Конспект урока информатики и ИКТ «Графика языка QBasic»

Конспект урока информатики и ИКТ
Тема урока: «Графика языка QBasic»
Автор: Колосов Дмитрий Александрович-учитель информатики
МБОУ «Борская СОШ»
Тип урока : Повторение и систематизация знаний
Цели урока:
Образовательные
Повторение и закрепление материала по теме “Графика языка QBasic”.
Стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом.
Совершенствование навыков работы с графическими операторами языка QBasic.
Воспитательные
Развитие познавательного интереса, мышления, умения анализировать, делать выводы, предвидеть результаты своей деятельности.
Создание условий для развития функции самооценки учащихся.
Развивающие
Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения анализировать, находить и исправлять ошибки.
Умение применять свои знания для решения задач различной направленности.
Оборудование :
Мультимедийная презентация (диск Приложение 7)
Карта ученика.
Карточки с заданиями.
Интегрированная среда QBasic.
Тест созданный в редакторе электронных таблиц MS Excel (диск)
План урока (с распределением времени):
Организационный момент. (3 мин.) Цель: проверить присутствующих, объявить тему и цели урока, настроить учеников на урок.
Повторение изученного материала путём анализа готовой программы. (15 мин).
Цель: повторить опорные понятия, изученные на предыдущих уроках, настроить учащихся на выполнение практической работы.
Закрепление материала на практике. (15 мин.)
Цель: выявить уровень владения учащимися знаниями и умениями, полученными при изучении темы: графические операторы QBasic, корректировать недостатки в усвоенном материале
4. Физкультминутка (2 мин)
5. Проверка знаний (5 мин).
Цель: оценить деятельность учащихся на уроке, выявить наиболее трудные моменты в изученном материале
6. Домашнее задание(2 мин).
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин.)
Цель: обобщить знания учащихся, ответить на вопросы учащихся, выставить отметки ученикам.




План урока
№ п/п
Структура урока (этапы)
Деятельность учащихся
Деятельность учителя

1
Организационный момент
Проверяют рабочие места, приветствуют учителя,
Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, создает ситуацию успеха. Объявляет тему и цели урока ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])


Повторение изученного материала путём анализа готовой программы.

Работают индивидуально с предложенным текстом программы при этом необходимо:
Проанализировать работу операторов с заданными параметрами;
Выполнить рисунок, являющийся результатом работы программы, на карточке в “компьютерной” системе координат. (см. Приложение №1 - карта ученика)
Предлагает проанализировать работу программы, которая демонстрируется учащимся через проектор (см. Приложение №2). Определяет цели этой работы. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )



Повторение и закрепление материала путём нахождения ошибок в программе

Индивидуальная и фронтальная работа по нахождению ошибок в записи операторов:
Учащиеся находят ошибку в записи оператора, подчёркивают её на карточке
записывают правильный вариант в тетрадь
проверяют себя вместе с учителем.
Предлагает учащимся исправить ошибки в записи операторов.
(Приложение №3)
(5 слайд)

3
Закрепление материала на практике – работа с разноуровневыми заданиями по карточкам.

Составляют программу на компьютере, содержащую все основные операторы графики, для получения требуемого результата.

Выдает учащимся карточки с рисунками разного уровня сложности (карточка на двоих учеников).
Предлагает вспомнить вид графического экрана, расположение осей, количество точек на экране.
Корректирует работу учащихся при написании программ
(Приложение №4).

4
Физкультминутка.

Выполняет с учениками зарядку для снятия напряжения глаз
Выполняют зарядку для глаз с учителем

5
Проверка знаний
Выполняют тест
Проверяет выполнение учащимися задания.
(Приложение №5 содержание теста)

6
Домашнее задание
Диктует и объясняет д/з.
Записывают д/з в дневники

7
Подведение итогов урока. Рефлексия

Сдают выполненные работы учителю.
Сохраняют программу.
Оценивают свою деятельность на уроке. Выявляют вопросы, которые вызвали наибольшее затруднение.
Обобщает знания учащихся.
Отвечает на вопросы учащихся.
Выставляет отметки.






Ход урока

1. Организационный момент.(слайд 1)

Учитель. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. Тема нашего урока «Графические операторы QBasic».
(слайд 2)Сегодня мы повторим и обобщим знания, закрепим умения использовать операторы языка программирования QBasic, для создания графических объектов. Откройте свои тетради запишите тему урока и сегодняшнее число.

2. Повторение изученного материала путём анализа готовой программы.
(слайд 3-5)
2а Учитель. Ребята на ваших партах лежат карточки с двумя заданиями. В первом задании вам необходимо самостоятельно на “координатной” сетке изобразить результат программы, текст которой изображен на экране (слайд2-3).
Ученики. Самостоятельно выполняют задание.
Учитель. Теперь давайте вместе со мной проверим результат выполнения этой программы. Вы можете комментировать выполнение задания
(Учитель на экране пошагово демонстрирует результаты выполнения программы. Корректирует ответы учащихся, задает наводящие вопросы.)
Ученики. Комментируют каждый шаг выполнения программы. Отвечают для построения каких графических элементов используются операторы в предложенной им программе. Исправляют свои ошибки.
Ответы учащихся: - оператор CIRCLE используется для построения окружности и
эллипса
- оператор LINE используется для построения линии и прямоугольника
- оператор PAINT используется для закрашивания замкнутого контура
цветом
- оператор SCREEN переводит монитора из текстового режима в
графический и обратно
- оператор WINDOW предназначен для задания на экране удобной для
задачи на построение графика функций декартовой системы координат


2б.
Учитель. Молодцы ребята, теперь приступим к выполнению второго задания. Второе задание заключается в том, чтобы вы нашли и подчеркнули ошибки в предложенной вам программе на карточках. Приступайте к выполнению задания, затем мы вместе проверим ваши результаты.
Ученики. Самостоятельно выполняют задания на карточках.
Учитель. Давайте проверим ваши работы. Прокомментируйте ваши решения.
(Учитель опрашивает несколько учеников, корректируя их ответы, параллельно с этим демонстрируя результаты на экране (слайд 6))
Ученики. Указывают, какие синтаксические ошибки были сделаны в программе. Записывают правильное решение в тетради.
Учитель. Хорошо, подводя итоги выполнения этих заданий, можно сделать вывод, что вы знаете определения, хорошо усвоили ранее изученный материал этой темы, следовательно, переходим к практическому применению знаний.

3. Закрепление материала на практике.
Учитель. Ребята перед вами на партах лежат карточки с готовыми рисунками. Ваша задача сначала в тетрадях записать программу, результатом которой будет рисунок, изображенный на карточке. Затем свои результаты вы должны будете выполнить на компьютере в среде программирования QBasic.
Ученики. Записывают программы в тетрадях, затем выполняют свои задания на компьютерах.
Учитель. Замечательно, я вижу, что все справились со своими заданиями. Теперь сохраните в компьютерах свои программы на рабочем столе в папке. Папке присвойте имя с вашей фамилией.
4. Физкультминутка.
Учитель. При работе за компьютером самым уязвимым органом является зрение. Чтобы снять усталость и зрительное напряжение проведем физкультминутку.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть на яркое пятно кабинета (считать до 5).
Ученики. Выполняют зарядку для глаз.
5. Проверка знаний (выполнение теста)
Учитель. Давайте продолжим наш урок. На рабочем столе ваших компьютеров находится файл Тест.xls. Откройте этот документ и выполните предложенный тест. Кто справится с выполнением задания, поднимет руку.
Ученики. Выполняют тест и сохраняют результаты.
Учитель. Проверяет и оценивает работы учеников.
6. Домашнее задание.
Учитель. Откройте дневники и запишите. Повторите материал уроков 9-18. Подготовиться к проверочной работе.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель. Займите свои места за партами и оцените свою работу на уроке. Выставьте в дневники ваши отметки.
(Учитель диктует отметки ученикам с комментариями для каждой)
Учитель. Ребята, я надеюсь, что наше общение на уроке было взаимообогащающим. Кому понравился урок? Какую работу вам понравилось выполнять больше: тест-опросник, работа с карточками, работа на компьютере. Какие этапы урока были для вас сложными? Какие дополнительные вопросы у вас возникли во время урока ко мне?


Я благодарю вас за урок. Урок окончен. До новых встреч.










Приложение №1 - карточка ученика.
1 задание. Выполните рисунок, который получится на экране в результате работы программы










2 задание. Найдите и исправьте ошибки в программе
1 SCREN 9
WINDOW (0.0) ,(640,350)
CRCLE (150,200) - 50, 3
PAINT (160,200) 3. 4
CIRCLE (250.300), 30 4
LINE (150,200) (200,350), 4
LINE (120.150) - (120,350) 5

Приложение №2.
Что будет на экране компьютера в результате выполнения программы? (на экране).
SCREEN 9
WINDOW (0,0)-(640,350)
CIRCLE (300, 200), 120, 10
CIRCLE (260,240),40,3,,, 0.5
PAINT (270, 250), 3
LINE (310, 240) – (390, 240), 3
LINE (300,200)-(280,160), 10
LINE (280,160)-(320,160), 10
LINE (320,160)-(300,200), 10
LINE (260,140)-(340,140), 4
LINE (260,0) – (340, 100), 10, BF
Приложение №3.
Найдите и исправьте ошибки в программе
1 SCREN 9
WINDOW (0.0) ,(640,350)
CRCLE (150,200) - 50, 3
PAINT (160,200) 3. 4
CIRCLE (250.300), 30 4
LINE (150,200) (200,350), 4
LINE (120.150) - (120,350) 5
Исправленный вариант
1 SCREEN 9
WINDOW (0,0)-(640,350)
CIRCLE (150,200), 50, 3
PAINT (160,200), 3, 4
CIRCLE (250,300), 30 , 4
LINE (150,200)-(200,350), 4
LINE (120,150) - (120,350), 5

Приложение №4 (карточки).




































Дополнительное задание:






Примерные программы (к заданиям на карточке):


1. Человечек.
SCREEN 9
WINDOW (0,0)-(640,350)
CIRCLE (240, 210), 30, 4
CIRCLE (240, 110), 60, 3
LINE (190,120)-(160,140), 1
LINE (260,120)-(320,140), 1
LINE (220,60)-(200,20), 1
LINE (260,60)-(280,20), 1
LINE (200,20)-(180,20), 1
LINE (280,20)-(300,20), 1
2. Деревце в горшке.
SCREEN 9
WINDOW (0,0)-(640,350)
LINE (220,180)-(380,180), 4
LINE (380,180)-(340,40), 4
LINE (220,180)-(260,40), 4
LINE (260,40)-(340,40), 4
PAINT (300,100) ,4
LINE (300,180)-(300,310), 2
LINE (300,220)-(250,270), 2
LINE (300,260)-(340,310), 2
3. Птица.
SCREEN 9
WINDOW (0,0)-(640,350)
CIRCLE (290, 190), 10, 1 , , , 0.5
CIRCLE (190, 140), 50, 6 , , , 0.3
LINE (170,120)-(120,60), 6
LINE (190,120)-(210,60), 6
LINE (240,140)-(270,190), 6
LINE (170,120)-(120,60), 6
LINE (150,150)-(100,150), 4
LINE (150,150)-(100,160), 4
LINE (150,150)-(110,170), 4
LINE (300,180)-(330,180), 4
LINE (300,180)-(310,160), 4
4. Елка.
SCREEN 9
WINDOW (0,0)-(640,350)
LINE (240,60)-(240,240), 6
LINE (240,240)-(160,200), 2
LINE (160,200)-(320,200), 2
LINE (320,200)-(240,240), 2
LINE (240,170)-(140,120), 2
LINE (140,120)-(340,120), 2
LINE (340,120)-(240,170), 2
PAINT (220,210) ,2
PAINT (220,140) ,2







5. Флаг.
SCREEN 9
WINDOW (0,0)-(640,350)
LINE (180,200)-(340,240), 7, BF
LINE (180,160)-(340,200), 1, BF
LINE (180,120)-(340,160), 4, BF
LINE (180,40)-(180,240), 6
6. Светофор.
SCREEN 9
WINDOW (0,0)-(640,350)
CIRCLE (270, 310), 20, 4
CIRCLE (270, 170), 20, 14
CIRCLE (270, 120), 20, 2
LINE (240,80)-(300,260), 6, B
PAINT (270, 210) ,4
PAINT (270, 160) ,14
PAINT (270, 110) ,2
7. Поезд.
SCREEN 9
WINDOW (0,0)-(640,350)
CIRCLE (220, 60), 20, 4
CIRCLE (340, 60), 20, 4
LINE (180,80)-(400,120), 6, BF
LINE (180,120)-(260,200), 6, B
LINE (340,120)-(360,180), 6, B
CIRCLE (310, 200), 20, 1,,,0.7
8. Снеговик.
SCREEN 9
WINDOW (0,0)-(640,350)
CIRCLE (280, 80) , 50, 1, , , 0.4
CIRCLE (280, 170), 30, 1,,, 0.4
CIRCLE (280, 220), 20, 1
LINE (240,170)-(200,200), 1
LINE (320,170)-(340,200), 1
LINE (250,250)-(310,250), 4
LINE (310,250)-(290,300), 4
LINE (290,300)-(270,300), 4
LINE (270,300)-(250,250), 4

Дополнительное задание:
1. Рыбка
SCREEN 9
WINDOW (0,0)-(640,350)
CIRCLE (320, 170) , 80, 1, , , 0.5
CIRCLE (390, 180) , 80, 6
LINE (280,140)-(300,90), 4
LINE (320,140)-(300,90), 4
LINE (200,160)-(170,140), 4
LINE (200,180)-(170,190), 4
LINE (170,190)-(170,140), 4
LINE (400,160)-(425,160), 1
LINE (270,220)-(240,240), 4
LINE (320,220)-(330,240), 4
LINE (330,240)-(240,240), 4




Приложение №5 (содержание теста)
У многих мониторов точка с координатами (0,0) находиться?
а) в правом верхнем углу
б) в левом верхнем углу
в) в центре монитора
2. Какой оператор задает графический режим экрана?
а) SCREEN 0
б) SCREEN 5
в) SCREEN 9
3. Укажите правильный вариант записи оператора, который задает цвет холста (фона)
а) COLOR (C1,C2)
б) COLOR (С1)
в) COLOR C1,C2
4. Для установки текущей точки на экране используется оператор
а) LINE
б) PSET
в) PRINT
5. Для вывода окружности на экран используется следующий оператор
а) CIRCLE
б) WINDOW
в) PAINT
6. Какая команда в QBASIC очищает графический экран, закрашивая его цветом фона?
а) SLC
б) SCL
в) CLS
7. Укажите какую фигуру можно вывести на экран с помощью данного оператора: LINE (X1,Y1) – (X2,Y2), C, B
а) прямоугольник
б) треугольник
в) ромб
8. Какой из перечисленных операторов используется для закрашивания замкнутой области?
а) COLOR
б) PRINT
в) PAINT
9. Цифры какого диапазона используется для обозначения цветов в языке программирования QBASIC?
а) 1-16
б) 0-17
в) 0-16
10. Комбинация каких клавиш запускает программу на исполнение?
а) +
б) +
в) +










G:\для атестации\уроки\УРОК Графика языка QBasic\НАЙДИ ОШИБКИ.pptИ
·
·
·
·15