Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники
Заучивание стихотворения Р.Кудашевой «Вот пришла зима серебристая» с использованием мнемотехники.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима».
2. Совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам
3. Упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «Какая», «Какой».
4. Упражнять в подборе слов-родственников.
Развивающие:
1.Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.
2.Обеспечить развитие способности к наблюдению, воображению
3. Обеспечить развитие диалогической речи, речевого слуха.
4. Обеспечить развитие координации речи с движением
5. Обеспечить развитие логического мышления при составлении схем, зрительной и словесно-логической памяти.
6. Обеспечить развитие мелкой моторики рук
7. Обеспечить развитие умения детей использовать средства мнемотехники при заучивании стихотворений.
8. Совершенствовать интонационную выразительность речи
Воспитательные:
Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
Воспитывать любовь к природе
Вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений о зиме, интерес к художественному слову.
Словарная работа: иней, серебристая, снежные огоньки
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы и рассматривание картин по теме «Зима».
- Наблюдение за снегопадом на прогулке.
Материал:
Демонстрационный:
- Атрибуты для создания «Зимней» атмосферы в группе;
- Мнемотаблицы для заучивания стихотворения
- Ноутбук - для показа презентации, интерактивная доска
- Устройство для прослушивания записи MP - 3 физкультминутка
Раздаточный:
Бумага с таблицей, клей-карандаш, простые карандаши по количеству детей и один комплект для воспитателя
Методы и приемы:
- Загадывание загадок
- Беседа
- Рассказ воспитателя (о поэте)
- Рассказывание стихотворения
- Игра
- Объяснение инструкция
- Самостоятельная работа
Ход:
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их, скажем (Здравствуйте)
Сегодня к 6ам в детский сад пришло письмо, адресованное детям подготовительной к школе группы. Что же в нем написано?
- Здравствуйте ребята. Вы умеете отгадывать загадки?
Попробуйте отгадать, кто я?
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня.. (Зима)
Читаю дальше. Девочки и мальчики, для начала хотелось бы мне узнать, сможете ли вы отгадать загадки о том, что бывает зимой.
Рисовать на окнах - мастер,
Но не требует фломастер...
Щиплет щёки, щиплет нос
Надоедливый... (мороз).
- Посмотрите, правильно ли вы отгадали.
- Слушайте следующую загадку, и попробуйте её отгадать.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. - Молодцы, отгадали.
Холодный, но не лед,
Белый, но не сахар,
Легкий, но не пух,
Мягкий, но не вата.
Что это такое? (Снег.)
Башмаки - ОзорникиМчат меня по льду реки. (Коньки)
- Правильно, молодцы. Слушаем дальше.
Завывает за окошком,Ледяною сыпет крошкой.Снегом мягкую постельСтелет по полям ... (Метель)
- Хорошо, молодцы. Слушайте последнюю загадку.
В белом бархате деревня —И заборы, и деревья.А как ветер нападёт,Этот бархат опадёт.
- Молодцы ребята! Хорошо отгадываете загадки.
Посмотрите, вы отгадали все признаки зимы. Сейчас давайте ещё раз все вместе назовём их.
Что же пишет нам Зима еще:
- Ребята, шла я к вам в детский сад издалека, повстречала «Осень», она мне рассказала, как замечательно вы её провожали, какие красивые стихи читали!
Но и про зиму сложено много красивых стихотворений. Многие поэты прославляли зиму в своих произведениях. Это, мы знаем, и А.С. Пушкин «Буря мглою небо кроет», и С. Есенин «Белая береза»
А сегодня я хочу вас познакомить еще с одним автором и его произведением
Для этого я вас приглашаю в литературную гостиную
Это поэт Раиса Адамовна Кудашева. Раиса Адамовна уже с детства писала стихи. Много лет работала учителем в школе, а потом библиотекарем.
Раиса Кудашева — автор стихотворения «Ёлка», часть этого стихотворения была положена на музыку. Так появилась песня «В лесу родилась ёлочка»
Эту песенку знают и любят все и взрослые, и дети.
Но кроме этого, поэт Р.К написала еще очень много стихотворений для детей. И вот с одним из я хочу вас сегодня познакомить. Называется оно «Вот пришла зима серебристая»
Итак, я буду читать стихотворение, а вы в это время можете закрыть глаза
Вот зима пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое! Днем с детьми на коньках все катается, Ночью в снежных огоньках рассыпается. В окнах пишет узор льдом-иголочкой И стучится к нам во двор свежей елочкой!
Понравилось стихотворение? Представили зиму?
Какая зима пришла?
Что она сделала?
Покажите движением, что вы представили.
Вот зима пришла серебристая, Как ходит зима (неторопливо плавно)
-Каким снегом зима замела поле? А как она мела? А поле, какое до этого было (чистое) А стало каким (белым, снежным)
Днем с детьми на коньках все катается, Днем (покажем руками, где у нас солнышко днем – высоко на небе)
Ночью в снежных огоньках рассыпается. (Что мы делаем ночью: спим)
В окнах пишет узор льдом-иголочкой.И стучится к нам во двор свежей елочкой!
Попробуем выучить это стихотворение наизусть?
Тогда поиграем в игру «Шифровальщики»
То есть попробуем это стихотворение нарисовать. Приглашаю сесть вас за столы. У каждого из вас лежат: лист белой бумаги с нарисованной таблицей, простой карандаш, клей-карандаш и несколько готовых картинок.
Но для начала я вам предлагаю сделать массаж. Я говорю, а вы делаете
Я желаю, чтобы голова ваша – думала,
Я желаю, чтобы глаза все видели,
Я желаю, чтобы рот – красиво говорил,
Я желаю, чтобы уши слушали внимательно,
Я желаю, чтобы руки рисовали аккуратно,
Я желаю, чтобы тело было здоровым,
Я желаю вам здоровья!
Что ж приступим к заполнению наших таблиц.
Вот зима пришла серебристая,
Зима на какую букву начинается «З». Рисуем «З». Ходим мы с помощью чего (ноги). Зима пришла, какого цвета. Выберите этот цвет.
Белым снегом замела поле чистое
Найдите картинку белого снега. Хорошо. А чем мы метем (метлой) Рисуем метлу. И поле. Рисовать поле мы тоже умеем.
Днем с детьми на коньках все катается,
Днем солнышко где (высоко)
Дети это кто? Девочки и мальчики
Девочка (круг, треугольник; мальчик круг, перевернутый треугольник)
И картинка коньков (приклеиваем)Ночью в снежных огоньках рассыпается.
Что бывает на небе ночью (Месяц, звезды). Ночью, при лунном свете снежинки, падая вниз, светятся как фонарики или огоньки.
Находим картинку снежные огоньки, и приклеиваем
В окнах пишет узор льдом-иголочкой
Рисуем окна, а не одно окно, узор – волнистая линия, и льдинку острую, на льдинке рисуем ушко, потому что это иголочка.И стучится к нам во двор свежей елочкой
Постучите. Чем обычно стучим (кулачком). Два кулачка – два кружочка
Наш двор – это дом и забор
И рисуем елочку. Все успели? У всех получается?
Хорошо, молодцы!
Но пришло время немного отдохнуть 1. Вот так холод, вот мороз,
Больно щиплет нос. Больно щиплет нос.
Чтоб согреть его скорей,
Надо потереть сильней.
Чтоб согреть его скорей, потереть сильней.
2. Будем ножки согревать,
Прыгать и скакать. Прыгать и скакать.
Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.
Очень холодно стоять, стали замерзать.
3. Крепче стал мороз никак,
Мерзнем стоя так, Мерзнем стоя так
Нам пора бежать бегом.
Нам нельзя идти пешком.
Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.
4. Чтобы ручки согревать,
Будем их махать. Будем их махать.
И в ладоши будем бить.
И локтями шевелить.
И в ладоши будем бить, локтями шевелить.
5. Мы на месте не стоим,
Мы бежим, бежим, Мы бежим, бежим
Чтоб согреться поскорей,
Надо побежать быстрей.
Чтоб согреться поскорей, побежим быстрей.
А теперь еще одна игра «Лучший чтец». Сначала послушайте меня, а пока я рассказываю, смотрите на свои таблицы и повторяйте про себя.
Кто хочет сейчас с помощью своих рисунков рассказать стихотворение?
Дети читают стихотворение. За рассказанное стихотворение приз – снежинка
Вот молодцы! Порадовали вы зимушку! А я хочу подарить вам эту волшебную таблицу, что бы вы ещё раз поучили
стихотворение. И смогли рассказать его своим родителям или
друзьям.
А наша литературная гостиная закрывается.
Понравилось ли вам гостить здесь? (А что понравилось больше всего? А что не понравилось совсем?) Если да- то возьмите улыбающееся солнышко, если нет - то грустное солнышко.
Дети сидят за столами.
Конверт с загадками
Интерактивная доска
Слайд №1
Слайд №2.
Слайд №3.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Указка
Слайд 7 (все картинки сразу)
Слайд 8 (Пушкин)
Слайд 9 (Есенин)
Слайд 10 (литературная гостиная)
Слайд 11 (Раиса Кудашева)
Слайд12 (В лесу родилась елочка)
Слайд 13 (совмещенный Кудашева+ елочка)
Игра «Расскажи стихи движеньем»
Дети вместе с воспитателем
проговаривают стихотворение,
показывая движения.
Свернуть интерактивную доску.
Магнитная доска
Таблица
Физминутка «Вот так холод, вот мороз» (музыкальная, Екатерина Железнова)