Развитие познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта.
Развитие познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта.
Ростовцева Т.А.
учитель начальных классов, ГБОУ РХ «Черногорская школа – интернат»
Ученые, исследовавшие особенности психического развития детей с нарушением интеллекта , отмечали у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему.Для оптимизации обучения данного контингента школьников необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование познавательных игр и игровых заданий, создание занимательных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны.
Большая роль в повышении эффективности обучения принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры и занимательные упражнения построены на совокупности приёмов, помогающих систематизировать и закреплять свои знания о различных объектах, их назначении, связях между ними. Игра должна быть подчинена обучающей цели урока. Игры и игровые упражнения можно проводить и в начале урока, Чтобы привлечь внимание учащихся к новому материалу, и в качестве повторения в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме.
Можно применять в конце урока для закрепления пройденного материала.
Игровые задания по коррекции и развитию зрительного восприятия
«Парные» изображения.
Предъявляются два предметных изображения ,внешне похожих друг на друга, но имеющих до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
«Незаконченные»изображения.
Изображения с недорисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, чайник без носика, платье без рукава и т.д.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
«Перекрытые» изображения.
Предъявляются карточки со словами, цифрами, схематическими изображениями предметов, верхняя или нижняя части которых скрыты за полоской бумаги. Угадать , какое изображение находится на карточке.
«Разрезанные» изображения
Показывают части 2-3 изображений (например овощей разного цвета или величины) Требуется собрать из этих частей целые изображения.
Обобщенные схематические изображения.
Показ фигур, представляющих схематические изображения предметов. Необходимо отгадать, что это может быть. Изображения подбираются в зависимости от учебного предмета.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Игровые задания по коррекции и развитию слухового восприятия.
Для развития дифференцированного и осмысленного восприятия можно проводить на уроке и в виде минутного отдыха следующие игры и упражнения.
Что я делаю.
Учащиеся с закрытыми глазами по характерным звукам , шумам и стукам определяют действия, производимые учителем или одноклассником(листает книгу, переливает воду, роняет карандаш и т. д.
Звуковой молоточек
Может быть использован при изучении чисел первого десятка.
При нахождении суммы, разности, произведения и частного.
(Дети считают удары молоточка с закрытыми глазами и умножают число ударов на число на карточке и т.д.)
Игровые задания по коррекции и развитию логического мышления
К наиболее эффективным приёмам в обучении школьников с нарушением интеллекта следует отнести сравнение, обобщение, группировку материала.
Логические операции, осуществляемые на уровне представлений
Характеристика предмета по заданным признакам.
Учащимся предлагается дать словесное описание предмета, руководствуясь схемой
Предмет
цвет форма величина материал свойства вид
Например: лук (жёлтый, круглый, с хвостиком из корней, горький; когда его режешь, то можешь заплакать; овощ)
Узнавание предмета по описанию
Учащиеся определяют предмет, спрятанный в чёрном ящике.
Задавая учителю вопросы относительно его свойств.(какой формы,
цвета, для чего предназначение)
Исключи «лишний» предмет
Учащимся предлагаются карточки с изображением 3-4 предметов.
(собака, кот, коза, лиса) Дети должны исключить лишнюю картинку .
Классификация предметов по заданному признак
Предлагается найти закономерность расположения объектов, упорядоченных на основе нескольких признаков.(геом. фигуры) Определить какого предмета не хватает?
Игровые задания по коррекции и развитию произвольной памяти
Формирование произвольных процессов памяти у школьников с нарушением интеллекта связано с умением внимательно выслушать задание до конца; стремиться активно запомнить необходимую информацию; пытаться самостоятельно вспомнить информацию в процессе воспроизведения.
Предложенные упражнения способствуют развитию произвольной памяти в процессе учебной деятельности.
*Учащимся демонстрируют картинку, на которой изображено 8-10 предметов. Время показа 10-20 сек. Необходимо запомнить как можно больше предметов.
*На ленте изображены геом. фигуры разного цвета. Необходимо запомнить последовательность и цвет геом. фигур.(или букв, или цифры)
*Дети закрывают глаза. Открыв , определяют, что изменилось.
*Учитель зачитывает 5-7 слов .Затем повторяет их, пропустив 1-2 слова
*Ученики по команде учителя воспроизводят по памяти ряд действий.(подметают, стирают и т.д.
