Выступление на педсовете Психологический аспект познавательно-исследовательской деятельности


«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
Конфуций

Психологический аспект познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о познавательной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно удовлетворение познавательных потребностей, бесспорно, один из самых эффективных.
Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  
Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности учили детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Внутренне стремление к определённости во многом тормозит в нас изначальное стремление к свершению открытий. Находиться постоянно в «свободном полёте» поиска психологически трудно. Это требует постоянного внутреннего напряжения и вызывает большое сопротивление извне. Внешняя среда зачастую подавляет в развивающейся личности изначальное вопрошание к миру; она скорее предъявляет чёткие системы нормативов, незыблемых знаний, требуя от развивающегося человека их безапелляционного принятия. Сомнение в предъявляемых знаниях, критическое отношение к тем или иным нормативам – являются нежелательными.
Исследовательская активность проявляется в целом ряде различных форм деятельности и поведения человека (наблюдение, путешествие, вопросно-ответные формы деятельности и т.д.). Однако наиболее ярко она выступает в самостоятельных активных творческих действиях и преобразованиях обследуемого предмета, явления, ситуации.
Экспериментирование для детей является ведущим способом познания мира. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
Это метод, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д.
Экспериментирование вызывает интерес к исследованию предметов окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.)
Он стимулирует познавательную активность, любознательность, активирует восприятие научных знаний о предметах и явлениях природы, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. д.
В ходе экспериментально – познавательной деятельности необходимо создавать такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством опыта и, анализируя, самостоятельно делает вывод, умозаключение.
Предлагаемая ребёнку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие (по Л.С. Выгодскому, А.Н. Леонтьеву, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконину, А.В. Запорожцу)
Для успешной работы необходимо:
- подобрать необходимое оборудование и материалы для детской лаборатории (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитом, песком, коллекции, наборы картинок, схемы, модели и т.д.); познакомить с правилами работы;
- работать малыми группами по 6 – 8 человек;
- не ограничивать детей из гигиенических соображений (прольёшь, уронишь…)
- соблюдать системность деятельности;
- использовать игру, как «ведущую деятельность – деятельность, которая на данном этапе психического развития оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребёнка» (Н.А. Леонтьев). В игре ребёнок, совершает игровые действия, которые передают различные свойства окружающего мира. Например: метод маленьких человечков, где своими действиями ребёнок моделирует различные состояния веществ.
При организации работы с детьми важно учитывать следующие моменты.
В процессе совместной деятельности знакомить детей с  терминологией, обозначающей физические явления и свойства веществ (испарение, твёрдое вещество, магнетический и т. д.), которую дошкольники без особых трудностей понимают, запоминают и употребляют в речи.
Использовать пары слов, антонимы, т.к. именно через них передаётся система изменений, происходящих с предметами и явлениями (была жидкой – стала твёрдой и т.п.).
Исследования осуществлять в наглядно – образной и наглядно-действенной форме, в процессе деятельности изображать, зарисовывать наблюдаемые физические процессы.
Каждый ребёнок по-своему познаёт окружающий мир, то есть по-своему воспринимает, перерабатывает и оперирует поступающей к нему информацией. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о значимости физических явлений для человека и самого себя.
Список литературы
1. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование // Дошкольное воспитание.-  №6.-  2007.
2. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - М.: Детство-пресс, 2007.
3.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
4.Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
5. Венгер Л.А. Психология/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988.
6. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Т.А. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3 – С. 12.
7. Леонтьев А.Н. О формировании способностей/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996.
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Под ред. Л.Н. Прохоровой – М.: Аркти, 2004.
1.Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. - М.:Творческий Центр Сфера, 2007.
2.Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005
3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников./ Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2004.