Урок математики в коррекционной школе VIII вида, приуроченный к Олимпиаде в Сочи 2014 года.


МОКУ Падунская специальная ( коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида
Конкурс методических материалов
« Лучший методический материал – 2013»
Номинации: Сценарий урока приуроченного к Олимпийским играм в Сочи 2014
Урок математики в 3 классе коррекционной школе VIII вида
«Порядок арифметических действий»
Составила: Волошина М.В.
учитель начальных классов
2014 г.
Урок математики в коррекционной школе VIII вида,
приуроченный к Олимпиаде в Сочи 2014 года.
3 класс Тема: Порядок арифметических действий Цель: закрепление умений выполнять порядок действий в примерах со скобками и без скобок; Задачи: Образовательные: Закреплять нумерацию чисел в пределах 100; определять место нахождения цифры в числе; учиться записывать многозначные числа; учиться соблюдать порядок действий в примерах со скобками и без скобок.
Воспитательные: Воспитывать патриотизм; воспитывать добросовестное отношение к труду; воспитывать ответственность при выполнении заданий; воспитывать дисциплинированность и собранность; воспитывать толерантность
Коррекционные: Развивать речь: обогащать и усложнять словарный запас; Развивать мышление: умения анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; Развивать умения управлять своими двигательными действиями;
Оборудование: учебник, тетради, индивидуальные карточки, иллюстрации. Ход урока I. Организационный момент. Здравствуйте. Подравняйтесь, проверьте. Все ль на месте? Все ль в порядке? Готовы книжки и тетрадки? Можно начинать урок. И прекрасна, и сильна Математики страна. - Зачем нужно знать математику? 
1. Без счета не будет на улице света. 2. Без счета не сможет подняться ракета. 
3. Без счета письмо не найдет адресата. 4. И в прятки сыграть не сумеют ребята. 
5. Запомните все, что без точного счета. Не сдвинется с места любая работа. 
- Давайте изучать математику и подниматься в ее царстве по ступенькам все выше и выше. II. Устный счёт  - Посчитаем устно. - 16 увеличить на 7; - 2 умножить на 8; - 3 умножить на 9; - Найти произведение чисел 3 и 8; - Найти периметр прямоугольника со сторонами 8 см и 6 см; - Найти произведение чисел 5 и 5; - Найти сумму чисел 32 и 8; - Делимое 27, делитель 3. Найти частное; - 1 множитель 3, второй множитель 7. Найдите произведение? - Назовите лишнее число. Почему 9?- Перечислите все чётные числа.
- Перечислите все нечетные числа.- Найдите числа, которые делятся на 2, 4? - Расставьте числа в порядке возрастания. Расшифруйте слово.
ОЛИМПИАДА  23, 16, 27, 24, 28, 25, 40, 9; 21  
М Л А П Д И А О И- Что такое Олимпиада? Обратимся к словарю. - Где и когда будет проходить Олимпиада? (Зимние Олимпийские игры 2014 — впервые в истории России пройдут с 7 по 23 февраля 2014 года в российском городе Сочи. Во время летней Олимпиады 1980 года талисманом спортсменов был Олимпийский Мишка.  (Показ картинки) приложение 1- Вся страна с нетерпением ждет зимних Олимпийских игр. Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к этому грандиозному зрелищу. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты решают, в какой стране проводить игры. Тренируются будущие участники, волнуются судьи, томятся ожиданием зрители.…И наконец, раз в четыре года, знаменательный день настаёт.…За всю историю зимних Олимпийских игр россияне выиграли 293 медали. - А с 7 по 16 марта состоятся Параолимпийские игры. - Что такое Параолимпийские игры? (Обращение к словарю). - Как известно, Олимпийские игры не проходят без выбора талисмана. Это добрая и красивая традиция. Впервые талисманов Олимпиады представляли и выбирали все жители нашей страны. Любой мог предложить свой вариант.  - А что такое талисман? (Обращение к словарю). Чтобы узнать, какие талисманы набрали большее количество голосов, нужно определить тему и цели урока. Девиз нашего урока будет таким: «С маленькой удачи начинается большой успех». III. Актуализация знаний (повторение пройденного) (на доске примеры, рядом с ними перевёрнутые картинки)
 9 + 6 – 7 2 х 2 х 3 10 +20: 4  3 х 4: 2 7 + (12 – 2) 15: 5 + 5 - Вспомните, в каком порядке выполняются действия со скобками? - Найдите такой пример, объясните, какое действие будем выполнять сначала?
7 + (12 – 2) - Если нет скобок, то, что выполняем сначала, умножение и деление или сложение и вычитание? - Найдите такие примеры, объясните, какое действие будем выполнять сначала?
10 + 20: 4; 15: 5 + 5 Действия умножения и деления выполняются первыми, действия сложения и вычитания - вторыми  - Если в примерах действия одной ступени, т.е. сложение и вычитание или умножение и деление, то, как мы будем выполнять действия? - Найдите такие примеры 9 + 6 – 7; 3 х 4: 2; 2 х 2 х 3
действия одной ступени выполняются в том порядке, как они даны.
Какова тема нашего урока?  Порядок действий в примерах со скобками и без скобок; Теперь мы можем узнать, какие из талисманов будут представлять Российскую команду спортсменов в Сочи. ( Переворачиваю картинки на доске – приложение 2) Это Леопард, Мишка и Зайка. За леопарда отдал свой голос В.В.Путин. Кто такой В.В.Путин?IV. Сообщение темы и цели урока - Вы правильно определили тему сегодняшнего урока. Сегодня на уроке мы продолжим решать примеры и делать правильный выбор действий 
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, пропишите показы. (ребята выполняют работу, учитель ходит, смотрит, обращает внимание на осанку) 
- Назовите показы (1-2 уч-ся) 14см, 1 дм., 6 м.,  1 ч, 1 сут., 12 мес.,25 мин,. - Какая мера длины у вас прописана? (1 дм, 14 см)
 -Начертите отрезок 1 дм.  - В 1 дм, сколько см? (10 см) 
- Второй отрезок начертите на 2 см короче.  - Сколько см начертили 2 отрезок? (8 см)
 -Запишите пример (один ученик у доски)1дм -2см=8см V. Работа по закреплению знаний и умений 1. Решение примеров под руководством учителя - Прежде, чем начать решать примеры, давайте вспомним порядок действий.  - В каком порядке выполняются действия в примерах со скобками?
(Сначала выполняются действия в скобках) - Если нет скобок, то, что выполняем сначала, умножение и деление или сложение и вычитание?
(Действия умножения и деления выполняются первыми, действия сложения и вычитания - вторыми) - Если в примерах действия одной ступени, т.е. сложение и вычитание или умножение и деление, то, как мы будем выполнять действия?
(действия одной ступени выполняются в том порядке, как они даны) Выполнение примеров, с объяснением у доски, стр. 192 №21 (1,2)
(рядом с каждым примером олимпийское кольцо)1. 20кг + 20кг: 2 =30кг (сначала выполняем действие деление, а потом сложение  20кг: 2= 10кг  20кг + 10кг = 30кг 2. 87кг – 15кг: 3 = 82кг (сначала выполняем деление, а потом вычитание)  15кг: 3 = 5кг  87кг – 5кг= 82 кг 3. 26кг + 2кг х 7 =40кг (сначала умножение, а потом сложение)  2кг х 7 = 14кг  26кг + 14кг =40кг (единицы с единицами, десятки с десятками) 4. (25л – 13л):2 =6л (сначала выполняем в скобках, а потом деление)  25л – 13л = 12л  12л:2 = 6л 5. (9л + 7л):2 =8л (сначала выполняем в скобках, а потом деление)  9л + 7л =16л  16л: 2 = 8л 6. 14л – 2л х 6 =2л (сначала умножение, затем вычитание)  2л х 6 = 12л  14л – 12л = 2л  Физминутка Нам за партой не сидится, Разминаем поясницу. Корпус крутим влево, вправо - Так мы отдохнём на славу. Головой туда-сюда, И ногами раз, два. Хорошо мы отдохнули. И к учебе вновь вернулись.
- Примеры мы решили – молодцы! Но мне интересно, а что за кольца на каждой строке рядом с примерами? Почему они разного цвета? Что они означают?
-Символ Олимпийских игр – пять скрепленных колец, символизирующих объединение пяти частей света в олимпийском движении. Давайте вместе их правильно соединим. Цвет колец в верхнем ряду – голубой для Европы. Черный для Африки. Красный для – Америки. В нижнем ряду – желтый – для Азии. Зеленый для - Австралии.
( показ картинки – приложение 3)2. Решение задач.
- Мне нужны два спортсмена - добровольца. Сейчас они будут прыгать в длину.
