ТРИЗ-технологии как инструмент повышения эффективности уроков литературного чтения в начальной школе
ТРИЗ-технологии как инструмент повышения эффективности уроков литературного чтения в начальной школе
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в качестве первостепенной задачи, стоящей перед современной школой, ставят задачу повышения качества обучения. Решение этой задачи требует от учителей поиска новых путей организации образовательного процесса. Литературное чтение – один из важнейших предметов в системе начального школьного образования. В нём сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Художественной литературе принадлежит также огромная роль в формировании духовного мира учащегося. Она открывает ребёнку мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Повышение эффективности урока литературного чтения – залог повышения качества обучения и воспитания в целом. ТРИЗ-технологии помогут повысить эффективность любого урока, как главной единицы образовательного процесса в начальной школе, в том числе и урока литературного чтения. Учитель, владеющий ТРИЗ–технологией, знающий её основы, и систематически применяющий в своей работе – свободен в выборе форм урока, методов, приёмов, позволяющих раскрыть идею произведения. У него на подготовку к уроку уходит минимум времени, но урок максимально эффективен, благодаря своей организации. Предлагаю на примере разработанных уроков по изучению произведения К. Паустовского “Жильцы старого дома” проследить, как можно организовать деятельность детей на уроке литературного чтения в начальной школе, применяя методы ТРИЗ. К. Паустовский “Жильцы старого дома” (3 часа). 3 класс Цель: 1. Научить детей видеть необычное в обычных вещах, видеть целостную картину произведения, понимать идею произведения. 2. Развивать умение анализировать поступки героев, высказывать собственное мнение. 3. Воспитывать уважительное отношение к старым вещам, к старым людям. Урок 1 I. Орг. момент. II. Первичное знакомство с произведением. - Какие произведения К. Паустовского вы уже читали? Назовите героев этих произведений. - Прочитайте название произведения. Как вы думаете, о чём это произведение? - Порассуждайте, какими могут быть герои этого рассказа. - Сейчас мы начнём читать этот рассказ, и узнаем, кто в этот раз стал героем К. Паустовского. Чтение 1 части рассказа. III. Работа с текстом. 1. Анализ 1 части рассказа. - О ком эта часть? - О чём мы прочитали? - Выберите все определения, которые относятся к Фунтику. Составьте паспорт героя.(Коллективное составление паспорта героя) - Что вы можете сказать о коте Степане? Составьте паспорт этого героя, работая в паре с соседом по парте. (Составление паспорта героя в парах) - Продолжите фразу: “Если бы Фунтика не привезли из Москвы... (то у Фунтика не начались бы неприятности)” - Продолжите цепочку рассуждений “Если бы...” (если бы кот Степан не умывался на крыльце, то он не познакомился бы с рыжим псом; если бы пёс не тянулся мокрым носом к Степану, то Степан не побелел бы от злости; если бы не появился этот пёс, то у кота Степана жизнь текла бы обычным чередом; и т. д.) - Как бы вы озаглавили эту часть? 2. Чтение и анализ 2 части рассказа. - Кто стал причиной несчастий Фунтика? - От чьего лица идёт повествование? Кому было страшно? Почему ему было страшно? - Составьте устный портрет Горлача. - Что значит сварливый? Подберите синоним. - Какое противоречие есть в этой части? “Если бы Фунтик не вытащил + (плюс) его бы не клюнул Горлач... из воды большой размокшей корки... то – (минус) он остался бы голодным. - Сформулируйте проблему. (Как сделать так, чтобы и сытым стать, и от Горлача не пострадать?) Решение противоречия. - Составьте литературную загадалку про Фунтика, Степана и Горлача. (работа ведётся парами) (Пример: Фунтик Он был глупым и неопытным, поэтому в его жизни не было неприятностей) - Загадайте друг другу загадалки. Чья загадалка вам больше всех понравилась? - Озаглавьте 2 часть. - Что отражено в вашем заголовке: тема или основная мысль? IV. Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к прочитанным в классе частям произведения. Урок 2 I. Проверка домаго задания. Выбор самых лучших рисунков. II. Чтение 3 главы. III. Работа с текстом 3 части рассказа. - Без кого не было бы этой главы? (худая чёрная курица, автор и его друзья, Вальтер Скотт, лягушка) - Тренинг “Аукцион”. Без чего не было бы 3 главы? (без леса, без печной трубы, без воспоминаний, без запаха тмина, без романов Вальтера Скотта, без пасмурных дней, и т. д.) Выигрывает тот, кто последним назовёт предмет (действие, мысли, ощущения, состояния природы, поступки и т. д.), описанный в главе. - Сколько кадров вы бы нарисовали к этой небольшой на первый взгляд главе? - Выполните раскадровку самостоятельно. (В тетрадях или на листах бумаги дети рисуют кадры данной главы) - Какие чувства испытывали жильцы дома к лягушке? (удивление) - Почему? Что такое удивление? - Прочитайте слова: удивление поражение восторг изумление восхищение - Найдите на доске близкое по значению слово к слову удивление. (изумление) - Что значит: Рот от удивления открыл Глаза от удивления раскрыл IV. Игра “Хорошо-плохо” - Почему лягушка сидела под рукомойником? Это хорошо или плохо? Для кого хорошо? Для кого плохо? - Поставьте себя на место лягушки. Что вы видите? Слышите? Чувствуете? - Озаглавьте 3 часть. V. Чтение и анализ 4 главы. Чтение 4 главы. Игра “Да-нет”. - Я загадала объект из этой главы... Учащиеся задают вопросы, на которые учитель отвечает только “да” или “нет”. Это может быть как одушевлённый, так и неодушевлённый предмет. Задача детей: внимательно слушать ответы товарищей, задавать свои вопросы и отгадать объект за минимальное количество вопросов. Игра “Три ашыпки.” У детей частички текста 4 главы с тремя ошибками (например: в авторском тексте слово “воровать”, а на предложенных детям листочках слово в тексте заменено на слово “вырывать”, слово “кот” заменено на “кит” и т. д.). Задача детей – найти 3 ошибки. Работаем в группах по 4 человека. После выполнения задания обязательно выслушиваем каждую группу. VI. Словарная работа. На доске вывешены слова: Старый Пожилой Престарелый Забытый Дряхлый Древний Трухлявый Старинный - Наш рассказ о старом доме. Выберите, какими ещё словами мы можем сказать про этот дом? Выбираем слова, объясняя значение каждого слова. - О чём можно сказать “трухлявый”? - Почему не выбрали слова престарелый, пожилой? О ком так можно сказать? - Старый, престарелый, пожилой – в какой последовательности можно поставить эти слова? Составьте из этих слов закономерность. (Пожилой – Престарелый – Старый) - Каким должно быть наше отношение к таким людям? А к вещам? - Выберите слово, которым можно заменить слово “старый” в названии рассказа не изменяя его смысла. (Забытый) - Как могло бы звучать название этого рассказа? (“Жильцы забытого дома”) VII. Домашнее задание: прочитать остальные главы и нарисовать к ним рисунки. Урок 3 I. Работа над целостным восприятием рассказа Игра “Раньше - позже”. - Расставьте иллюстрации в порядке событий описанных в рассказе. (Используются рисунки, которые дети принесли на урок). - На ваших партах лежат листы бумаги. Прочитайте предложения, которые на них записаны. Определите, к какому кадру или к какой части они относятся. (Групповая работа, по 4 человека в группе) Прикрепите к доске под соответствующим кадром эти предложения. - Оживите в памяти предыдущие уроки. Как мы озаглавили 1,2,3,4 главы? (на доску вывешиваются заголовки) Дайте название остальным главам. (Ведётся запись на доске.) - Составьте цепочку событий и следствий от начала до конца произведения (Если бы...) (Работа в группах) - Посчитайте, сколько у вас получилось звеньев цепи. У кого самая большая цепь рассуждений? Самая короткая? II. Составление “документации” к рассказу. - Подумайте, какие вопросы будут в паспорте этого рассказа. Составьте паспорт один на двоих. (Работа в парах) - Поразмышляйте, подойдёт ли ваш паспорт для другого произведения? - Измените свой паспорт так, чтобы он подходил для любого произведения. (Будет лучше, если имена признаков дети запишут в тетради.) III. Выяснение главного смысла произведения. - Зачем автор рассказал нам о жильцах старого дома? - Как он относится к своим героям? - Составьте жизненное правило (совет) для жильцов дома, для автора. (Можно подобрать пословицу, или выбрать пословицу из нескольких предложенных учителем) IV. Творческая деятельность. - Придумайте своё продолжение рассказа. От чьего лица вы его будете вести? Каких новых героев вы включите в повествование? Прослушивание рассказов. V. Домашнее задание: составить рассказ о любой старой вещи своего дома. Освоение материала на таких уроках даётся детям легче. Учащиеся проявляют больший интерес к учёбе. Чтение книг становится не формальной подготовкой к ответу на уроке, а потребностью к познанию, самосовершенствованию. На каждом уроке учащиеся, работая с произведением, не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта, а так же открывают мир прекрасного, обогащая свой духовный мир. Выбор ТРИЗ-инструментов зависит от целей, которые ставит перед собой учитель на конкретном уроке, уровня сложности произведения, уровня развития способностей учащихся, степени проявления интереса и личного опыта учителя в плане применения элементов данной технологии.