарными словами.

Упражнение в письме и соединении строчных букв ш, и, у, л, м.
Физкультминутка.
Списывание печатного текста.
Подготовительная работа.
-На уроках письма мы еще учимся списывать слова и предложения.
-Сколько действий надо совершить для того, чтобы списать без ошибок? Какие?
Секреты списывания: читаю, понимаю, записываю (диктую себе), проверяю.

- Прочитайте текст «Моя семья» на карточках (выдаются ученикам 1 группы, 2,3 группы обводят в тетради)
-Сколько предложений в тексте? Как узнали?
Самостоятельное списывание текста (1 группа)
Итог урока
 - Чему вы сегодня научились?
Рефлексия.
 - Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях в тетради точку цветным карандашом:

Раздел 6. Результаты деятельности в области социализации и воспитанности обучающихсяВ классе «Особый ребенок» ведутся диагностические карты воспитанности на каждого ребенка.
Степень (уровень) сформированности качеств оценивается по 4-х бальной системе:
«0» - качество не проявляется
«1» - качество проявляется редко
«2» - почти всегда, но под воздействием взрослого
«3» - почти всегда, но еще не стало потребностью, требуется контроль со стороны взрослых
«4» - почти всегда, иначе поступить не может
6.1 Динамика роста уровня воспитанности обучающихся
в классе «Особый ребенок» (по результатам мониторинга)

п/п Критерии 4 кл.
(2012-2013) 5 кл.
(2013-2014) 6 кл.
(2014-2015)
1. Прилежание 18% 32% 38%
2. Трудолюбие 29 % 33% 38%
3. Отношение к природе 30% 32% 40%
4. Нравственные
качества 33% 35% 38%
5. Аккуратность и опрятность 25% 27% 36%
6. Дисциплина 32% 33% 40%
Итого 28% 32% 38%

6.2 Динамика процесса социальной адаптации обучающихся в классе
«Особый ребенок» (по результатам диагностики)

п/п Критерии 4 кл.
(2012-2013) 5 кл.
(2013-2014) 6 кл.
(2014-2015)
1. Саморегуляция поведения 15% 18% 33%
2. Трудолюбие 23% 27% 31%
3. Взаимопомощь 23% 27% 27%
4. Коллективизм
27% 28% 35%
5. Умение общаться со взрослыми и сверстниками25% 30% 35%

Раздел 7. Результат деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе
7.1 Распространение педагогического опыта
Личная страница на сайте http://www.prosholu.ru/user/MATRONA30/, где размещен конспект открытого урока, проведенного на областном семинаре по теме: «Инклюзивное обучение».
7.2 Методическая работа
Выступления на школьном МО учителей
№ п/п Год Тема Протокол
1. 2013 Осуществление индивидуального подхода в соответствии с типологическими особенностями обучающихся специальной (коррекционной) школы № 3 от 10.01.2013 г.
2. 2013 Развитие навыков общения у детей с отклонениями в развитии в классе «Особый ребенок» (тема самообразования) № 7 от 20.02.2013 г.
3. 2013 Система работы, приёмы и виды упражнений, направленные на формирование и развитие речи посредством работы над синтаксическими конструкциями № 4 от 28.03.2013 г.
4. 2014 Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе № 3 от 09.01.2014 г.
5. 2014 Развитие навыков общения у детей с отклонениями в развитии (тема самообразования) № 7 от 20.02.2014 г.
6. 2014 Реализация задач словарной работы на различных уроках № 4 от 25.03.2014 г.
7. 2015 Использование мультимедийных презентаций на уроках, как один из методов и технологий по развитию памяти обучающихся в классе «Особый ребенок» № 3 от 13.01.2015 г.
8. 2015 Развитие навыков общения в 6 классе «Особый ребенок» № 7 от 27.02.2015 г.
7.3 Участие в профессиональных конкурсах
№ п/п Наименование конкурса Уровень Дата Тема Результат
1. «Вопросита» Всероссийский 30.03.2015 г. «Профессиональная компетентность педагога (русский язык, литература)» II место
2. «Рассударики» Всероссийский 07.04.2015 г. «Приемы и виды упражнений, направленные на формирование и развитие речи детей в классе «Особый ребенок»» Лауреат
7.4 Работа по теме самообразования
Тема самообразования и сроки выполнения Ожидаемые результаты и основные целевые индикаторы Полученные результаты (промежуточные, конечные)
Развитие навыков общения у детей с отклонениями в развитии в классе «Особый ребенок»
01.09.2012 год – 30.05.2017 год Развитие навыков общения у детей умеренно и тяжело умственно отсталых складывается на начальном этапе из следующих задач:
-       научить ребенка слушать речь педагога;
-       научить понимать слова педагога;
-       научить ребенка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;
-       научить ребенка называть простейшие действия с предметами.
Главными целями в работе являются: развитие коммуникативных навыков учащихся, воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребность в общении и социальном доверии.
Всегда и везде соблюдать интересы учащихся;  защищать интересы учащихся;     работать единой командой, не разделяя обучение и уход;      работать в сотрудничестве с родителями.
Учитель получает возможности для поддержки и направления ученика, организации их совместной работы. Повышение качества знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в повседневной жизни. Разработанная система совершенствует у детей навыки общения вербального и невербального, формирует коммуникативную компетенцию.
Раздел 8. Отзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого
Раздел 9. Приложения (благодарности, грамоты, фото).
Результаты коллективной работы учителя и учеников на уроках и на факультативе «Вдохновение».

Апрель, 2013 год
Мы все долго ждали появление этой красоты. Любовь и трудолюбие вознаграждены.

Февраль, 2015 год. Сертификат за открытый урок.

Март, 2015 год. Букеты мамам и бабушкам готовы.
036576000

Март, 2015 год. Девочки на уроке «Ремесло» тоже подготовили подарки любимым женщинам.

Газета к 9 мая – подарок ветеранам от 6 класса «Особый ребенок».
Ура! Мы заняли 3-е место!