Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории


Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации»Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Актуальность проблемы Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людейВо-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характераВ-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанностиВ-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм и последствиях данного поступка для окружающих людей

Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании» «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования Духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целомДуховно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество Методологическаяи идеологическая основа ФГОСКонцепция духовно-нравственного развития и воспитанияОриентир для всех разделов ООП(основной образовательной программы) Духовность – это способ человеческого существования, которому соответствует внутренняя направленность на высшие ценности, придающие человеческой жизни и всей человеческой культуре высшее измерение, высшее значение и смысл Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро – это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести(И. Песталоцци); Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: История – зеркало жизниГлядя в историю словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю ПлутархЗнай прошлое, живи настоящим, думай о будущемЗадача истории – способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым, как духовные ценности Роль учителя истории в деле нравственного просвещения Педагог должен: развивать в ученике собственное самосознаниенаучить понимать ученика историческую изменчивость человека показать ученикам, что любая историческая эпоха является самостоятельной ценностью и уникальной в своем роде Источники нравственных идеалов1) труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных 2) народная педагогика3) нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд 4) произведения искусства, где воплощены духовные идеалы Формирование нравственных идеаловЧтобы решить эту задачу необходимо:1) изучать шире и глубже моральные убеждения людей в процессе исторического развития;2) изучать деяния людей;3) излагать детальнее факты, упомянутые в учебнике, особенно если они носят воспитательный характер;4) включать дополнительные тексты для анализа учениками;5) ставить нестандартные вопросы, включающие одновременно работу сердца, ума и воли учащихся;6) нацеливать учеников на самостоятельный поиск трудных вопросов и ответов на них, которые уже дала история;7) поощрять внеурочные виды деятельности, связанные с расширением кругозора учащихся. Дискуссии, споры, дебатыРабота с источникамиПоиск дополнительного материалаРабота в группеРешение проблемных ситуаций?Методы и формы работы Основные ориентиры нравственного воспитания1. Поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки через сравнивание свей позиции с изучаемым предметом нравственной деятельности2. Формирование эмоционально-чувственной стороны у ребенка3. Новизна фактов и ситуаций4. Уроки должны быть результативными в достижении нравственной истины Спасибо за внимание