Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЧУДЕСНЫЕ СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
на тему:
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности
«Чудесные свойства воздуха»
по методике Н.А. Коротковой.
время обучения: 6.04.2015 – 10.04.2015
Выполнила
Сураева Наталья Юрьевна
воспитатель,
СП ГБОУ СОШ «ОЦ»
пос. Глушицкий
детский сад «Золотое зёрнышко»
Большечерниговского района
Самарской области.
Самара, 2015г.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в средней группе.
Тема: «Чудесные свойства воздуха»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
1) Формировать у детей представления о свойствах воздуха. Развивать мышление, интерес к экспериментированию, любознательность и познавательную деятельность. Помочь ребенку в процессе экспериментальной деятельности обнаружить воздух в окружающем пространстве и внутри себя. Подвести детей к пониманию того, что воздух обладает лёгкостью и упругостью. («Познавательное развитие»)
2) Развивать двигательную активность детей, умение выполнять свои движения в соответствии с текстом, соблюдать правила подвижной игры. («Физическое развитие»)
3) Развивать взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; способствовать становлению самостоятельности. Формировать познавательную активность и интерес к процессу экспериментальной деятельности. Развивать память, наблюдательность, интерес к явлениям природы. Создать атмосферу творческого поиска. («Социально-коммуникативное развитие»)
4) Активизировать речевую деятельность детей, развивать речевое дыхание. Познакомить со стихотворением М. Андреевой-Доглядной «Воздух». Обогатить словарь детей словами "невидимый", "упругий", "прозрачный". Формировать навыки доказательной речи на основе проведенных опытов и простых исследований. («Речевое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: опыты, эксперименты, подвижная игра;
- наглядные: наблюдение за опытом, рассматривание;
- словесные: чтение стихотворения, беседа, рассуждения, подведение итогов.
Материалы и оборудование: целлофановые пакеты, деревянные палочки, стаканы с водой, трубочки (на каждого ребёнка), емкость с водой, стакан, воздушные шары (на каждого ребёнка).
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
Подвижная игра
Игровая
Игра с правилами
Познавательно-исследовательская
Наблюдения, экспериментирование.
Коммуникативная
Беседа, вопросы
Восприятие
(художественной литературы и фольклора)
Чтение
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
1.
1-ый этап:
Воспитатель включает детей в образовательную деятельность, активизирует внимание посредством чтения стихотворения М. Андреевой- Доглядной «Воздух».
Педагог интересуется у детей, хотят ли они узнать, что такое воздух, можно ли его увидеть? Побуждает их к активной познавательной деятельности.
Дети слушают стихотворение,
проявляют интерес к предстоящей теме исследования.
Дети включаются в обсуждение. Высказывают свои предположения.
Дети ознакомлены со стихотворением, умеют внимательно слушать, включены в познавательную деятельность.
Дети умеют рассуждать, принимают участие в обсуждении. Имеют начальные представления о воздухе.
2.
·
2-ой этап:
Воспитатель предлагает детям «поймать» воздух в целлофановый пакет.
Просит детей посмотреть друг на друга сквозь пакет и рассказать о том, что они увидели.
Раздает детям острые палочки, предлагает проткнуть пакет с воздухом, поднести к лицу и сжать. Вопрос: что дети почувствовали?
Дети машут пакетами, закручивают открытый конец пакета так, чтобы пакет стал упругим. Практическим путем обследуют заполненный воздухом пакет (трогают, мнут, сжимают). Смотрят сквозь пакет, протыкают его палочкой. Рассказывают о своих ощущениях. Делают вывод: в пакете воздух, он невидим, но его можно потрогать через пакет. Он легкий, он упругий.
Создан интерес к экспериментированию.
Умеют делают свои выводы на основе опытной деятельности.
Имеют представление, что воздух прозрачен, но его можно почувствовать, он лёгкий и упругий.
3.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за экспериментом: берет стакан, переворачивает его вверх дном, медленно опускает в заранее приготовленную емкость с водой. Обращает внимание детей, что стакан нужно держать очень ровно. Задает вопросы:
-что получается?
-попадает ли вода в стакан?
-почему нет?
Дети наблюдают за опытом, отвечают на вопросы, делают вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Дети любознательны, умеют наблюдать, отвечать на вопросы, высказывать свои предположения. Расширен кругозор у детей.
4.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно провести опыт и проверить, есть ли воздух внутри нас. Предлагает проверить, смогут ли дети не дышать. Подводит к пониманию того, что воздух человеку необходим.
Педагог раздает всем детям стаканы с водой и трубочки. Просит подуть в трубочки. Спрашивает, что за пузырьки появились в стакане.
Дети играют: дуют в трубочки (вдувают и выдувают воздух). Проверяют наличие воздуха через подставленную ладошку. Делают вывод о том, что внутри человека тоже есть воздух. Без воздуха человек не может жить.
Дети опускают трубочки в стаканчики с водой, дуют в трубочки, видят пузырьки. Формулируют вывод о том, что пузырьки – это воздух, который внутри нас.
Умеют самостоятельно проводить несложные эксперименты.
Опытным путем дети могут доказать невозможность существования человека без воздуха. Освоено ими понимание того, что воздух внутри человека можно увидеть.
5.
Предлагает поиграть в подвижную игру «Раздувайся, пузырь».
Дети играют в игру, произнося хором текст, соблюдая правила.
У детей развита двигательная активность, дети умеют соблюдать правила игры.
6.
Воспитатель показывает детям воздушные шарики и предлагает «запереть» воздух в шарике. Вопрос: чем мы надуваем шарики? Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться.
Дети отвечают на вопросы воспитателя, надувают шарики, подбрасывают их вверх. Делают вывод, что они сами могут поместить воздух в воздушные шарики.
У детей развито речевое дыхание, мыслительная активность. Дети умеют делать выводы на основе личного опыта.
Сформированы навыки доказательной речи на основе проведённых опытов и простых исследований.
7.
3-ий этап:
Воспитатель задает детям вопросы по теме, подводя итог познавательно – исследовательской деятельности:
- чем занимались?
- во что играли?
- что понравилось делать?
- что нового узнали про воздух?
Дети отвечают, обсуждают, что им больше всего понравилось, делятся своими впечатлениями, эмоциями, пытаются сформулировать итоговые выводы.
Дети проявляют интерес к познавательной деятельности, к проведению опытов.
Имеют представление о воздухе, его свойствах, умеют высказывать свое мнение. У детей развито мышление, расширен речевой запас.
Итоговое мероприятие: аппликация «Воздушные шарики».
15