Реферат на тему: М.В Ломоносов и его роль в развитии русской литературы. Эстетическая система классицизма и творчество Г.Р Державина. Новые эстетические принципы в творчестве Н.М Карамзина.


Реферат на тему:
"М.В Ломоносов и его роль в развитии русской литературы".
"Эстетическая система классицизма и творчество Г.Р Державина".
"Новые эстетические принципы в творчестве Н.М Карамзина".



Содержание
ГЛАВА 1. М.В. ЛОМОНОСОВ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.1.Вклад Ломоносова в развитие гуманитарных наук. Работа Ломоносова по созданию новых норм литературного языка. Теория трех "штилей". Поэтическое творчество Ломоносова, его жанровый состав. "Разговор с Анакреоном" как поэтическая декларация.
1.2. Ода как основной жанр ломоносовской поэзии. Торжественные оды, их тематика, композиция, стилистика. Духовные оды, их своеобразие. "Ода, выбранная из Иова" и её место в поэтической системе М.В Ломоносова.
1.3. Натурфилософская поэзия Ломоносова ("Утреннее размышление о Божием величестве","Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния"). "Письмо И.И. Шувалову о пользе стекла" как образец научной поэзии. Вопрос о творческом методе Ломоносова.
ГЛАВА 2. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КЛАССИЦИЗМА И ТВОРЧЕСТВО Г.Р.ДЕРЖАВИНА.
2.1. Ранняя поэзия Г.Р.Державина и жанровая система классицизма. Выбор "нового пути", поиски "среднего" языка. Разрушение жанра торжественной оды ("Фелица"): своеобразие стиля и языка. Философская проблематика державинского творчества ("Бог"). Расширение поэтического диапазона творчества. Тема смерти и её осмысление ("На смерть князя Мещерского"). Возникновение элегической тональности ("Евгению. Жизнь Званская"). Специфика позднего творчества Державина ("Развалины", "Река времен в своем стремленье...").
ГЛАВА 3. НОВЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.М КАРАМЗИНА.
3.1. Своеобразие поэтической системы Н.М.Карамзина. Жанровое своеобразие. Жанр послания как ведущий жанр в поэзии Карамзина. Стихотворение "Меланхолия" как эстетическая программа сентиментализма. Повести "Фрол Силин", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь". Их проблематика и поэтика, значение для дальнейшего развития русской прозы. "Письма русского путешественника", их жанровое своеобразие, связь с "просветительским" типом путешествия. Структура данного текста и особенности воплощения авторской позиции. Познавательное и литературное значение "Писем русского путешественника". Повести "Остров Борнгольм" и "Сиерра Морена", их проблематика и поэтика. Творчество Карамзина-историка. "История государства Российского" как литературное произведение. Проза "карамзистов". Языковая реформа Карамзина середины 1790-х гг.
3.2. Влияние Карамзина на дальнейшее развитие русской литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. М.В. ЛОМОНОСОВ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.1.Вклад Ломоносова в развитие гуманитарных наук. Работа Ломоносова по созданию новых норм литературного языка. Теория трех "штилей". Поэтическое творчество Ломоносова, его жанровый состав. "Разговор с Анакреоном" как поэтическая декларация.
Вся Россия в течение многих десятилетий обучалась грамоте по ломоносовской "Граммататике". Под руководством Ломоносова воспитывались многие знаменитые деятели русской культуры: поэт и переводчик, профессор Московского университета Н.Н.Поповский (1730-1760), философ, переводчик и выдающийся математик, также профессор Московского университета А.А,Барсов (1830-1891), поэт и переводчик И.С.Барков (1732-1768) и многие другие.
1743 - "Краткое руководство по риторике", перераб. в 1748-м, в котором положил начало научному изучению русского языка. Эта и другие работы утверждали теорию "трех штилей" в русском языке (высокого, среднего, низкого) - разделение происходило по жанрам (напр. высокий стиль - ода, трагедия, низкий - комедия и т.д.), языковым средствам (напр.для высокого стиля была характерна торжественность, которая достигалась при помощи церковнославянизмов и проч. архаических языковых средств) и предметам изображения (напр. ода могла описывать только события великого исторического значения и изображать только великих людей - царей, императоров и проч). Ломоносов теоритически обосновал начатую В.К. Тредиаковским реформу русского стиха и утвердил силлабо-тоническую систему, на основе которой русская поэзия развивалась вплоть до 20 века (2- и 3-сложные стихотворные размеры, понятие стопы и проч.) Ломоносов вводит анапест и дактиль, мужские и женские размеры и даёт примеры этих размеров.
Как поэт Ломоносов был крупнейшим представителем русского классицизма. Ломоносов был сторонником просвещенного абсолютизма (процветание государства зависит от воли и разума её главы - монаха-законодателя).
Обычно "Разговор с Анакреоном" (1758-1761) рассматривают как выражение стоического гражданского идеала Ломоносова, поэтический манифест, призывающий художников слова к воспеванию геройских дел. "Разговор" состоит из четырех стихотворений, приписывающихся древнегреческому поэту Анакреону, в переложении Ломоносова и четырех ломоносовских ответов на каждое из этих стихотворений.
Исследовательская мысль отталкивается, прежде всего, от принципиальных, антагонистических "несходств" между Анкреоном и Катоном. Получается, что в стихотворении существуют только две жизненные философии, два нравственных подхода к миру. Третьего не дано.
"Разговор с Анакреоном"- это "разговор", "беседа", "диалог" в духе античных диалогов, вышучивающий вдобавок всевозможные "разговоры в царстве мертвых", которые появлялись на страницах тогдашних журналов.
Истина Анакреона ограниченнее ломоносовской. Анакреон (люди его типа) никогда не сможет понять Ломоносова ( людей его типа). Он сам заказал себе путь к этому, сузив свой горизонт. Ломоносов стоит выше, он видит дальше и больше. Любовь для него- и "нежность сердечная", и восхищение перед вечной славой героев. Ломоносов может понять Анакреона . Поэтому-то и возможно продолжение " Разговора":
Анакреон
ОДА XXIII
Когда бы нам возможно
Жизнь было продолжить,
То стал бы я не ложно
Сокровища копить,
Чтоб смерть в мою годину,
Взяв деньги , отошла
И, за откуп кончину
Отсрочив, жить дала;
Когда же я то знаю,
Что жить положен срок,
На что крушусь, вздыхаю,
Что мзды скопить не мог;
Не лучше ль без терзанья
С приятельми гулять
И нежны воздыханья
К любезной посылать.

Ломоносов
ОТВЕТ
Анакреон, ты верно
Великий философ,
Ты делом равномерно
Своих держался слов,
Ты жил по тем законам,
Которые писал,
Смеялся забобонам,
Ты петь любил, плясал...
Возьмите прочь Сенеку,
Он правила сложил
Не в силу человеку,
И кто по оным жил?
Анакреон, безусловно, симпатичен Ломоносову. Симпатичен, прежде всего, тем, что у него слово не расходится с делом. Но положительное отношение к Анакреону прослеживается и по другим пунктам: ироническое презрение к деньгам и умение по достоинству оценить здоровую , предметную сторону жизни. Причем Ломоносов здесь не объединяется с Анакреоном: просто он подробнее раскрывает свое жизнепонимание. Ломоносовский образ мира развивается в его репликах свободно, исподволь. Он полнокровен, а не аскетичен. Но самое главное в этой паре стихотворений- появление темы "смерти", "рока" (в тогдашнем употреблении: синоним "смерти").
Для Анакреона осознание скоротечности всего земного - повод к окончательной безответственности перед людьми , к окончательному замыканию в границах своего мирка, что и зафиксировано в последних четырех строчках его стихотворения. У Ломоносова же эта мысль о возможности близкой кончины ассоциируется с представлением об ответственности, долге.
1.2. Ода как основной жанр ломоносовской поэзии. Торжественные оды, их тематика, композиция, стилистика. Духовные оды, их своеобразие. "Ода, выбранная из Иова" и её место в поэтической системе М.В Ломоносова.
Ода Ломоносова - общественное стихотворение , состоящих из многих строф. Состояли из 10-ти стихов (стихотворных строк), написание -к торжественным праздникам - восшествия на престол. Стих - политически-направленная идея, не личная лирика; выражающая интересы членов государства, граждан. Ломоносов писал оды 4-х стопным ямбом. Им написано 20 торжественных од. Оды "На взятие Хотина" (1739), "На день вошествия на престол императрицы Елисаветы Петровны"(1747), "Вечернее размышление о божием величестве"(1751), "Письмо о пользе стекла"(1752) и др. пропагандируют преобразовательную деятельность Петра Первого, воспевает науку, национальную культуру России.
Ода "На день восшествия на престол
Елисаветы Петровны", 1747 года
В оде Ломоносов прославляет молодую Елисавету, рисует образ просвещенного монарха, который покровительствует наукам и искусствам, приближает к себе образованных и разумных людей.
...
Науку юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
...
Ода Ломоносова - общественное стихотворение , состоящих из многих строф. Состояли из 10-ти стихов (стихотворных строк), написание -к торжественным праздникам - вошествия на престол. Стих - политически-направленная идея, не личная лирика; выражающая интересы членов государства, граждан. Ломоносов писал оды 4-х стопным ямбом. Им написано 20 торжественных од.
Работая над "Одой, выбранной из Иова", Ломоносов обратился к той версии библейской традиции, которая была связана с западной, а не с русской культурой. Во время работы над "Книгой Иова" в руках Ломоносова была не славянская или греческая Библия, а Вульгата или лютеровский перевод на немецкий язык.
Образная система "Оды, выбранной из Иова" обращена к западной идеологической ситуации. Вместе с усилением культурных связей с Западом и проникновением в Россию веяний барокко появились тревожные признаки того, что одновременно в Россию будет перенесена система страха и культурного невротизма, разрешившаяся на Западе кострами инквизиции. Угроза эта не была надуманной.
Издание "Камня веры" 1749 г. явилось толчком, оформившим замысел "Оды, выбранной из Иова".
"Ода, выбранная из Иова" - своеобразная теодиция. Она рисует мир, в котором нет места сатане. Бегемот и Левиафан, который предшествующая культурная традиция присвоила облики демонов, вновь, как и в Ветхом завете, предстают лишь диковинными животными, самой своей необычностью доказывающими мощь творческого разума Бога. Бог оды- воплощенное светлое начало разума и закономерной творческой воли. Он учредитель законов природы, нарушитель которые хотел бы ропщущий человек. Бог проявляет себя через законы природы и сам им подчиняется. Это вполне соответствовало принципу Ломоносову-ученому:
Коль многи смертным неизвестны
Творит натура чудеса <...>
1.3. Натурфилософская поэзия Ломоносова ("Утреннее размышление о Божием величестве","Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния"). "Письмо И.И. Шувалову о пользе стекла" как образец научной поэзии. Вопрос о творческом методе Ломоносова.
"Утреннее размышление о Божием величестве" (1743) - Ломоносов сумел изложить свою научную трактовку физических процессов, происходящих на солнце. Физическая картина состояния солнечного вещества вовсе даже и не аргументирована научно - а угадана художественно. Здесь не гипотеза, а образ.
Вечернее размышление о божием
величестве при случае великого
северного сияния, 1743
Мир представляется Ломоносовым в соответствии с рационалистическими установками: во главу угла ставится постижение разумом тайн природы, Ломоносов утверждает способность разума к творческому преобразованию мира.
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла влажна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонилась прочь;
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне - дна.
...
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
...
Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?..
Эти вопросы обращены к представителям западноевропейской натурфилософии.
"Письмо И.И. Шувалову о пользе стекла". Ломоносов является представителем "научной поэзии", что он в своем творчестве "гармонично соединял" (или " органично синтезировал") несоединимое: науку и поэзию. Посредством образа Стекла он восстанавливает перед современниками страшную картину многовекового надругательства над истиной и ее сторонниками - надругательства, от которого в конечном счете страдает все человечество. Ломоносов защищает и прославляет Стекло как пример оптимального отношения людей к миру и друг к другу, как конкретно-чувственное проявление общечеловеческой пользы. Не только мысль о практическом применении Стекла в хозяйстве, не только мысль о возможностях, открываемых Стеклом перед наукой, лежит на основе поэмы.
ГЛАВА 2. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КЛАССИЦИЗМА И ТВОРЧЕСТВО Г.Р.ДЕРЖАВИНА.
2.1. Ранняя поэзия Г.Р.Державина и жанровая система классицизма. Выбор "нового пути", поиски "среднего" языка. Разрушение жанра торжественной оды ("Фелица"): своеобразие стиля и языка. Философская проблематика державинского творчества ("Бог"). Расширение поэтического диапазона творчества. Тема смерти и её осмысление ("На смерть князя Мещерского"). Возникновение элегической тональности ("Евгению. Жизнь Званская"). Специфика позднего творчества Державина ("Развалины", "Река времен в своем стремленье...").
Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 18 в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Эстетика классицизма устанавливают строгую иерархию жанров: высокие - трагедия, эпопея, ода; низкие - комедия, сатира, басня.
1776 - начал печататься. Следуя вначале традициям М. В. Ломоносова и А.П. Сумарокова, в дальнейшем создал свой самобытный стиль. Сочетая "высокий" и "низкий" "штили", включил в жанр оды элементы злободневной сатиры, а также интимно-лирические мотивы("Фелица" 1783, "Видение мурзы" 1790, "Вельможа" 1776, переработ. в 1794 др.), вносил реалистические мотивы в пейзажную лирику. В поэзии отразилась двойственность восприятия мира: трагедия смерти, неустойчивость судьбы ("На смерть князя Мещерского" 1779, переработ. в 1783, "Водопад" 1791-94, и др.) и наслаждению жизнью ("Приглашению к обеду" 1798, "Евгению. Жизнь Званская" 1807 и др.). Религиозно-философские идеи воплощены в оде "Бог" (1784). Являясь представителем позднего классицизма, Державин одновременно разрушал принципы классицизма, подготавливая почву для "легкой поэзии" К.Н. Батюшкова и ранней лирики А.С. Пушкина.
Для од Г.Р. Державина характерно тематическое и стилистическое разнообразие. Среди его произведений выделяют хвалебные, победные, сатирические и философские оды. Державин отходит от традиций Ломоносова, создавая новый тип оды, промежуточный на пути к сюжетному стихотворению. Если одам Ломоносова свойственна условность и они направлены на то, чтобы пробудить интерес читателя определенной идее, то в произведениях Державина сильнее выражено лирическое начало, расширен тематический диапазон. Сам Державин считал свою поэзию "говорящей живописью": в его одах часто встречаются пейзажные и портретные зарисовки, описания исторических событий. Державин перестает описывать отдельные свойства человеческой натуры, его поэзия тяготеет к портретному изображению.
Разрушение жанра торжественной оды ("Фелица"): своеобразие стиля и языка. Классицизм запрещал соединять в одном произведении высокую оду и сатиру, относящуюся к низким жанрам, Но Державин даже не просто их сочетает в характеристике разных лиц, выведенных в оде, он делает нечто совсем небывалое для того времени. Нарушая традиции жанра хвалебной оды, Державин широко вводит в нее разговорную лексику и даже просторечия, но самое главное — рисует не парадный портрет императрицы, а изображает ее человеческий облик. Вот почему в оде оказываются бытовые сцены, натюрморт;Мурзам твоим не подражая,Почасту ходишь ты пешком,    ,И пища самая простая Бывает за твоим столом.«Богоподобная» Фелица, как и другие персонажи в его оде, тоже показана обытовленио («Не дорожа свои покоем, / Читаешь, пишешь под налоем...»). Вместе с тем такие подробности не снижают ее образ, а делают более реальным, человечным, как будто точно списанным с натуры. Читая стихотворение «Фелица», убеждаешься, что Державину действительно удалось внести в поэзию смело взятые из жизни или созданные воображением индивидуальные характеры реальных людей, показанных на фоне колоритно изображенной бытовой обстановки. Это делает его стихи яркими, запоминающимися и понятными.Таким образом, в «Фелице» Державин выступил как смелый новатор, сочетающий стиль хвалебной оды с индивидуализацией персонажей и сатирой, внося в высокий жанр оды элементы низких стилей. Впоследствии сам поэт определил жанр «Фелицы» как смешанную оду. Державин утверждал, что, в отличие от традиционной для классицизма оды, где восхвалялись государственные лица, военачальники, воспевались торжественные србытия, в «смешанной оде» «стихотворец может говорить обо всем». Разрушая жанровые каноны классицизма, он открывает этим стихотворением путь для новой поэзии — «поэзии действительное™», которая получила блестящее развитие в творчестве Пушкина.
Философская проблематика державинского творчества ("Бог").
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!

Ода Державина «Бог» — одно из самых глубоких и философских произведений поэта. Она была написана в 1780-1784-ые года. В этом стихотворении, Гавриил Романович показал своё мировоззрение, отношение к окружающему миру. Когда Державин написал оду «Бог», ему было больше сорока, и основанием для этого произведения послужили его жизненный опыт и полученная с годами мудрость. В оде «Бог» Державина сложно найти что-то новое, то, что нельзя прочесть в других произведениях. Но поэту удалось сказать главное – Бог-это мы с вами. Он отражается в нас, он всегда вокруг. Это стихотворение необычайно чистое и светлое.
Тема смерти и её осмысление ("На смерть князя Мещерского").
Радостное ощущение жизни и трагическое переживание смерти объединены в оде глубоким и страстным лирическим чувством. Оно имеет сюжетные контуры. Умер князь Мещерский, близкий знакомый поэта. Его смерть, мрачная и неумолимая, поразила тем больше, что вся жизнь князя, "сына роскоши и нег", была "праздником красоты и довольства". Драматизм кончины многократно усилен противопоставлением этих полюсов. Конфликтна развернутая в оде коллизия, конфликтна вся образная система произведения. И этот художественный конфликт, заложенный в основу структуры державинской оды, подводит читателя к мысли о противоречивой, не сводимой к единству диалектической сущности мироздания:
Утехи, радость и любовь,
Где купно с здравием блистали,
У всех там цепенеет кровь
И дух мятется от печали.
Где стол был яств – там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались клики –
Надгробные там воют лики,
И бледна смерть на всех глядит.
ГЛАВА 3. НОВЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.М КАРАМЗИНА.
3.1. Своеобразие поэтической системы Н.М.Карамзина. Жанровое своеобразие. Жанр послания как ведущий жанр в поэзии Карамзина. Стихотворение "Меланхолия" как эстетическая программа сентиментализма. Повести "Фрол Силин", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь". Их проблематика и поэтика, значение для дальнейшего развития русской прозы. "Письма русского путешественника", их жанровое своеобразие, связь с "просветительским" типом путешествия. Структура данного текста и особенности воплощения авторской позиции. Познавательное и литературное значение "Писем русского путешественника". Повести "Остров Борнгольм" и "Сиерра Морена", их проблематика и поэтика. Творчество Карамзина-историка. "История государства Российского" как литературное произведение. Проза "карамзистов". Языковая реформа Карамзина середины 1790-х гг.
Цикл «повестей», написанных в 90-е годы, открывается небольшим рассказом под названием «Фрол Силин, благодетельный человек». Повесть эта отражает типичное для общественных взглядов противоречие. С одной стороны, автор в роли главного героя выводит «простого» крестьянина, прославляет его «добродетели», противопоставляя их «подвигам» современных «Августов». Но вместе с тем благополучие крестьян автор ставит в зависимость от их же моральных качеств — трудолюбия, бережливости, благоразумия, оставляя в тени главное зло тогдашней русской жизни— крепостное право.
1792 год выходит повесть «Бедная Лиза» самая яркая из повестей 90-х гг. Сюжет ее остро социален: самоубийство девушки-крестьянки, обольщенной и брошенной молодым богатым барином. Прикрепление событий к окрестностям Москвы с точным указанием места действия в еще большей степени усиливало драматизм повествования. Однако тема эта раскрыта писателем исключительно в психологическом плане, в сфере чисто любовных отношений героя и героини. В силу этого конфликт между Лизой и Эрастом раскрывается автором как противоречие между натурой, способной к сильному и беззаветному чувству (Лиза), и натурой эгоистической, безвольной (Эраст). Социальная острота повести в еще большей степени смягчена описанием идеальной жизни родителей Лизы, раскаянием Эраста и надеждой самого автора на примирение Эраста с Лизой в загробной жизни. По сравнению с предшествующей литературой повесть Николая Михайловича была шагом вперед в искусстве раскрытия психологии героев. Вместо длинных и утомительных монологов писатель использует художественные средства, позволяющие более тонко и экономно раскрыть переживания действующих лиц (недоговоренная фраза, жест, лирический пейзаж). Повесть была восторженно встречена тогдашней читательской публикой.
