Статья на тему: Развитие связанной речи детей старшего дошкольного возраста через картино- графические схемы
Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей
старшего дошкольного возраста
«Учите ребенка, каким – нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский.
В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Обучение дошкольников родному языку — одна из главных задач в подготовке детей к школе.
Уровень развития речи – это главный фактор, который отображает уровень общего развития ребенка. Этот вопрос дошкольного обучения нашел отражение в области «Коммуникация», где дети овладевают способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Основываясь на результатах диагностики, мной было выявлено, что дети мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций, отсутствует самостоятельность в составлении рассказов, нарушена логическая последовательность изложения, наблюдаются смысловые пропуски. В связи с этим, возникло противоречие, приведшее к возникновению проблемы.
Изучив литературу по данному вопросу, я обратилась к одному из приемов: применение картинно – графических схем. Считаю, что использование именно картинно – графических схем способно активизировать речь дошкольников.
Проблема: не сформированность связной речи у детей дошкольного возраста.
Цель моей работы: сформировать у дошкольников потребность в овладении связной речью.
Средства для реализации поставленных целей: – это занятия по развитию связной речи с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по данной теме.
- Диагностика детей.
- Анализ работ.
- Систематизировать методический и дидактический материал по данному вопросу.
- Разработать дидактический и демонстрационный материал по лексическим темам в образовательной области «Коммуникация».
- Разработать картинно – графические схемы для самостоятельной работы.
- Разработка разноуровневых заданий.
- Привлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс.
Проблема развития речи всегда была в центре внимания педагогов, ученых: Я. А. Каменского и Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцций и Ф. Фребель, К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Е. И. Тихеева – крупный педагог – методист и общественный деятель в области воспитания, ставила проблему развития речи в центр внимания, независимо от характера деятельности и возраста детей. На вопрос: «Что значит владеть всеми видами и проявлениями речи?» - она ответила: «Значит, владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества».
Результатом реализации поставленных целей стало:
- проявление у детей глубокого интереса к занятиям по формированию связной речи и обучению грамоте;
- значительное расширение активного словаря;
- усвоение ряда языковых средств необходимых для составления речевых высказываний;
- улучшение монологической и диалогической речи.