Проект Влияние образа жизни на состояние здоровья школьников
Лобова Н.Б.,
заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии
МАОУ Ильинской СОШ
г/о Домодедово
Экологический проект
«Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьников»
Выполнен учащимися 9 класса
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………3 - 5
Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьников…6
Оценка состояния здоровья школьников…………………………6 - 9
Определение влияния образа жизни на состояние здоровья….10 - 13
Заключение…………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………..15
Приложение……………………………………………………………...16 - 19
Введение
Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Справедлива поговорка: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял». Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?
На сегодняшний день в России лишь 5 - 10% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак.
Около 7,5 млн детей России страдают заболеваниями нервно – психической сферы, хотя основная масса таких детей обучается в обычных классах.
Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; низкий уровень освещенности в помещениях школ; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов и многое другое.
Усугубляет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно – воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространенным стало слово «гиподинамия» (недостаточная физическая, силовая нагрузка). Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают от болезней сердечно – сосудистой системы. Причем распространенность сердечно – сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, кто мало двигается.
Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя.
При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, у него может развиваться стресс. Так называют состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач.
Чтобы успешно адаптироваться в современных условиях жизни, следует овладеть навыками самоконтроля, в любых условиях стремиться к соблюдению привычного режима дня, выработать умение своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой и т.д.
За годы обучения количество здоровых школьников снижается. В то же время известно, что всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние ЦНС, обусловливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Недаром В.А. Сухомлинский, в равной степени внимательный как к интеллектуальному развитию учеников, так и к их здоровью, отмечал, что замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего недомогания. Установлено, что дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Он также указывал на связь показателей здоровья, умственной работоспособности и успешности овладения детьми школьной программой.
По результатам медицинских исследований выявлены следующие показатели:
а) высокий уровень здоровья имеют всего 30% обучающихся;
б) средний уровень здоровья – 50% обучающихся;
в) низкий уровень здоровья – 20% обучающихся (см. Приложение, диаграмма №1).
Таким образом, результаты исследования оказались неутешительными. В результате опроса школьников учеными – исследователями в разных регионах России были получены следующие данные:
а) образ жизни, способствующий укреплению здоровья, ведут всего 22% учащихся;
б) образ жизни, направленный на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствующий его укреплению, - 24% учащихся;
в) образ жизни, направленный на разрушение здоровья, - 54% учащихся (см. Приложение, диаграмма №3).
Гипотеза.
На основании этих данных мы выдвинули гипотезу, что в нашей школе в результате опроса и наблюдений будут получены примерно такие же показатели, т.к. условия развития детей в нашей стране примерно одинаковые.
Цель: выявить состояние здоровья учащихся Домодедовской СОШ №1.
Задачи:
Установить влияние образа жизни на состояние здоровья;
Оценить состояние здоровья учащихся;
Выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
Для достижения поставленной цели были проведены практикумы – наблюдения с последующим анализом.
План выполнения исследований.
Исследования проводились в несколько этапов:
Подготовительный – изучение соответствующей литературы;
Организационный – подбор участников;
Анкетирование – опрос учащихся;
Аналитический – обработка результатов исследований;
Информационно – практический – ознакомление классных руководителей, руководства школы, учащихся с результатами исследований.
Проект состоит из пяти частей:
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- библиография;
- приложение.
Во введении изложены: актуальность, проблематичность, цель, задачи и гипотеза исследования.
Основная часть - само исследование, где подробно изложена практическая деятельность исполнителей проекта. В нее вошли практикумы – наблюдения с последующим анализом:
- Практическая работа №1 «Оценка состояния здоровья школьников» (участники проекта – учащиеся 5 – 9 классов).
Цель: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании результатов анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психо – социальных условий жизни и режима дня.
- Практическая работа №2 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья» (участники проекта – учащиеся 5 – 9 классов).
Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.
Также основная часть несет обобщающий смысл. В ней представлена практическая и социальная значимость данной работы.
Затем следует заключение в виде выводов и рекомендаций.
Библиография включает 9 источников.
В приложении – диаграммы результатов исследований.
1. Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьников.
1.1 Оценка состояния здоровья школьников.
Практическая работа №1 «Оценка состояния здоровья школьников» (участники проекта – учащиеся 4 – 9 классов, всего 127 чел.).
Цель: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании результатов анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психо – социальных условий жизни и режима дня.
Требования к выполнению практической работы: проводить самооценку состояния здоровья необходимо ежедневно, в течение 1 – 2 недель, четко фиксируя результаты в таблице. После заполнения таблицы следует проанализировать полученные данные. После выполнения практической работы необходимо сформулировать вывод о характере зависимости состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Ход работы: Оцените психосоциальные условия жизни и свой режим дня за текущий день. Результаты самонаблюдения занесите в таблицу №1.
Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня
за текущий день
Таблица №1
Исследуемые показатели Результаты оценки Оценка в баллах
1 2 3
1.Самочувствие а) хорошее (ощущение бодрости, силы)
б) плохое (слабость, усталость, вялость, раздражительность) +1
-1
2.Настроение а) приподнятое
б) удовлетворительное
в) подавленное +1
0
-1
3.Аппетит а) хороший
б) плохой +1
-1
4.Умственная работоспособность а) высокая
б) средняя
в) низкая +1
0
-1
5.Частота сердечных сокращений (уд/мин) а) менее 75
б) от 75 до 85
в) более 85 +1
0
-1
6.Сон а) дающий ощущение бодрости и отдыха
б) поверхностный, с ночным просыпанием, не приносящий ощущения отдыха +1
-1
7.Болевые ощущения а) отсутствовали
б) присутствовали +1
-1
Сумма баллов: ___________
Состояние здоровья: высокий, средний или низкий уровень
8.Особенности психосоциальных условий жизни а) были ли ссоры или конфликты с друзьями:
- нет
- да
б) особенности психологического климата в семье
- спокойный, благоприятный
- напряженный, конфликтный
в) особенности эмоционального состояния:
- радость, положительные эмоции
- эмоциональные стрессы, переживания, отрицательные эмоции +1
-1
+1
-1
+1
-1
Сумма баллов: ____________
Оценка психосоциальных условий:
- благоприятная – сумма баллов +2 и выше
- неблагоприятная – сумма баллов +1 и ниже
9.Особенности режима дня а) продолжительность сна:
- более 8 ч
- менее 8 ч
б) утренняя зарядка:
- выполнялась
- не выполнялась
в) прогулки на свежем воздухе:
- имели место
- не имели места
г) время, затрачиваемое в течение дня на просмотр телепередач или игры на компьютере:
- менее 2 ч
- более 2 ч
д) занятия спортом, физическими упражнениями:
- выполнялись
- не выполнялись +1
-1
+1
-1
+1
-1
+1
-1
+1
-1
Сумма баллов: _________
Оценка режима дня:
Соответствует гигиеническим требованиям (+4, +3) _______
Не соответствует (+2 и менее) _________
Подсчитав сумму баллов по пунктам 1-7 таблицы, сделайте вывод о функциональном состоянии вашего организма:
а) если сумма баллов равна (+7 - +5) – высокий уровень здоровья;
б) если сумма баллов равна (+4 - +3) – средний уровень здоровья;
в) если сумма баллов равна (+2 и менее) – низкий уровень здоровья.
Оцените особенности психосоциальных условий жизни (благоприятные/неблагоприятные) – п.8 таблицы.
Оцените соответствие вашего режима дня гигиеническим требованиям к режиму дня школьника – п.9 таблицы.
Проанализировав полученные в процессе наблюдений данные, ответьте на вопросы:
Влияют ли психосоциальные условия жизни на состояние вашего здоровья?
Каков характер этого влияния?
Влияет ли режим дня на состояние здоровья?
Каков характер данного влияния?
Выявите, на какие показатели здоровья (аппетит, настроение, самочувствие и др.) в наибольшей степени влияет нарушение режима дня и ухудшение психосоциальных условий жизни.
По итогам работы сформулируйте вывод.
Результаты исследования.
В ходе реализации проекта выявлены следующие показатели:
Состояние здоровья:
высокий уровень здоровья – 50% обучающихся;
средний уровень здоровья – 23% обучающихся;
низкий уровень здоровья – 27% обучающихся. (см. Приложение, диаграмма №2).
Оценка особенностей психосоциальных условий жизни:
благоприятные – 58%;
неблагоприятные – 42%.
Особенности режима дня:
соответствует требованиям – 43%;
не соответствует требованиям – 57%.
Сведем полученные данные в таблицу:
Таблица №2
Уровень состояния здоровья Среднестатистические данные (по РФ) Данные по ДСОШ №1
Высокий 30% 50%
Средний 50% 23%
Низкий 20% 27%
Налицо – ярко выраженное несоответствие среднестатистических показателей и результатов наших исследований. Мы решили выяснить причину этого несоответствия и рассмотрели полученные результаты по возрастным категориям:
- младший возраст (4 кл.);
- средний возраст (5-7 кл.);
- старший возраст (9 кл.).
Вот что мы увидели:
Таблица №3
Уровень состояния здоровья младший возраст средний возраст старший возраст
Высокий 85% 50% 29%
Средний 15% 27% 27%
Низкий - 23% 44%
Очевидно, что уровень здоровья снижается с возрастом. Каковы же причины? Поэтому следующим этапом наших исследований стало определение влияния образа жизни на состояние здоровья.
1.2 Определение влияния образа жизни на состояние здоровья.
Практическая работа №2 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья» (участники проекта – учащиеся 5 – 9 классов, всего 100 чел.).
Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.
