И. С. Никитин Русь. урок чтения 3 класс
Урок чтения. "А.П. Чехов. "Степь"
Цели: Формирование навыков поискового чтения, обучение словесному анализу, расширение лексического опыта. Развитие смысловой догадки, памяти, мышления. Воспитание любви к природе, к родному краю. Ход урока
Орг.момент.
Подготовка к восприятию
-Ребята, вспомните , пожалуйста из каких произведений эти отрывки, кто их автор?
- Какое из этих произведений является рассказом? (Л.Н.Толстой «Лебеди»)
-Заполните схему: (самостоятельно)
Работа по теме урока
-Сегодня мы с вами познакомимся с отрывком из повести Антона Павловича Чехова. Как называется эта повесть, вы узнаете, отгадав загадку.Какая ширь здесь и приволье Куда ни глянь - полей раздолье Южнее полосы лесов Лежит ковёр из трав, цветов Здесь простор ветрам и птицам Грызунам, волкам, синицам Здесь суховеи любят петь А зовётся это : (Степь)
-Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель. С его произведениями вы будете знакомиться в старших классах, ведь А. П. Чехов не писал для детей. Но много писал о детях. К тому же из его взрослых произведений можно взять отрывки, которые будут близки и понятны детям. Вот и сегодня мы будем читать отрывок из рассказа.
Каким словом можно заменить слово отрывок?
Лев Николаевич Толстой назвал Антона Павловича Чехова «Несравненным художником жизни», и нам предстоит в этом убедиться на уроке во время чтения.
- После прослушивания рассказа(уч. С 134-136), ответьте на следующие вопросы:
(чтение текста учителем, ответы на вопросы)
Составление модели обложки
- Кто автор этого произведения?
-Как называется произведение?
-Какого жанра это произведение?
Сейчас мы будем читать отрывок вместе. При чтении попробуем разделить его на части. Словарная работа
-В рассказе при чтении текста нам встретятся незнакомые и трудные слова. Давайте с ними поработаем. ( рогожа, потёмки, явственно, перекати-поле. ) Как вы понимаете смысл этих слов?
Составление плана
На сколько частей можно разделить этот текст?(Работа над составлением плана)
Работа в группах
1 группа
Вопросы:
1. Кто был свидетелем этого явления?
2. Какое самочувствие было у Егорушки?
3. Какие сравнения применяет автор для описания грозы?
2 группа
Вопросы:
Как мигнула молния?
Как Чехов описывает тучу? Прочитайте.
Как чувствовал себя Егорушка?
3 группа
Вопросы:
С какой силой дул ветер? Прочитайте.
-Что нёс он с собой?
Как чувствовал себя Егорушка?
4 группа
Вопросы:
Что автор говорит о громе?
Что увидел Егорушка, выглянув из рогожи?
Каково было самочувствие Егорушки?
5 группа
Вопросы:
Как начинался дождь? Прочитайте.
Каково было самочувствие Егорушки?
Представьте себе, что дождь закончился, выглянуло солнце. Какой вы увидите степь?Какое может быть состояние у человека, находящегося в это время в степи?Можно еще раз вспомнить слова А.П.Чехова: "Степь я люблю и чувствую себя в ней как дома".
Работа в рабочей тетради.
(самостоятельно: с.94-95 (№1-№3)
Дополнительно:
Литературный диктант.
Сказка, рассказ, стихотворение, отрывок, автор произведения, поэт, былина.
Итог урока.Что же дарит человеку родная природа? (Радость, счастье. Иногда страх, беспокойство)Родная природа вызывает чувство любви к Родине, к родному краю. А.П.Чехов любуется ею, ее звуками, ее раздольем, ее красотою.
Домашнее задание
Уч. С 134-136, чит. ворп., р/т с 95 №4