Разработка на тему Развитие филологической одаренности на уроках и во внеурочное время


Развитие филологической одаренности на уроках
и во внеурочное время(Слайд 1) Прогресс общества в первую очередь зависит от образованных и талантливых людей, поэтому выявление одаренных детей и развитие их способностей является одним из главных направлений в работе образовательных учреждений.
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это связано с тем, что в современном российском обществе возрастает потребность в людях, неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на интеллектуальном уровне населения. И только современная реформа образования позволила вновь обратиться к поддержке одарённых детей, ведь талантливая молодёжь - это профессиональная элита общества. (Слайд 2)
Одаренность - это системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность бывает
- интеллектуальная;
- познавательная;
- художественно-творческая;
- спортивная;
- лидерская.
(Слайд 3) Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Система работы с одаренными детьми - это максимальное развитие умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. 
(Слайд 4) Филологическая одаренность – явление вполне закономерное. Разве не уникален тот факт, что ребенок постигает языковые законы и нормы практически самостоятельно. Взрослые учат детей произносить отдельные слова, а изменять эти слова, складывать их в предложения ребенок пытается сам, приспосабливаясь к законам той языковой среды, которая его окружает.
Чем старше становятся дети, тем пассивнее их речетворчество. К 10-11 классам они испытывают огромные затруднения в таком виде деятельности, как сочинение по литературному произведению. Вот почему на уроках русского языка, литературы, мы используем систему приемов и методов работы по выявлению и развитию филологической одаренности учащихся, то есть, образно говоря, одну за другой преодолеваем «ступеньки к творчеству».
(Слайд 5) Иллюстрирование литературных произведений - яркое средство проявления филологической одаренности, способствующее развитию образного мышления ребёнка. (Слайд 6) Групповой проект предполагает групповую иллюстрацию, и нередко случается так, что авторами замысла и исполнения зрительного образа являются разные люди. И если пятиклассники рисуют иллюстрации, исходя из конкретного литературного текста, то старшеклассники зачастую используют символы и аллегории.
За время работы в школе я заметила, что надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Именно поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю развитию и воспитанию одарённых детей. (Слайд 7) Цель моей работы вижу в следующем: выявление одаренных детей и вовлечение их в творческую деятельность. (Слайд 8) В связи с этим мною поставлены следующие задачи:
1. Создать условий для оптимального развития способных и одаренных детей.
2. Побуждать и стимулировать к самостоятельной и творческой деятельности.
3. Расширять возможности научной работы обучающихся для участия в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях.
(Слайд 9) На уроке отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Именно во время урока ведётся индивидуальная и групповая работа с одаренными детьми. 
Работа планируется разнообразной как по содержанию, так и по форме. Содержание этой работы определяется темой урока и мотивацией учащихся, уровнем подготовленности. И неизменным помощником в развитии творческого дара ученика является книга, и моя задача, в первую очередь, – научить ребенка работать с книгой.
В календарно-тематическое планирование ввожу уроки выразительного чтения и культуры речи, работу с критической статьей, уроки развития речи, что способствует повышению общего культурного уровня творческой личности. Именно благодаря приобретенным навыкам работы с книгой расширяется кругозор ученика и стимулируется желание научного и творческого поиска. А в комплексе это и означает развитие творческой личности, поддерживает интерес к знаниям, к самому процессу их получения.
В ходе работы с книгой некоторые учащиеся начинают работать над проектом. В процессе работы у ребят вырабатывается творческий подход к делу, самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость и терпение.
Эти проекты носят практико-языковой характер, направленный на исследование проблем общения и коммуникации или решения лингвистических задач.
Итак, работа над проектом и защита проекта организует и развивает творческую личность.
(Слайд 10) Развитию творческого потенциала ученика способствуют различные формы и методы уроков: исследовательский метод, работа в группах, дискуссии, театрализация, конкурс, практикум.
Мною практикуется проведение заочных экскурсий по литературоведческим местам. Как итог – написание эссе «В гостях у писателя». Знания добываются учащимися в результате их собственного познавательного труда, имеет место исследовательский метод обучения.
В работе с одаренными детьми широко использую современные технологии (формы, методы и приемы обучения), а именно: (Слайд 11)
- лекционно-семинарская форма; 
- уроки-консультации, 
- выполнение практических работ,
- дифференцированное обучение,
- создание проблемных ситуаций,
- использование  различных видов игр, 
- самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, 
- учебные и тематические конференции, тематические творческие лаборатории по созданию собственных текстов различных жанров.
Все желающие могут принимать участие в научных конференциях, интеллектуальных играх, олимпиадах, дебатах и других мероприятиях.
Результатом индивидуальной работы с одарёнными детьми являются победы и достижения моих учащихся.
(Слайд 12) Ежегодно 50 % учащихся принимают участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе, из них победителями являются: Джумашева Сабина, Сапогин Евгений, Трофимов Сергей, Жалмуканова Алтынай, Муранова Айнагуль, Пода Ярослав, Степанов Кирилл, Вечканова Александра, Кузина Татьяна, Рязанцева Марина, Ревенок Алина, Харева Дарья.
(Слайд 13) Победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе стали учащиеся: Кузина Татьяна, Жалмуканова Алтынай, Муранова Айнагуль, Джумашева Сабина, Аминова Дина.
(Слайд 14) Дети активно и успешно участвуют во Всероссийском конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок», имеют следующие результаты: 1 место - Попов Никита (в 2013, 2014, 2015 годах), Джумашева Сабина (в 2013 году), Манукян Альберт (в 2015 году).
(Слайд 15) - 3 место в районном литературном конкурсе чтецов «И слава возрастет моя, не увядая…», посвященном 270-летию Г.Р. Державина занял Манукян Альберт.
(Слайд 16) - 3 место в районной ученической конференции исследовательских работ «Юность. Наука. III тысячелетие» занял Марченко Денис.
(Слайд 17) - принимали участие в областном конкурсе сочинений «Десант добра», Кузина Татьяна, Жалмуканова Алтынай, Марченко Денис, Трофимов Сергей, Муранова Айнагуль. 
(Слайд 18) - в районном конкурсе «Полет фантазии» 2 место занял Кукс Данил, 3 место - Алференко Денис.
(Слайд 19) В марте 2015 года 34 учащихся 6, 7, 10 классов приняли участие в VI Всероссийской дистанционной олимпиаде «Летописец» по русскому языку и литературе, из них Диплом I степени получил ученик 10 класса Букин Владислав, (Слайд 20) Дипломы II степени получили Мусеев Марат, Кузина Татьяна, Крылова Антонина, Жалмуканова Алтынай (10 класс).Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников.
Одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. (Слайд 21) Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни.