Методические рекомендации классным руководителям Стили семейного воспитания
Муниципальное образовательное учреждение
«Ватинская общеобразовательная средняя школа»
Методические рекомендации
классным руководителям
«Стили семейного воспитания»
Подготовила социальный педагог:
Бактимирова К. К.
д. Вата, 2008 г.
Влияние стиля семейных отношений
на формирование личности ребенка
Посейте поступок – пожнете привычку, посейте
привычку – пожнете характер, посейте характер –
пожнете судьбу.
У. Теккерей
«Дети – живые цветы жизни»- так поэтично выразил мысль М. В. Горький. А выращивать эти цветы, прежде всего в семье родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе со школой помогают детям набраться сил и ума, освоить человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.
Воспитание в семье имеет целью обеспечить преемственность между поколениями родителей и детей, передать от родителей к детям моральные ценности и ориентиры жизнедеятельности; нормы, которыми надо руководствоваться, знания и опыт старших поколений, устои культуры, уважение и к истории человечества, народа, страны. Чтобы дети были не только такими, как мы, но и лучше нас. Детям нужно идти дальше, больше того, идти не только дальше, но и быстрее.
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Вопросу изучения стилей воспитания в различных исторических эпохах уделяли большое внимание различные ученые. Среди них Я. А. Коменский, И. Г. Песталоции, Ж.- Ж. Руссо и другие.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:
- тип темперамента родителей, их совместимость;
- традиции, на которых воспитывались сами родители;
- научно- педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;
- нравственные устои семьи.
Методические рекомендации классным руководителям
Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Современная семья чувствует ответственность за развитие ребенка, но принимает ее частично: все желательное – результат нашего воспитания, все нежелательное - из- за дурного влияния друзей, улицы, школы, средств массовой информации и прочего. Поведение родителей иногда строится так, как если бы ребенок изначально нес в себе все зло мира, выкорчевать которое – и есть задача воспитателя. Ребенок из субъекта социального взаимодействия превращается в объект воздействия, манипулирования. Вместо воспитания навыков опрятности и личной гигиены – борьба с нечистоплотностью, вместо воспитания щедрости – борьба с жадностью и т.д. Давайте рассмотрим, что представляет собой процесс воспитания.
В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются несколько стиля отношений: авторитарное, демократическое, состязательное, рассудительное, предупредительное, контролирующее, сочувствующее, гармоничное попустительское отношение родителей к своим детям.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозой, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенностью. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешней грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две
разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния
и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей, (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, озлобленных, мстительных и самодурствующих.
«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей – явление редкое: воспитание они получили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.
Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Можно сказать социально опасный способ отношений с детьми.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желание сделать их такими являются сами.
В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж и часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец- более авторитарен, мать- демократична).
Так, есть семьи, в которых мать стремится не только формировать личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать, его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимание, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям.
Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, наличие у младших персональной территории в жилище, соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио и видео аппаратуры, компьютера необходимых для удовлетворения различных интересов предметов.
Состязательный стиль семейного воспитания.
При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он при этом терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести – к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.
В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако, если поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким.
Рассудительный стиль семейного воспитания.
Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок.
Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход.
Они уверены, что ребенка нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями. Родители считают, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, они в праве лишь дать ему рекомендацию или совет.
У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.
Предупредительный стиль семейного воспитания.
В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально- психологический тип.
Предупредительный стиль семейного воспитания обусловлен некоторыми причинами: одной из причин может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют поведение детей.
С раннего детства родители стараются оградить свое дитя, от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен. Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким надзором, тем самым они считают, что болезни роста и детские кризисные ситуации обойдут их стороной.
Такая деятельность родителей может объясняться еще и тем, что они боятся нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, боятся всяких проявлений инициативы со стороны ребенка.
В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно.
Однако, если таких детей поддержать в трудную минуту, они привязываются к тому, кто их поддержал, и верят ему во всем, и могут подчиняться беспрекословно.
Особенностью учащихся инфантильного типа является то, что они практически не мотивированы на учебную деятельность.
Имея хорошие учебные задатки, они совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. В начальной школе с такими детьми достаточно проблем, т.к. они совершенно не самостоятельны, не хотят делать домашние задания, постоянно отвлекаются на уроках. Очень часто в последнее время можно наблюдать ситуацию, когда родители, теряя терпение, начинают за своих детей делать уроки, вплоть до письма. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании, т.к. они склонны к получению сиюминутных удовольствий. Отдаленные результаты этих детей не привлекают, им нужен результат немедленно.
В детском коллективе эти дети на лидерство не претендуют. Они следуют либо за лидером, либо за большинством. Таким ребятам практически не свойственна самокритичность, они любят во всех своих неудачах обвинять других людей. Очень часто такие дети безразлично относятся к критике. В классных коллективах они ведут себя достаточно спокойно, если же нарушают дисциплину, то просто за компанию.
Контролирующий стиль семейного воспитания.
В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально- психологический тип личности.
Этому способствуют следующие причины:
1. Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов, и они жестоко обращаются с ним.
2. Ребенок длительное время находится без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей. Все это может привести к тому, что ребенок замыкается, становится злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им эмоции и чувства.
3. Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в новую семью.
4. Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.
В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется.
Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения.
Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.
Такие дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать стороны лучшие. Если же родители увидели и отметили положительно какой - то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что - то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Такие родители часто говорят: «яйцо курицу не учит».
Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Девиз их родительского воспитания состоит в том, что ребенок должен всегда поступать нравственно, это должно стать привычкой. Поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребенка, дети растут неуверенными, не знают, где и как нужно себя вести. Уже в начальной школе поступки ребенка могут стать неадекватными и принимают форму защитных реакций.
У таких учащихся возникают проблемы в учебе. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они боятся сделать ошибку, чтобы это не отразилось на их учебе. Такие ученики не умеют мыслить творчески, не пытаются бороться за истину. Как правило, у них очень высокий уровень тревожности.
Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа очень нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем - то они готовы не все. В силу того, что дома дети чувствуют НПО отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспомощными по отношению к другим людям.
Таким ученикам трудно сосредоточиться в течение 15- 20 минут, однако в начальной школе они могут обучаться весьма успешно. Если этих ребят педагоги впоследствии привлекают к участию в кружках и секциях, то им непременно нужна ситуация успеха, иначе они больше на занятия не пойдут. Если у них что- то не получается или получается хуже, чем у других детей, они могут уничтожать все, что связывало их с этой работой, и больше никогда к ней не возвращаться.
У детей тревожного типа достаточно непросто складываются взаимоотношения в коллективе. В школе они часто конфликтуют со своими сверстниками и даже с учителями. Это влияет на их статус в коллективе и приводит к тому, что они становятся в класс изолированными детьми.
У таких учащихся, по наблюдениям психологов, наблюдается гипертрофированная любовь к самому себе. Замечания и критику в свой адрес эти дети практически не воспринимают. Как только взрослый начинает читать им нотацию, это нередко вызывает неадекватную реакцию: улыбку вместо слез, и наоборот. Учащиеся такого типа уже в начальной школе очень часто переводятся педагогом в разряд неуправляемых и недисциплинированных детей.
Сочувствующий стиль семейного воспитания.
Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный социально- психологический тип личности.
Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.
В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие игрушек, интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями или другими близкими ему людьми. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют сових родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен. Пропадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать, о своей семье.
В подобных семьях нет нужды использовать методы поощрения или наказания. Дети в этой обстановке взрослеют достаточно рано, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье, и те радости, которыми живет их семья. Потребности детей в таких семьях удовлетворяются по мере возможности их родителей. Дети это понимают, т.к. родители делают все своих детей, но в пределах разумного и своих возможностей.
Это говорит о том, что их родительская задача - научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достигнутой своим трудом победе. В таких семьях ребенка стараются на работе, не пытаются обсуждать и тем более осуждать людей, с которыми возникают какие – то трудности. Однако дети хорошо все видят и понимают своих родителей, стараясь поддержать их, при этом поведение родителей служит для них эталоном и примером. Иногда педагоги, работающие с ребенком из такой семьи, считают его лишенным всяческого проявления эмоций, однако это не так. Просто ребенок живет в своем мире, в который он может впустить только очень близкого ему человека.
Родители в таких семьях всегда благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании их ребенка. И педагог может на них всегда положиться в своей деятельности, такие родители с большим удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.
Семья старается быть для ребенка примером нравственного поведения или использует примеры ошибок других людей для выбора поведения. Несмотря на те ошибки, которые ребенок может допускать, родители не перестают обращаться с ребенком доброжелательно. По этой причине такие дети не любят больших сборищ, стремятся сразу после уроков в школе быстрее попасть домой.
Дети интровертированного типа чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир. Они уделяют много внимания наблюдению за своими сверстниками и взрослыми людьми, что формирует у них организованность и ответственность.
В урочной деятельности это помогает им серьезно и подолгу сосредоточенно работать, не требуя при этом много внимания к себе со стороны педагога. В младшем школьном возрасте такие ученики проявляют повышенную застенчивость и стыдливость. В общении со сверстниками они осторожны, разговаривают тихим голосом и отвечают на уроке неуверенно, хотя могут все знать. Они не любят быть на виду, в поле зрения других людей.
Классный руководитель может им поручать в класс любую работу. Ребята всегда и все выполняют добросовестно и в срок. Такие учащиеся получают удовлетворение от процесса деятельности.
Особенностью этих детей является то, что они привыкли занижать свои способности. Это приводит к тому, что часто дети боятся браться за какое- то понравившееся им поручение или задание только из- за опасения, что у них ничего не получится.
В начальной школе для этих ребят детский коллектив имеет маловажное значение. Они не стремятся вступать с кем бы то ни было в дружеские контакты. По мере взросления они приобретают в класс друзей, и эта дружба может продолжаться долгие годы. Такие учащиеся очень неприхотливы и не страдают оттого, что не имеют чего - то материального (дорогие подарки, вещи и т.д.)
Особенностью их характера является то, что, поставив перед собой какую- то жизненную цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Такие учащиеся уважительно относятся к нормам морали, страшим людям, они всегда думают о том, как их поступки могут отразиться на других. Одним из главных недостатков детей этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации. По их внешнему виду очень трудно понять, что они переживают и переживают ли вообще.
Гармоничный стиль семейного воспитания.
Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип воспитанности.
В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры - это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.
Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей нам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно, дружить, в общении с друзьями всегда откровенны своих истинных чувств и желаний.
Для таких учащихся одинаково значимы уроки физической культуры и умственная нагрузка. На всех уроках они стараются быть активными, проявить себя, привнести в урок что- то новое. Надо отметить, что в связи с этим у таких учащихся уже в начальной школе могут возникать проблемы, связанные с желанием творить. Многие учителя требуют лишь строгого исполнения инструкций, что приводит творческих детей в недоумение и затрудняет их общение с педагогом.
Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности, сразу определяют, является ли она для них трудной. При этом дети не боятся сказать взрослому о том, справятся они с задачей или нет. У таких учащихся очень развита самооценка на уровне адекватности. Дети не боятся брать слово и держать его. Если они кому – нибудь что - то пообещали, то выполнят обязательно, даже в ущерб себе. Такие ученики часто выбирают себе в друзья ребят с трудной судьбой и положительно на них влияют. Они не пытаются решать конфликтную ситуацию с позиции силы.
Дети гармоничного типа демонстрируют абсолютное бесстрашие перед любой учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте он начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и изменения в себе.
В этом возрасте такие ребята могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок.
У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней ступени обучения нет необходимости их развлекать на уроке, они успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу.
Заключение.
Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Она является персональной средой жизни и развития детей, подростков, юношей.
В жизни каждого человека семья занимает особое место и традиционно является главным институтом воспитания. Роль семьи в обществе несравнимо другими социальными институтами т.к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для ролей в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека и формируются новые идеи, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности, т.е. семья способствует формировании личности.
Семья создает условия для реализации основных потребностей личности, формирует стиль жизни. Семейная атмосфера влияет на детей, формирует их еще до того, как они начинают сознательно воспринимать формы коммуникации. Ребенок ощущает теплоту домашнего микроклимата, воспринимает бытующие нормы, приспосабливает к ним свое поведение. Атмосфера семьи для формирования личности детей еще более значима, чем прямые воспитательные контакты родителей с ними. Воспитание в семье и ее образ жизни, понятия, если не совпадающие, то очень близкие. «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказания и поощрений», - говорил К. Д. Ушинский.
Семейная атмосфера создается, прежде всего, ценностными ориентациями по отношению к труду, общественному долгу, другим людям. Перед глазами детей повседневная бытовое поведение: степень взаимного внимания и заботы, чуткости друг к другу, обязательности, такта, взаимного интереса и поддержки.
В понятие атмосферы, нравственно- психологического климата в семье мы включаем не только идеалы и ценности родителей, культуры общения, поведения, но и культуру в более широком смысле этого слова: интеллектуальный уровень членов семьи и их заботы о его повышении, содержании досуга, предмет бесед в ходе бытового общения, круг потребностей и интересов. Ошибаются те родители, которые считают, что семейные воспитания сводится лишь к беседам, мерам контроля, поощрения, наказания и т.п. Все это важно. Но решает все – таки атмосфера в семье, нравственно- психологический климат в ней, тон, содержание отношений, слова и поступки родителей, в которых проявляется система из жизненных целей, нравственных ценностей, потребностей, интересов, привычек. А. С. Макаренко был глубоко уверен, что «Родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания, и если ребенок неблагополучно, нужно, прежде всего, самого себя положить под микроскоп. И нужно на ребенка перевоспитывать, а менять свое отношение к нему, так как его отношение к себе зависит только от вас»
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, различными законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите их прав. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году. Это мировой документ высокого класса. В соответствии с этим документом родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. Конвенция- это документ, обращенный не только в будущее, но и настоящее, ибо дети, в первую очередь, - наш сегодняшний мир, а уж затем – наше будущее. Этот документ для нашей страны очень своевременный. В эпоху разрушения политизированных стереотипов, пересмотра многих жизненных ориентиров по привычке повторяют: «Все лучшее - детям», «Дети – единственный привилегированный класс».
В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как основной ячейке общества и особенно детей, должны быть обеспечена необходимая защита. Для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства.