Конспект урока русского языка по теме Приёмы сжатия текста (7 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: Приёмы сжатия текста.
Класс: 5
Учитель: Сафонова Я.В.
Цель урока: познакомить с основными приёмами компрессии текста, формировать умение сокращать исходный текст, применяя приёмы сжатия, совершенствовать навыки работы с текстом.
Задачи:- образовательные (формирование познавательных УУД):
формировать умение анализировать языковые явления и делать самостоятельные выводы,
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие с партнёром, воспитывать ответственность и аккуратность, расширять кругозор обучающихся, способствовать повышению языковой культуры обучающихся,
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение самостоятельно извлекать главную информацию; совершенствовать умение ставить цель и планировать свою деятельность на уроке, развивать умения и навыки критического мышления, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока Урок развития речи.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал (технологическая карта), презентация "Способы сжатия текста".
Структура и ход урока
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, инструктаж по работе с технологической картой
Включаются в деловой ритм урока.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Подготовка к восприятию нового. Актуализация опорных знаний и способов действий. Создание проблемной ситуации Слово учителя:
- Рассказать о каком-то случае, событии в вашей жизни можно подробно, со всеми деталями, а можно и кратко, т. е. самое главное, без подробностей и каких-либо моментов уточнения. Например, о том, как вы всей семьей отдыхали в воскресный день можно написать сочинение на несколько страниц. А можно сообщить кратко: «Воскресенье вся наша семья провела на даче». Умение кратко и лаконично говорить очень важно в современной жизни.
- В каких ситуациях может это потребоваться?
- Что значит: пересказать текст подробно, сжато?
- Но как же превратить исходный текст в сжатый? Какими способами это можно осуществить? Активный диалог с учителем:
- Это, например, необходимо во время публичных выступлений, при подготовке обзора книг, объявлении программы телепередач, в ситуациях, когда нужно срочно передать только важное. Для подготовки ответа по предмету, при работе с теоретическим материалом учебника, любым текстом.
- Подробно - значит пересказать со всеми деталями, подробностями. Сжато - передать только главную информацию.
Предположения обучающихся относительно способов сокращения исходного текста.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Формулирование темы урока. Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. - На основании вышесказанного сформулируйте тему урока и запишите её в технологическую карту.
- Попробуйте определить, какие учебные задачи мы будем решать сегодня на уроке.
(Тема и цели урока появляются на слайдах по мере их формулирования детьми) Формулируют тему и цели урока.
Цель урока:
1) Познакомиться с основными способами сжатия исходного текста
2) Научиться сокращать исходный текст, применяя способы сжатия Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов, умение точно выражать свои мысли
Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы Организовать работу обучающихся по изучению нового материала и способов его усвоения.
- Взгляните, пожалуйста, на слайд. Назовите основные приёмы сжатия текста. Что предполагает каждый из приёмов?
Самостоятельное ознакомление со способами компрессии текста (информация на слайдах)
Познавательные: самостоятельное извлечение информации
5. Физкультурная пауза (после выполнения обучающимися 1 задания) Сохранение здоровья обучающихся во время урока Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся. Обучающиеся сменили вид деятельности, эмоционально и физически отдохнули. 6. Этап применения знаний и способов действий Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Организует практическую работу учащихся с технологической картой. Комментирует, направляет работу обучающихся.
- Прочитайте текст. О ком он? Что вы знаете об Эзопе? Кто это? Чем он известен? (Информация на слайде появляется после ответов ребят)
- Эзоп считается родоначальником басенного жанра.) Надо сказать, что согласно легенде Эзоп не был внешне привлекателен, однако он был награждён острым умом и даром сочинять басни. Язык басни до сих пор называют "эзоповым языком". Это сочетание употребляется как устойчивое и означает язык иносказания, недомолвок и намёков.
- Как вы поняли, почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка нет ничего на свете, а в другом утверждает, что язык - это самое худшее, что есть на свете? Как вы понимаете это противоречие?