На правах судьи буду оглашать результаты Решение задач.
-Наша страна активно готовится к проведению олимпиады в Сочи. Планируется построить много спортивных объектов. А спортсмены в свою очередь тоже готовятся, усиленно тренируются и мечтают о том, чтобы одержать больше побед. А наши с вами победы – это правильно выполненные задания • Владимир Путин: «Я могу с полной уверенностью сказать, что если бы мы не смогли восстановить территориальную целостность страны, если бы мы не прекратили противостояние на Кавказе в том виде, в котором оно было лет пять-семь назад, если бы мы принципиальным образом не изменили ситуации в экономике, если бы мы не решили ряд социальных задач, не видать бы нам никакой Олимпиады как своих ушей».
Давайте и мы с Вами решим задачу.
В лыжных соревнованиях участвовали 20 девочек, и 2 команды мальчиков по 5 человек в каждой. Сколько лыжников приняло участие в соревнованиях?
- Из каких частей состоит задача? (условие и вопрос)
Прочитайте условие
Прочитайте вопрос
Прежде чем мы решим задачу, что нам надо сделать?
Составить краткую запись.
Разбор задачи
О ком эта задача? (о мальчиках и девочках)
Как называется в задаче группа мальчиков, в которую они были объединены? (команда)
Сколько было команд? (2) По сколько человек было в каждой команде? (по 5)
Что значит в каждой команде? (в одной)
Что нам известно о девочках? (их 20)
Что нам известно о мальчиках? (только то, что их было 2 команды по 5 человек)
Посмотрите внимательно на краткую запись.
Сколько вопросов? (2) Сколько будет действий? «?)
Можем ли мы сразу ответить на гл. вопрос задачи? Почему? (Не знаем, сколько всего мальчиков)
Что надо сделать, чтобы узнать, сколько мальчиков (5 взять 2 раза)
Какое это действие? (умножение) Для того, чтобы ответить на главный вопрос задачи, что нужно сделать? Посчитать общее количество девочек и мальчиков.
Запишите краткую запись, решение и ответ.
3. Самостоятельное решение примеров 
- Сейчас вы самостоятельно решите примеры и покажите, как вы научились решать примеры в 2 действия стр. 190 № 8 (1,2)Индивидуальная помощь слабым учащимся (3 группа) Карточки для детей (4 группа) 2 + 3 – 4 2 х 4 - 6  10– 8 + 6 3 х 3 +1 4. Проверка качества выполненных заданий (на доске записаны примеры)
  - Наташа запишет ответы первого столбика, Лиза ответы второго столбика. Таня сегодня мне помогает, проверит, правильно ли решили девочки, (при неправильных ответах, дети объясняют)  - Поднимите руки у кого также, как на доске. Молодцы! (оценки) Карточки у Дэвида и Насти проверит Федя. VI. Домашнее задание. На самоподготовке вы будете выполнять примеры на стр. 191 № 13. Это примеры на порядок действий в примерах со скобками и без скобок с именованными числами. - Всем понятно домашнее задание? VII. Итог урока 
- Что на уроке мы сегодня закрепляли? (решали примеры и выбирали правильный порядок действий) - Какие зимние виды спорта вы знаете? Попробуйте угадать их.
(Картинки – приложение 4) Отгадайте загадку: Зимний вид спорта, сочетающий лыжную гонку и стрельбу (биатлон). Биатлонисты должны быть очень точными и меткими. Я вам предлагаю необычную мишень, (приложение 5) Поставьте точки в те секторы, которые помогут оценить вашу работу на уроке. - Кто из вас будет наблюдать за событиями Олимпиады? - А кто будет болеть за нашу сборную? - Участие в Олимпийских играх – это достижения спортсменов, а наши достижения – это успешная учеба в школе, получение прочных знаний. Это мы сегодня на уроке доказали. Я очень довольна вашей работой.
VIII Оценивание учащихся
Список литературы:
1. В.В.Эк математика. Учебник для 3 класса коррекционных образовательных школ. Издательство «Просвещение», 2012 г.
2. Журнал «Начальная школа», № 6 1996г.
3. Пособие для учителя « Математика. 1-4 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения», 2009 « Учитель»
4. fishki.net›1209246-sravnenie-olimpijskih…iz…19805. http://www.dezinfo.net/foto/36330-vozvrashhajsya-mishka.html

Приложение 1

Приложение 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Приложение 4


Приложение 5