Урок литературного чтения на тему:  И. С. Никитин Русь. 
 Тема: И. С. Никитин "Русь".
Предмет:  литературное чтение
Программа: Начальная школа XXI век
Класс:  3-А
ФИО учителя: Мельникова Елена Георгиевна,   МБОУ  «СОШ№14»
Цели педагогической деятельности Создать  условия для:  изучения и первичного закрепления знаний произведения  И. С. Никитина «Русь», перевода  деятельности  учащихся с репродуктивной до творческой,  самостоятельной (исследовательской) на основе элементов модульного обучения (МО), коллективных способов обучения (КСО)Способствовать:1)формированию  начального представления о патриотической лирике, о роли риторических вопросов в произведении; 
2) формированию системы читательских умений и  умений выделять поэтический мотив;
3) развитию познавательных способностей в области истории Отечества,  установлению межпредметных связей;
4) воспитанию патриотов России.
Тип урока Изучение нового материала.
Планируемые образовательные результаты  Предметные: научатся понимать, что такое тон, темп и ритм стихов, выделять логические ударения и соблюдать паузы, определять тему текста, выразительно читать, выполнять задания в тетради, понимать содержание стихов (мысли и чувства поэта),видеть  сравнения, эпитеты и олицетворения, сравнивать темы и интонационные рисунки стихов, называть фамилии русских поэтов.
Метапредметные: регулятивные: организация своей учебной деятельности: целеполагание,  планирование;  контроль и оценка результатов учебной деятельности.
познавательные: - умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос;
коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Личностные:  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации,
формирование чувства сопричастности с жизнью своего народа и Родины,
 умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно.
Методы и формы обучения Частично - поисковый, индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Образовательные ресурсы  
Презентация «Зима в картинках русских художников»
Презентация «И. С. Никитин»
Видеофильм «Моя Россия»
Видео. Музыкальная физминутка.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 
ЭТАПЫ УРОКА ОБУЧАЮЩИЕ  И РАЗВИВАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯУНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Мотивация учебной деятельности  Учебник с 4.  Стихи каких русских поэтов вам уже знакомы?
Каждый поэт по-своему передаёт свою любовь к Родине, своё восхищение картинами родной природы, свои чувства и мысли. Познакомьтесь в новом разделе «Стихи русских поэтов» с новыми именами. Постарайтесь услышать их голоса, понять, о чём и как они говорят. Называть изученные стихотворения русских поэтов. Личностные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
Регулятивные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Актуализация знаний Словарная работа.
Мурава. Учебник с 6
 Знакомство с новым понятием - логическое ударение. Учебник с 6
I Подготовка первичного восприятия.
 - Сегодня мы прочитаем произведение, рассказывающее об истории нашей Родины, о людях, защищавших её, мы подумаем о том, как наша с вами жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.
Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.
Коммуникативные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.
Познавательные: выделять существенную информацию из текста.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) Презентация " Биография И. С. Никитина"
(Приложение 2)
 Статья об авторе в учебнике с 6-7
Видеофильм «Моя Россия» (Приложение 3) II Первичное восприятие. Чтение учителя.
III Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли стихотворение?
-Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? 
IY Биография И. С. Никитина.
Y Постановка учебной задачи. 
 -Стихотворение " Русь" - это первое произведение И. Никитина, появившееся в печати.
"Когда читаешь " Русь" - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!" - писал критик Олег Ласунский.
- Попробуем и мы с вами научиться выразительно читать это замечательное произведение, чтобы в нашем чтении слышался гимн родной земле.
 Просмотр видеофильма.
Какие картины природы совпали в вашем воображении при слушании текста и просмотре фильма? Какие чувства возникли? Слушание текста. 
СамоосмыслениеСамоанализ.
 Читать молча, без речедвижения, справочную статью об авторе. Работать со справочной статьей (читать по абзацам, выделять важные факты из жизни автора). Личностные: чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
Познавательные: работать с учебной статьёй, осуществлять поиск необходимой информации.
Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам.
Первичное  осмысление и закрепление  Учебник с 4-6
Физминутка:
«Гимнастика со снеговичком» (Приложение 1)
Учебник с 6. Вопросы1-3
 
Иллюстрации к произведению с 4-5
Презентация «Зима в изображении русских художников»
Тетрадь с  VI Вторичное восприятие. Чтение учащихся. 
- Прочитайте стихотворение  и разделите текст на смысловые части. ( В парах)
Физминутка.
VII Чтение и анализ текста.
Ответы на вопросы в учебнике.
1)
 - Сколько частей у вас получилось?( 3 части )
1 часть: описание необъятных просторов Руси.
2 часть: описание  красоты природы
3 часть: прославление богатства и величия Руси.
2)
- Чему посвящена первая часть?
Стихотворение начинается с описания природы. Прочитайте это описание.
- Как вы думаете, можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?
- Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него?
- Какой образ Руси создаёт поэт?
- Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.( " Широка ты, Русь..." )
- Каким чувством пронизаны эти строки? ( Гордость, любовь, почитание. )- Прочитайте выразительно 1 часть.
3) 
-Прочитайте 2 часть. Чему она посвящена? (  Необъятным, бескрайним просторам России с севера на юг )Прочитайте 3 часть стихотворения.
- Чему она посвящена? ( В ней звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей, её славы. )- Прочитайте две последних строфы.
- Что значит для поэта любить Русь?
Выразительное чтение 3 части и её анализ.
 -Сопоставьте иллюстрации с текстом
-Какие бы картины  вы нарисовали?
 Какое время года сейчас за окном?
А вот как изобразили художники русскую зиму в своих картинах. Делить стихотворение на части. Упражняться в выразительном чтении стихотворения 
Работа в паре. Взаимоконтроль.
 
Учащиеся выполняют движения под музыку
Самоконтроль.
Выборочное чтение текста.
 Словесное иллюстрирование.
Самостоятельно заполнять  в тетради схему «Русские поэты». Коммуникативные: точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: овладевать навыками смыслового чтения  стихотворного текста в соответствии с целями и задачами; сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам.обобщать полученные сведения.
Личностные: способность к самооценке.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
 Итоги урока. Рефлексия.  Какие отрывки из этого произведения вам были знакомы? Если сможете, прочтите их наизусть.
VIII Обобщение и итог.
- Можно ли назвать это произведение гимном России?
- Что хотел передать Никитин нам - своим потомкам этим стихотворением?
Чтение отрывков наизусть Личностные: способность к самооценке.
Регулятивные:
самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.
Домашнее задание.  Учебник с 4-6, задания 1-4. Тетрадь с  Напишите мини - сочинение - рассуждение о том, как наша жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.                                                                                                                                                       Памятка №1                                                             
                                                                                                Литература.
                         1)"Литературное чтение" 3 кл, ч. 2. Учебник, авт. Ефросинина Л.А. – М.: Вентана – Граф, 2012.
                         2)"Литературное чтение". Рабочая тетрадь, ч. 2, 3 кл., авт. Ефросинина Л.А. – М.: Вентана – Граф, 2012.