Ход работы:
Проанализируйте свой образ жизни. Для этого из предложенных вариантов ответов выберите наиболее характерный для вас и соответствующий балл внесите в таблицу №4:
Таблица №4
Самооценка факторов образа жизни, влияющих на здоровье
(участники проекта – учащиеся 5 – 9 классов)
№
п/п Факторы образа жизни Оценка в баллах
Особенности питания Двигательная активность Закаливание Режим дня, правила труда и отдыха Особенности эмоционального состояния Жизненная позиция Вредные привычки Курение Употребление алкоголя Употребление наркотиков Сумма баллов:
1) особенности питания.
Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья (балл = +2)
Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например, во время праздников и т.п. (балл = +1)
Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживаетесь. Можете себе позволить съесть лишнее, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания (балл = -1)
Не соблюдаете правила рационального питания, т.к. не считаете, что особенности питания могут каким-то образом повлиять на здоровье (балл = -2)
2) особенности двигательной активности.
Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье (балл = +2)
Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно (балл = 0)
Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочитаете любое другое занятие (балл = -1)
3) закаливание.
Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду и т.д. (балл = +2)
Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом) либо в зависимости от настроения (балл = +1)
Вы никогда не закаливаете свой организм и не считаете, что это важно (балл = 0)
4) особенности соблюдения режима дня, правил труда и отдыха
Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = +2)
Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете их для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм и т.д. (балл = +1)
Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = -1)
5) особенности эмоционального состояния
Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее (балл = +2)
Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительные депрессии и пессимистическое настроение (балл = 0)
Разные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время вы можете находиться в раздраженном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете (балл = -2)
6) жизненная позиция
Если какое-то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас события, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать все от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. (балл = +2)
Когда случаются серьезные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться со своим подавленным состоянием (балл = -2)
Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше, или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.
7) вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них – курение, употребление алкоголя и наркотиков – оценивается в -4 балла.
2.Определите сумму баллов по таблице и оцените влияние своего образа жизни на состояние здоровья:
Если сумма баллов от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья;
Если сумма баллов от +6 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание (сохранение) имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению;
Если сумма баллов менее +5, вам необходимо серьезно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.
Результаты исследования оказались неутешительными:
а) образ жизни, способствующий укреплению здоровья, ведут всего 15% учащихся;
б) образ жизни, направленный на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствующий его укреплению, - 24% учащихся;
в) образ жизни, направленный на разрушение здоровья, - 61% учащихся. (см. Приложение, диаграмма №4).
Выводы: так как у 23% учащихся средний уровень здоровья, а 61% ведут образ жизни, направленный на разрушение здоровья, было сочтено необходимым разработать практические рекомендации по пропаганде здорового образа жизни.
Практические рекомендации:
Ознакомить родителей и учащихся с результатами исследований в ходе выполнения практических работ.
Рекомендовать классным руководителям регулярно проводить беседы, лектории в целях пропаганды здорового образа жизни.
Обратиться к администрации школы с просьбой об организации курса «Основы ЗОЖ».
На уроках регулярно проводить «физкультминутки».
Заключение
Современное состояние здоровья детей и молодежи вызывает серьезные опасения.
По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85%. Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей (51).
Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18 раз число детей больных вегето - сосудистой дистонией, в 11-12 раз – близорукостью, в 5 раз – эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – мочеполовой системы.
По выражению академика Н.М. Амосова, “…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем”.
Буквально с первых лет жизни ребенку необходимо прививать навыки здорового образа жизни. По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие:
положительные эмоции;
личная гигиена;
оптимальный двигательный режим;
рациональное питание;
закаливание;
отказ от вредных привычек, пристрастий (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ).
Психическое состояние и социальные условия жизни – значительные факторы, определяющие здоровье современного человека, поэтому именно они были рассмотрены более подробно в процессе выполнения практических работ. Хорошо известно, что стрессы, отрицательные эмоции, неуверенность в себе и неблагоприятные социальные условия жизни – важные факторы риска для здоровья человека. Главная задача состояла в том, чтобы научить школьников не только проводить анализ своего психического состояния, но и в последующем управлять своими эмоциями.
Список литературы
Жданова Ю.В. Формирование здорового образа жизни. Биология в школе – 2004, №2
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., Просвещение, 1983.
Колесов Д.В., Припкова А.Г. Гигиена и здоровье. М., 2006
Маюров А.Н., Маюров Я.А. В здоровом теле – здоровый дух. М., Педагогическое общество России, 2006.
Пальцев А.И. О питании и здоровье. Новосибирск, 2004.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М. АРКТИ, 2003.
Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, №3.
Якушкина Е.А. и др. Биология 5 – 9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград, Учитель, 2009.
Валеология. Физвоспитание. Спорт. №1 (13) 2003 год, январь. Ежемесячный методико-педагогический журнал.
Приложение
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Диаграмма №3
Диаграмма №4