Доклад Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в познавательно-речевом развитии старших дошкольников

 
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в познавательно-речевом развитии старших дошкольников
МАДОУ «Детский сад № 242«Аленушка»
Подготовила :
Алибегова Хавва Мусаевна, воспитатель
Условия и результаты внедрения ИКТ
 Повышение ИКТ-компетентности педагога Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог  не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования.
 Наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении. Более сильным условием может стать наличие компьютера на рабочем месте педагога.  Есть возможность применения полученных знаний на практике. Педагог может провести занятие с применением компьютера, подготовить материалы к занятию. Дети положительно воспринимают перемены.
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
Я считаю, сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребёнку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у старших дошкольников устойчивого познавательного интереса к учению я поставила задачу:
сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным, на материале используя содержащий в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебной деятельности и способствующий созданию положительной, эмоциональной обстановки, а также развитию речемыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведёт за собой процесс понимания.
Важным направлением в моей работе является использование ИКТ, как средства для более эффективного освоения дошкольников изучаемого материала реализованной программы. Чередование демонстрации наглядного материала и беседы с детьми помогают добиваться поставленных целей.
Все подобранные и адаптированные к детям нашей группы информационные материалы я условно подразделила на несколько групп:
1 группа – это тематические презентации, включающие в себя информационно-познавательные материалы на различные темы ознакомление с окружающим миром, природой, родным краем, трудом взрослых, профессий и т. д. :
Угадай кто – животные Африки.
Светофорчик.
Почему корабль плывёт?
Любимый вид транспорта.
Доктор Айболит советует.
Правила поведения.
2 группа – это игры, используемые в индивидуальной работе с детьми на закрепление звуков, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте, счёту, количеству и т. д. :
Приключение пчёлки Жу-жу.
Волшебные слова.
Загадки слов.
Варенье для Карлсона.
Звук «О».
Звуки «Л-Л'» и «М-М'».
Звуковой анализ слов.
Мышонок и числовые домики.
3 группа – это материалы ИКТ используемые при подготовке к занятиям, проведении интеллектуальных и познавательных игр, викторин, КВН:
Заколдованный мальчик, или путешествие Нильса с дикими гусями.
Презентации по русским народным сказкам.
Презентации по художественно-литературным сказкам.
4 группа – это материалы ИКТ используемые в работе с детьми и родителями:
Картотеки:
Подвижных игр.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Физминутка, динамические паузы.
Наблюдений.
Консультации:
Ребёнок и компьютер.
Как и зачем играть с детьми.
Учим рассказывать.
Как ухаживать за молочными зубами.
Ярким моментом в проведении всех наших мероприятий при подготовке к праздничным датам и событиям из жизни страны, города, ДОУ, семьи, является использование нами следующего направления – это тематических фильмов, слайд-шоу, видеороликов:
День Матери России.
Новый год
Наша армия.
8 марта.
Масленица.
Использование нами в работе с детьми различных материалов ИКТ дали возможность нашим детям не только получить познавательную информацию, но и способствовали повышению мотивации к речевому общению, желание делиться впечатлениями, высказывать свои предположения, отвечать на вопросы. Что в целом положительно влияло на развитие речи и формирование речемыслительной деятельности наших воспитанников.
Результатом является 100% усвоение материала детьми группы. У 95% детей высокий и выше среднего уровень формирования навыков связной речи. Все дети группы идут в школу с чистой речью.
Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современного образования. Использование ИКТ становится привычным для детей, а для педагогов становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инно Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектахвационной работы в детском саду.