«Наталья, боярская дочь» — одна из первых попыток создать в русской литературе национальную историческую повесть. Правда, историзм повествования меньше всего отразился в характерах героев и создается за счет некоторых бытовых деталей и осторожной архаизации языка. Обращение Николая Михайловича к событиям XVII в. в значительной степени объясняется его стремлением на условно-историческом материале нарисовать картину социальной гармонии (боярин Матвей Андреев, милостивый царь и их благожелательное отношение к народу). Однако главное место в повести занимает история чувствительной, сентиментальной любви молоденькой дочери боярина Матвея Натальи и сына опального боярина Алексея Любославского. Показ прошлого через частную жизнь обыкновенных людей выгодно отличает повесть писателя от высокопарных государственно-философских романов его предшественников — Хераскова и HYPERLINK "http://www.znaniy.com/e/90-emin-fedor-aleksandrovich.html" \o "Эмин Фёдор Александрович"Эмина.
Повести «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» написаны после глубокого идейного кризиса, который писатель переживает в 1793 году. Обострение гражданской войны во Франции, якобинская диктатура без сожаления разбивают мирные просветительские идеалы писателя. Под влиянием мрачных мыслей о событиях в Европе писатель создает повести, в которых явственно проступают черты раннего русского романтизма. Нежная меланхолическая любовь уступает в них место бурным, разрушительным страстям (кровосмесительная любовь в повести «Остров Борнгольм», вулканические страсти героев в повести «Сиерра-Морена»). Трагизму темы в повести «Остров Борнгольм» соответствует мрачный, северный, «оссиановский» пейзаж, суровая обстановка старинного готического замка, таинственная недоговоренность в развитии сюжета. Так в повесть вторгается новая поэтика романтической литературы.
Повесть «Сиерра-Морена» по стилю и проблематике чрезвычайно близка к «Острову Борн-гольму». В основе ее сюжета лежит все тот же мотив «губительных» страстей. Местный колорит представлен в ней эффектным описанием знойной Испании. Напряженности чувств героев соответствует страстный, метафорический слог повести, предвосхищающий язык повестей Марлинского.
«Письма русского путешественника» – это оригинальная модификация популярного в сентиментализме всех европейских литератур жанра записок о путешествии, комбинирующая одновременно два типа повествования и две жанровых разновидности путешествия. О том, что одним из образцов путешествия для Карамзина было «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна, создавшее успех жанру и давшее имя методу, свидетельствуют многочисленные упоминания имени Стерна, прямые и скрытые цитаты из его романа, своеобразное паломничество по следам литературных героев Стерна, совершенное путешественником во французском городе Кале. Ориентация на чувствительное путешествие стерновского типа предполагала интроспективный аспект повествования: такое путешествие совершается не столько по дорогам в реальном географическом пространстве, сколько по «ландшафту моих воображений», по тайным закоулкам чувствительной души.
Вследствие синтеза различных традиций европейской литературы путешествий в произведении Карамзина отчетливо наметился универсализм жанровой структуры его варианта записок о путешествии. Скрещивание традиций чувствительной, географической и философско-публицистической разновидностей жанра путешествия способствовало органичности синтеза субъективного (эмоционального), объективного (описательного) и рационально-аналитического аспектов повествования. Наложение же двух форм повествования от первого лица – записок о путешествии и эпистолярия как бы удвоило субъективный, подчеркнуто личностный характер повествования.
Весь огромный материал личных впечатлений от знакомств и встреч, восхищение произведениями искусства и великолепными пейзажами, размышления о сути европейской цивилизации и законах государственного устройства европейских стран, анализ фактов их истории на фоне современной политической злобы дня и практическое знакомство с четырьмя типами национального характера – все это создало документальную основу «Писем русского путешественника», ставших для русских читателей XVIII–XIX вв. энциклопедической картиной жизни европейских стран на рубеже столетий. Материал личных впечатлений органично дополнен в «Письмах...» неисчерпаемой книжной эрудицией Карамзина. Знакомство путешественника с любым писателем, философом, общественным деятелем неизменно обнаруживает широкую осведомленность о его произведениях, а описание очередного города или знаменитого ландшафта основано не только на собственном зрительном впечатлении, но и на фундаментальной начитанности в просветительской литературе – в очерковом повествовательном пласте книги Карамзиным используются известные путеводители, справочники и географические путешествия конца XVIII в.
Однако при том, что фактические сведения на первый взгляд занимают в «Письмах...» доминирующую позицию, они не являются самоценным фактором повествования. И главное свидетельство этому – лейтмотивный повествовательный сюжет «Писем...»: ненавязчивое, но неуклонное стремление Карамзина к фиксации неразрывной связи между внутренней жизнью чувствительной души и внешней жизнью объективного мира, воспринимаемого и переживаемого этой душой. На протяжении всей книги обнаруживается закономерная интонационная связь очерковых зарисовок с эмоциональным состоянием души путешественника, причем последнее имеет характер причины, мотивирующей интонации очеркового описания. Так складывается второй повествовательный пласт «Писем...», менее очевидный, но не менее разветвленный: фиксация эмоционально-психологических движений и состояний чувствительной души, реализация основополагающего эстетического постулата сентиментализма.
Категория чувствительности, «внутренний человек» – это столь же постоянный повествовательный объект «Писем», как и внешний мир, окружающий путешественника; и этот «внутренний человек» столь же подвижен и изменчив, как подвижна панорама объективной реальности, меняющаяся перед глазами движущегося в пространстве героя. На протяжении «Писем...» категория чувствительности меняется в своем эстетическом содержании и повествовательных функциях. Первый уровень ее проявления, актуальный для начальных этапов путешествия – выезда и пребывания в Германии, можно определить как уровень сентиментальной экзальтации, сосредоточенности путешественника на эмоциональном состоянии чувствительной души, вырванной из контекста привычных связей и образа жизни:
Само понятие «душа» для писателей-сентименталистов конца XVIII в. было наполнено определенным этико-эстетическим смыслом: душа, как единство сердца и разума, представлялась тем духовным локусом человеческой жизни, в котором упраздняется классицистическая полюсность рассудка и эмоции, преодолевается роковой конфликт ума и сердца. В полном соответствии с подобной интерпретацией категорий «души» и «внутреннего человека», в равной мере живущего страстями и рассудком, интроспективный аспект повествования «Писем...» не исчерпывается эмоциональным пластом, но органично включает в себя аспект публицистико-философский, связанный с размышлениями путешественника об истории и современности европейских социумов.
Четыре европейские страны, посещенные Карамзиным и описанные в «Письмах русского путешественника», предлагали мыслителю-социологу два типа государственного устройства: монархический (Германия, Франция) и республиканский (Швейцария, Англия
3.2. Влияние Карамзина на дальнейшее развитие русской литературы
В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества – со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и века двадцатого.
Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России.
Как реформатор языка он определил основную линию его развития, потребовав писать, как говорят и говорить, как пишут.
Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя (по словам Белинского, он сумел «заохотить русскую публику к чтению русских книг»), ввел книгу в домашнее образование детей.
Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века.
Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.
Кроме того, Карамзин сумел объединить вокруг себя целое поколение родственных себе по духу литераторов, оказав большое влияние на русскую литературу 1790-1800 гг.
По словам Белинского, с Карамзина началась новая эпоха русской литературы. Карамзин дал толчок к разделению на определенные группировки и партии в тогдашней русской литературе, вследствие чего было поколеблено поклонение «незыблемым» правилам художественного творчества. С 1790-х гг. литература начала делаться повседневным общественным занятием, «титулы стали отделяться от таланта», и сам Карамзин служил примером литератора-профессионала. Писатели сделались «двигателями, руководителями и образователями общества», обнаружились попытки «создать язык и литературу». «Карамзин ввел русскую литературу в сферу новых идей, - и преобразование языка было уже необходимым следствием этого дела». Карамзин развил вкус изящного, ввел в практику русской критики оценку явлений с точки зрения эстетики и науки. Карамзин «был первым критиком и, следовательно, основателем критики в русской литературе…».
Несмотря на то, что Карамзин-критик был вдохновителем сентименталистского направления, он выдвигал и такие эстетические идеи, которые были шире его писательской практики, опережали свое время и служили будущему развитию русской литературы. Он сам осознавал, что его собственная деятельность является звеном в исторической цепи преемственных явлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Лебедев Е.Н. Огонь - его родитель. М., 1986.
Лотман Ю.М. Об "Оде, выбранной из Иова" Ломоносова // Из истории русской культуры. Т. 4 (18 - начало 19 века). М., 2000
Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000.
Проскурина В. Рождение Фелицы // Проскурина В. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины 2. М., 2006.
Лотман Ю.М., Успенский Б.А. "Письма русского путешественника" Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1984.
Топоров В.Н. "Бедная Лиза" Карамзина: опыт прочтения. М., 1995