Коммуникативная технология как средство подготовки обучающихся к заданиям части «С» ЕГЭ по русскому языку.


Коммуникативная технология как средство подготовки обучающихся к заданиям части «С» ЕГЭ по русскому языку.Священное уменье говорить,Произносить слова и строить фразу.Как просто это: стоит рот открыть,И чудо слова возникает сразу.                            Е. Винокуров


Курс русского языка и литературы в школе нацелен на формирование у учащихся следующих видов компетенций:лингвистическая компетенция, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых умений; языковая компетенция, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; коммуникативная компетенция, то есть владение разными видами речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование), умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.


Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. Коммуникативная компетенция способствует формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.


Уроки развития речи способствуют формированию коммуникативной компетенции.На уроке развития речи необходимо использовать основную единицу обучения – текст. Систематическая работа по комплексному анализу текста даёт возможность осуществлять на уроке взаимосвязь повторения всех разделов курса русского языка, развития коммуникативных умений и навыков учащихся, обеспечивая эффективное и оптимальное достижение поставленной цели (успешная подготовка учащихся к ЕГЭ).

Ключевые умения, проверяемые заданием части С:умение анализировать содержание исходного текста;умение анализировать форму исходного текста;умение выражать личностную позицию;умение последовательно излагать мысли;умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;орфографические и пунктуационные умения.




С целью совершенствования умений учащихся решать творческую коммуникативную задачу, связанную с текстом, необходимо:Формировать у учащихся навыки осознанного чтения.Формировать аналитические умения, а именно:-различать понятия «тема», «проблема», «авторская позиция»;-определять тему, проблему конкретного текста;-формулировать позицию автора в тексте;Расширять словарный запас учащихся за счёт коммуникативно значимых слов и словосочетаний, необходимых при составлении собственного текста на основе исходного;Усилить текстоцентрическую направленность уроков русского языка и литературы, совершенствовать работу по комплексному анализу текста.




Формированию умения выявлять авторскую позицию способствует обучение определению способов её выражения К ним относятся заголовок, композиция, внесюжетные элементы (лирические отступления, вставные эпизоды; описания: пейзаж, портрет, интерьер; эпиграф, пролог, эпилог), лексические средства, синтаксические конструкции.Выявление авторского отношения к сообщаемому тесно связано с определением целеустановки текста. Чёткое осознание учащимися цели, которую ставил перед собой автор,- важнейшее условие правильного понимания текста. Поверхностное объяснение связано с неумением определять тип информации в тексте.

Типы информации в тексте.1.Фактуальная – фактическая основа текста ( что происходило, происходит или будет происходить).2. Концептуальная – информация об авторе, его взглядах, позиции, намерениях.3.Подтекстовая – явно не выраженная информация в тексте, которая может быть раскрыта в определённых условиях. Подтекстовая информация содержится в художественных произведениях.



  Коммуникативные умения Сделать это мне. . .  Скорее тяжело Скорее легкоСделать устное сообщение на лингвистическую тему 70% 30% Составить план текста 45% 55% Пересказать текст 45%55% Ответить на вопрос 46% 54%. Написать изложение 40% 60%. Написать сочинение 95%5% . Вести диалог 60%40% . Владею этикетными средствами языка 70%30% . Определить свои удачи (неудачи) 40%60% . Анализировать и оценивать ответ 30% 70%. Писать отзыв 70%30% . Использовать в речи новые слова 80%20%  Лист самодиагностики.  Коммуникативные ценности“да”“нет”“не знаю”1. Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным 5% 20% 75%2. Я владею культурой общения 15% 30% 55%3. Я могу испытывать чувство гордости за успехи одноклассников 45% 5% 50%4. Я могу признать свою ошибку 3 5% 50% 15%5. Я могу доказывать свою точку зрения 10%80%  10%6. Делаю выводы.  15% 75% 10% Лист самодиагностики.