Доклад на тему Нравственные ориентиры на уроках гуманитарного цикла


Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.
Есть много родов образования и развития,
и каждое из них важно само по себе, но
всех выше должно стоять образование
нравственное.
В. Г. Белинский
След, который оставляем мы, учителя,-это доброе слово, посеянное в душах учеников. Молодость всему открыта, она верит тому, что видит. Не сформированы ещё социальные шаблоны, не давлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнёшь потом. Русский язык и литература-это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание-это процесс содействия духовно-нравственного становления человека и формирование у него нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности.
Рассмотрим некоторые возможности осуществления нравственного воспитания на уроках литературы. Для примера приведём краткие фрагменты педагогической работы по формированию духовно-нравственного воспитания в процессе изучения отрывков из рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».
Рассказ повествует о трудностях послевоенного времени. Герой данного рассказа- ровесник учащихся, поэтому детям легче анализировать его поступки, примерять качества характера героя на себя и давать оценку его действиям.
В деревне, где жила семья мальчика, была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, Володьке пришлось снаряжаться из дома за пятьдесят километров в райцентр. В райцентре он жил у тётки, которая одна поднимала троих ребятишек и добрая половина продуктов, которые мать передавала сыну, таинственным образом исчезала. Мальчик обладал чувством собственного достоинства и уважал его в других, так, например, главный герой рассказа боялся даже думать о том, кто именно «потаскивает» у него еду:
«Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестрёнки с братишкой, а оно всё равно идёт мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду»
В процессе анализа этого эпизода ученики начинают задумываться: «Смог бы я выжить в таких жизненных условиях и остаться добрым, не озлобиться на родственников, на весь мир. Смогу ли я упорно идти к своей цели?» Школьники также замечают и положительно оценивают нежелание главного героя подводить мать, ответственность мальчика перед семьёй и жителями деревни, которые поверили в него. У ребят формируется положительное отношение к ответственности и чувству долга. Следует отметить, что анализ эпизода игры в «чику» и эпизода последующего избиения героя, формирует у обучающихся положительное отношение к честности, справедливости, умению отстаивать свою точку зрения до конца и негативное отношение к насилию. Воспитательный эффект усиливается при сопоставлении главного героя с отрицательными персонажами. У ребят формируется отрицательное отношение к игре на деньги, деспотизму, подхалимству.При чтении эпизодов, где рассказывается о том, с каким упорством герой взялся за изучение французского языка, школьники видят положительный пример умения идти к своей цели, несмотря на трудности и препятствия.
Особо следует отметить воспитательный эффект статьи В. Г. Распутина «Уроки доброты». Прочитав эту статью, учащиеся понимают, что помогать нужно бескорыстно, следует помнить то добро, которое сделали им и возвращать его миру. Итак, урок-пространство воспитания. Русская литература-основа воспитания.
Закончить своё выступление хочу следующей мыслью. На уроках литературы наиболее эффективно осуществляется нравственное воспитание. В процессе чтения эпизодов из рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» у обучающихся воспитываются такие качества личности, как ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этих чувств в других людях, параллельно с этим формируется чувство жалости и сострадания, негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.