Мифы древних тюрков. Тенгрианство


Мифы и предания древних тюрков Миф о Тенгри Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы СШ №12 г. Актобе Вергилёвой Е. А. «Мне необходимо разобраться самому!А чтобы разобраться самому , надо думать сообща». (Б.Васильев) Слова Тенгри и Небо для древних тюрков – синонимы. Тенгри –управитель мира, исполин огромных размеров, но облик Тэнгри никому неизвестен. Всё необычное, восхищающее народ, имеющее сверхъестественные способности тюрки называли «кок» - «небесное», божественное, принадлежащее Тенгри. Ему посвящаются высокие деревья и приносятся в жертву кони. Цвет Тенгри – голубой. Тенгри взял глину и камни, смешал их и слепил фигуры людей. Первые люди были бессмертны, потому что не имели души. Тенгри был справедлив, он награждал и карал. Поэтому тюрки говорили: “Тенгри жарлыкасын!” – «Да наградит тебя Тенгри», “кок соккан” - проклятый небом и “кок согар” - небо проклянет. Так говорят и в наши дни.Если Тенгри хотел наказать виновного, то поражал его стрелой, которую люди воспринимали как молнию. Если молния попадала в дом и он сгорал, это считалось очень плохим знаком. Такой дом или юрту покидали. «На этом доме лежит гнев Тенгри,» - говорили тюрки. Помимо Тенгри, в тенгрианстве почитались небесные светила и Древние Боги - Алпы-Дивы: Хурса - сын Солнца, небесный кузнец.Барс/Барыс - Бог справедливости, судья среди Богов. Изображался в виде снежного барса. Барин - Бог войны. Иногда изображался в виде серого волка. Кубар - Бог грома. Джил - Бог ветров. Сокол/Скил - проводник умерших Душ в иной мир. Представлялся в виде сокола. . Три мираВерхний мир - невидимый (обитель небожителей) и видимый, «ближнее небо»(Солнце и Луна, звезды и радуга)Средний мир заселен людьми, животными и духами – хозяевами гор, лесов, вод, перевалов, источников. Нижний мир – невидимый (злые силы во главе с могущественным божеством Эрлик Ханом) и видимый (все живое, обитающее в земле, под землей, в воде)В Нижнем мире находятся люди, которые попали туда из Среднего мира.Сотворенный мир - это мир порядка, света, тепла, звука, мир, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место.Наглядным образом отражения вертикальной структуры мира для людей стало Священное дерево. Мирово́е древо - это модель мира и посредник между мирами —дорога, по которой можно перейти в потусторонний мир или в мир богов. Олицетворяет в себе единство всего мира и мировой порядок. Отражение мифа о Мировом древе в прикладном творчестве и архитектуре разных времён и народов. Жер-Су – Земля-Вода и Тенгри - Дух Неба воспринимались тюрками как две стороны одного начала, не борющиеся друг с другом, а дополняющие друг друга. Человек рождается и живет на земле. После смерти земля его поглощает. Но земля дарует человеку только телесную оболочку. Разум и воля, свобода, удача и несчастье, вместе назывались КУТ, обладание которым отличает человека от других живущих на земле. Кут Тенгри дает каждому человеку при рождении, а после смерти забирает его. Вы видите изображение лука Тенгри. Этот лук запускает в мир стрелу Тенгри. Она проникает в его жену Умай, и тогда на земле рождается живое существо. Когда же наступает смерть, стрела ломается, душа покидает тело. Прародительница Умай, имя её означает «лебедь». В образе птицы она могла летать в небе, ходить по земле и плавать по воде. Тюрки считали, что Умай принимала участие в сотворении мира. Отражение образа и символов Умай (чаша, трилистник, стрела) в оформлении украшений Тюркская Земля-Вода – это наследство предков и место обитания потомков. Она не принадлежит живущим, которые только пользуются ее дарами. Настоящие владетели и хранители Родины – духи предков и те, кто придет после живущих. Вот почему нельзя дарить или продавать родную землю, отдавать ее врагу. С каждой частицей утраченной земли уходят в небытие предки, некуда будет прийти потомкам. Изгнанному народу на чужбине не будет покровительства Тенгри, Жер-Су, а значит, и счастья. Символы Жер-Су понятны, а цвета ее – голубой и зеленый. ЖЕР-СУ Тюрки почитали Великого Тенгри, но никогда не забывали об огненном боге подземного мира Эрлике, разлучающем людей, враждебном Верхнему миру.Когда еще только создавался мир, Эрлик решил подчинить себе своего старшего брата Тенгри, но был побеждён. Он стал просить дать ему кусочек земли, хотя бы столько, сколько окажется под его посохом. Эрлик воткнул свой посох в землю и вынул его. Через дыру вылезли кабан, змея, лягушка и другие гады. С ними же пришли в мир заразные болезни. А Эрлик вынул всех их и сказал : «Будьте врагами человеку!» Сам же быстро скользнул через дыру в Нижний мир. Разгневался Тенгри и запретил Эрлику появляться там, где светит Солнце. Несмотря на все это людям было, за что благодарить подземного бога. Эрлик научил тюрков кузнечному делу. Но самым важным даром Эрлика стала смерть. Это кажется странным, что такой дар считается благим, но ведь когда-то первые люди и животные были бессмертными и заполнили весь мир. Тогда мудрый ворон предложил Эрликау даровать людям смерть. Недолго думал подземный бог и выпустил дух смерти из своего дворца. Смерть была справедлива. Через равные сроки она приходила к людям и животным, птицам и рыбам. Теперь они знали, сколько лет и дней им отпущено. И тогда жизнь снова превратилась в ад – ожидание дня смерти.Надо было задобрить Эрлика. Ему приносили жертвы. Поскольку в подземном мире все наоборот, то и жертвоприношения Эрлику совершались по ночам. А жертвенные животные были безрогими, хромыми или с другими изъянами. Посуда, вещи, оружие должны были быть сломаны. В подземном мире все это вновь становилось целым. Потому живые не должны были пользоваться битой посудой или иными ущербными вещами. Все это уже принадлежит Эрлику - Богу подземного мира мертвых, мира злых, черных духов.Если люди забывали приносить жертвы Эрлику, то гнев его был страшен. Через земные щели в мир людей проникали страшные болезни. Черные флаги появлялись над юртами. А это значило, что нельзя идти в аул – там царит беспощадная смерть. И в страхе, боясь назвать его настоящее имя, шептали: «Кара неме!» – «Черное зло, пощади нас и прости!»Символом Эрлика была звезда – ночь. Цвет Эрлика – черный. Ушла в прошлое эпоха грозных завоевателей и великих империй. Тюрки расселились по всему миру и создали новые государства. Молятся они разным богам. Но не забыты верования и обычаи предков Лаская младенца, мать просит Умай беречь его душу. Взглянув в бездонное синее небо, просит мужчина благословения Тенгри. Поднимаясь на перевал, повяжет цветной лоскут к дереву и произнесет имена семи предков. Так что память жива. В давние времена великие боги и предки оставили завещание: Но сверху Небеса, а снизу Мать-Земля Сказали тюркам: «Вы не смейте погибать! Да не исчезнет род – да будет жив народ!» Так знайте, люди: это – хорошо. Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры? Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека.Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущим человечества.Они являлись каналами, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, культурные ценности..