- А от кого, по вашему мнению зависит, чем является язык: самым лучшим или самым худшим на свете?
-- А от кого, по вашему мнению зависит, чем является язык: самым лучшим или самым худшим на свете?
- К какому жанру лит-ры принадлежит текст? Работа обучающихся с текстом:
А) Выполнение заданий, направленных на понимание текста:
- Актуализация общих знаний обучающихся об Эзопе
- Выполнение задания 1 Технологической карты (индивидуально) с последующей коллективной проверкой
- Участие в обсуждении проблемных вопросов по тексту
- Самооценивание по заданию 1
Б) Выполнение задания 2 Технологической карты
(парная работа)
- Выявление основных микротем текста с последующей самопроверкой (микротемы на слайде)
- Самооценивание по заданию 2.
В) Выполнение заданий 3, 4 Технологической карты (парная работа), направленных на применение приёмов сжатия текста
Г) Презентация результатов парной работы по компрессии текста
- Заслушивается сжатый текст. Регулятивные: контроль, коррекция.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, умение извлекать главную информацию
Коммуникативные: сотрудничество в паре; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение слушать и аргументировать свою позицию, развитие языковой компетенции (развивать монологическую и диалогическую речь учащихся)
7. Организация первичного контроля Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий Выполнение задания "Закончи фразу..." (фразы на слайде) Активное включение в работу над заданием Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
8. Подведение итогов урока. Рефлексия Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Инициировать рефлексию детей по поводу успешности выполнения поставленных в начале урока задач. -Что изучили сегодня на уроке?
- Какие учебные задачи ставили в начале урока? Удалось ли их решить?
- Определите уровень успешности, на котором вы овладели учебным материалом.
Ответы ребят. Заполнение обучающимися карты самооценки.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.
Познавательные: рефлексия.
9. Домашнее задание Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Отредактировать сжатый на уроке текст Приложение
Лист № 1
________________________________________________
дата
________________________________________________________
тема урока
Прочитайте текст.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом Ксанфа, известного тогда философа.
Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.
Ксанф спросил у Эзопа: "Почему ты, Эзоп, подаёшь языки?" Эзоп ответил: "Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, приветствовать, мириться, объясняться в любви, благодарить. Поэтому нужно думать, что нет на свете ничего лучше языка".
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. Эзоп опять купил языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: "Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, лицемерят, лгут, обманывают, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, огорчать, оскорблять".
Может ли быть что-нибудь лучше или хуже языка?!
Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришёлся по вкусу.
1. Определите тему и основную мысль текста. Подчеркните ключевые слова, раскрывающие главную мысль текста.
Тема текста (о чём он) __________________________________________________________
Основная мысль текста (что хотел сказать автор данным текстом)_____________________
_____________________________________________________________________________
Оцените себя!
Критерий оценивания Тема текста Основная мысль текста
Определена верно (2 балла) Допущена неточность (1 балл) Определена неверно (0 баллов) 2. Объединившись в пары, определите микротемы текста, сформулируйте их и запишите в таблицу:
№ Микротемабаллы
Оцените себя! Поставьте в таблицу по 1 баллу за каждую верно определённую микротему.
3. Работая в парах, объедините части текста в соответствии с обозначенными микротемами.
4. Применяя приёмы исключения и обобщения, сократите текст, сохраняя содержание микротем.
5. Задание "Закончи фразу". Оцените себя!
Критерий оценивания 0 баллов 1 балл 2 балл 3 балла 4 балла
Все фразы закончены верно (4 балла) Допущена 1 неточность (3 балла) Допущено 2 неточности (2 балла) Допущено 3 неточности (1 балл) Все фразы закончены неверно (0 баллов) 6. Оцените себя! Суммируйте все баллы, полученные на сегодняшнем уроке, и определите уровень своей успешности.
Карта успешности.
Уровень успешности Высокий (10 -11 баллов) Средний (7-9 баллов) Низкий (5-6 баллов)