Статья Повышение мотивации у учащихся с дисграфией с помощью ИКТ
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИКТ
Филатова О.В.
МБОУ «Лицей «МОК №2» городского округа г. Воронеж
olgaolga557@gmail.com
Нарушения письменной речи являются самыми распространенными формами речевой патологии у учащихся начальных классов. Причины таких нарушений могут быть самыми разнообразными. Очень часто нарушение письма сопровождается отклонениями в формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Значительной части таких детей характерна неравномерность психического развития, недостаточность таких высших психических функций, как память, восприятие, внимание. «Часто дети с нарушениями письменной речи психически инфантильны, недостаточно мотивированы к исправлению речевых недостатков и посещению коррекционных занятий в логопункте». [1]
Достижения в области информационно-коммуникационных технологий являются, на наш взгляд, существенным подспорьем в решении данной проблемы. Разработка коррекционных занятий с использованием мультимедийной системы позволяет решить ряд задач, среди которых наиболее важная – внести разнообразие в речевую практику детей-логопатов и заинтересовать их в преодолении нарушений письменной речи.
Нами был проведен ряд уроков, созданных на базе программы Power Point. Они представляли собой синтез повседневных средств обучения, сопровождаемых презентациями. Получение знаний и закрепление новых навыков сопровождались разнообразными, ярко иллюстрированными, но в то же время методически грамотно подобранными слайдами.
Достаточно быстро был отмечен рост интереса обучающихся к дополнительным логопедическим занятиям, возросла их активность на уроках, нормализовалась посещаемость, возросло качество усвоения материала. Ребята с удовольствием приступали к выполнению предлагаемых заданий, быстрее концентрировались на учебном материале, проявляли видимый интерес в достижении верных результатов. Все это оказало позитивное влияние на исправление нарушений письменной речи. В работах учащихся стало появляться все меньше специфических логопедических ошибок, во время чтения и письма ребята стали испытывать положительные эмоции, чувство успеха в данной учебной ситуации.
Использование ИКТ на уроках дает возможность в полной мере реализовать в процессе обучения принцип наглядности. Показ заданий на экране с помощью проектора вызывает у детей заинтересованность; внимание ребенка прочно удерживается сочетанием подобранных логопедом картинок и звукового сопровождения. «ПК обеспечивает обратную связь с детьми. В случае неверного выполнения задания позволяет исправить ошибку. Игровые ситуации с применением ИКТ увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности и неуспешности, часто испытываемые детьми на уроках обучения грамоте». [1]
Возможности мультимедийной системы будут эффективны при работе на синтаксическом, лексическом уровне, при отработке различных навыков, связанных с фонематическими процессами.
Использование ИКТ целесообразно при выполнении таких заданий, как разгадывание кроссвордов, изографов, ребусов, так как позволяет существенно сократить временные затраты на создание ярких, интересных пособий.
«Предоставление возможности каждому ученику поработать за компьютером приучает школьников к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля». [1]
В настоящее время различные специализированные сайты предлагают целые серии дисков с комплексом упражнений для преодоления нарушений письменной речи у младших школьников. Используя их в ежедневной практике, школьный логопед может существенным образом повысить привлекательность занятий в логопункте для учащихся с нарушениями письма.
Нами была отмечена высокая эффективность средств ИКТ в организации коррекционного процесса в целом, решении задач, поставленных на каждом конкретном занятии.
Большие возможности открывает использование в работе логопеда интерактивной доски. Однако это связано с большими материальными затратами и необходимостью приобретения специальных навыков. «Следует отметить, что использование ПК должно быть строго регламентированным и проходить с учетом санитарно-гигиенических норм». [1]
Литература:
1. [Электронный ресурс] ИКТ как средство повышения мотивации детей с нарушениями письменной речи. – http://www.openclass.ru/pages/172266