*Изучают предмет. (цвет, размер, форма)Убрав предмет отвечают на вопросы.
*Дети рассматривают ряд предметов. Учитель их расставляет в классе в разных местах. Дети должны найти все предметы.
Игровые задания по развитию способности действовать в уме
Ребусы
Задача состоит в том, чтобы разгадать зашифрованное слово. Шифруется с помощью букв, цифр, картинок.
Анаграмма
Представляет собой картинку и расположенные возле неё цифры. Цель игры в том, чтобы мысленно переставить буквы в слове в том порядке, в каком стоят цифры.
Кроссворды
Кроссворд составляется из слов, входящих в изучаемую тему.
Игровые задания по развитию умения рассуждать
Бывает- не бывает
Учащиеся рассматривают картинку с изображением ситуаций, не встречающихся в реальной жизни. Нужно объяснить, что не так.
Зачем и почему
Почему снег весной тает?
Почему сначала появляются весной растения, а потом насекомые?
Пословицы
Ученики должны уметь объяснять смысл пословиц.
Логические упражнения Чтобы сварить 1 кг мяса требуется 1 час. За сколько часов сварятся 2 кг мяса?
Курица на одной ноге весит 3 кг. Сколько весит курица на 2 ногах.
Игровые задания по ориентировке в пространстве
Весёлые человечки
Учащимся даются картинки со схематическими изображениями человечков. Фигурки отличаются различным положением рук и ног. Нужно повторить движения.
Найди спрятанный предмет
Прячут в классе предмет. Ученики ищут его, руководствуясь инструкциями учителя. Например : «Сделай шаг вперёд, 2шага влево»Такие упражнения можно применять и во время отдыха.
*Учащимся предлагается зачитать пример или слово, которое записано в правом верхнем углу доски.
Игровые задания по коррекции и развитию тактильно-двигательного восприятия
Чудесный мешочек
В мешочек кладут предметы разной формы величины, фактуры. Ученику предлагается на ощупь найти нужный предмет.
Ходьба по контуру фигуры
На полу мелом изображают геометрические фигуры, буквы, цифры. Ученику предлагаем пройти по контуру фигуры сначало с открытыми глазами, а затем с закрытыми.
Ничего не вижу
С закрытыми глазами выполнить знакомое действие.(написать на доске, подойти к окну и т.д.
Определение цифры или буквы с закрытыми глазами ( наждачная бумага или буквы и цифры из пластика)
Использование фасоли, гороха, пуговиц. Отсчёт с открытыми и закрытыми глазами.
Игровые задания по коррекции и развитию межанализаторных взаимодействий
*Хлопнуть в ладоши, услышав нужный звук или слово.
*Подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов.
*Присесть столько раз, сколько раз хлопнут в ладоши.
Игровые задания по коррекции и развитию логических приёмов запоминания.
Развитие логической памяти предполагает предварительную выработку обратимых мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала(его классификация, установление смысловых связей и отношений между объектами ит.д.
Картинка схема
На доске вывешивается в столбик 10-12 картинок с изображениями знакомых предметов(стул, рыба, гриб и т.д.)На столе у учителя карточки с соответствующими схематическими изображениями этих предметов. С каждым рисунком помещают его схематическое изображение.
Картинка-картинка
Даны картинки с изображениями предметов (солнце, трактор, дерево, карандаш, цветок, портфель)Подобрать к каждой другую картинку, имеющей с предыдущей смысловые связи (колесо, лампа, резинка, клумба, книга, лес)
Слово –слово
Уч-ся нужно запомнить 6-8 слов, например холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан. Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег; обезьяна-банан; молоко- корова.
Словесные ассоциации
К названному слову ученики подбирают как можно больше ассоциаций. Напр. Верблюд - горб, пустыня, песок.
Рассказ- картинка
Учитель читает рассказ, по ходу которого на доску выставляются картинки с изображением отдельных моментов, затем предлагается пересказать текст.(Можно использовать меловой рисунок)
Литература.
1 Аксёнова А.К.,Якубовская З.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах . М. «Просвещение» 1991г.
2.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма цвет, звук.
3Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по арифметики во вспомогательной школе.-М. «Просвещение, 1972г.
4 Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей.