Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе Наблюдение над ролью суффикса в слове.
Семенова Ирина Михайловна, учитель начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 18 (МОУ СОШ № 18) г.Кинешма Ивановской области.
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса.
Тип урока:
Урок «открытия» новых знаний.
Авторы УМК:
«Школа 2100»
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Цели урока:
познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове и на этой же основе развивать у школьников умение осознанно использовать слова с суффиксами в своей речи.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Предметные УУД:
Формировать представление о суффиксах , их местонахождении в слове.
Определять роль суффикса в русском языке; лексическое значение слова через морфемный анализ;
Составлять алгоритм поиска суффикса в слове;
Формировать умение находить суффикс в словах.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности, в диалоге, в общей беседе, ; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.
формировать общеучебные умения и навыки самостоятельной работы, работы с учебником, работы в парах, фронтально, индивидуально;
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества, доброжелательности.
Воспитывать интерес к предмету; внимательного слушателя, зрителя, способного адекватно оценивать свое творчество и творчество одноклассников; умение работать в коллективе.
Формы организации работы учащихся
фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование:
проектор, ПК, слайдовая презентация, карточки для исследовательской работы, карточка «Правила путешественника» для работы в парах, учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, 3 класс
Образовательные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Технологическая карта урока
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД на определенном этапе урока.
·. Актуализация знаний.
- Я приветствую вас на уроке русского языка. Желаю вам совершить интересное и полезное открытие. Пусть у вас будет хорошее настроение и интересная работа. Повернитесь лицом друг к другу, пожмите руки и улыбкой пожелайте хорошей работы. (Приветствие друг друга).
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
- Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову «необычный» синонимы.
-Какие слова называются синонимами? (Синонимы – это слова близкие по смыслу)
-Так какие же синонимы вы придумали к слову «необычный»?
(Особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, удивительный).
Итак, урок наш мы попытаемся сделать сказочным и волшебным,
продолжим путешествие по стране Русского языка и познакомимся с новыми морфемами, их ролью в нашей речи; повторим знакомые части слова, выполним много интересных заданий.
Мы с вами отправимся в путешествие, но чтобы путешествовать, надо знать правила путешественников.
Всегда быть вместе, помогать друг другу.
Соблюдать правила безопасности.
Быть внимательными и наблюдательными, чтобы путешествие надолго запомнилось, и вы могли рассказать о нем своим друзьям.
1.Вспоминаем то, что знаем.
- Ребята, как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
(На уроке мы продолжим учиться красиво и грамотно писать, будем думать и рассуждать).
- Ребята, а над какой темой мы сейчас работаем?
(Над темой: «Словообразование»)
-Что такое словообразование?
(Словообразование – это раздел науки, изучающий состав слова)
- Из каких «строительных блоков» состоят слова?
- Чем мы будем заниматься на уроке? ( На уроке мы будем образовывать новые слова)
Слово делится на части.Ах, какое это счастье.Может каждый грамотей Делать слово из частей.
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Морфемике.
- Напомните мне, а кто живет в этой стране? (морфемы)
- Дайте определение, что такое морфема?
( Морфема – это часть слова)
- Посмотрите на доску и скажите, с какими известными нам морфемами мы будем сегодня работать? (Сегодня на уроке мы будем работать с морфемами: корень, окончание, приставка)
- Что такое корень слова? (Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение)
Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
- Что «хранится» в корне? (общий смысл всех родственных слов)
- Что «хранится» в основе слова? (лексическое значение именно этого слова)
- Какие части слова входят в основу? (В основу слова входят приставка, корень)
С окончаньем не дружу,
Без него всегда дружу.
- Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова)
- Почему окончание не входит в основу? ( Окончание не влияет на значение слова, а лишь связывает слова друг с другом )
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
- Что такое приставка? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов)
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Заполнение таблицы «Части слова»
2. Проверка домашнего задания.
1. Ученики предлагают свои загадки, которые они составляли дома. Два слова записываются и разбираются на доске.
2. – Сколько разных слов вам было предложено в задании № 8, тема 5 в рабочей тетради? (2.)
– В каких словах одинаковые основы? Чем они отличаются? (Окончаниями.)
– Как называются такие слова? (Это формы слова.)
Прочитайте слова, которые вы образовали с помощью приставок.
Как называются эти слова? (однокоренные) Докажите.
Что изменилось в словах ? (смысл слова)
3. Словарная работа.
У детей на партах лежат карточки (у девочек – розовые, у мальчиков – голубые).
Задание: К словам с пропущенными безударными гласными подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы. Выделить знакомые части слова (корень, окончание, основу).
Что?
Какой?
Что?
Уменьшительно – ласкательное значение слова
З..ма
с..ло
сн..га
ж..ра
Тр..ва
д..жди
р..ка
гр..да
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, таблиц.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные результаты
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
Проверка карточек.
- Посмотрите на слова первого столбика. Что вы заметили?
- Какие орфограммы вы увидели в словах? (Безударная гласная в корне)
- Что надо сделать, чтобы правильно записать эти слова?
(Подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная гласная стояла под ударением)
- Какими являются между собой проверяемое и проверочное слово? (однокоренными)
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
- Какие части слова (морфемы) вы выделили в словах первого столбика? (Корень, окончание, основа).
-Посмотрите на проверочные слова, которые вы подобрали и записали во второй столбик. Мальчики, какие слова вы записали? Какой частью речи являются эти слова? (Это имена прилагательные).
- Девочки, какие вы записали проверочные слова? Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные)
-Какое значение приобрели эти слова? (уменьшительно – ласкательное)
- Выделите те же морфемы (корень, окончание, основу) в проверочных словах.
- Вы полностью разобрали слово?
- Осталась часть слова, которая не относится ни к корню, ни к окончанию.
- Может кто - нибудь догадался, что это за частичка?
-Так с какими новыми морфемами мы сегодня будем работать? ( с суффиксами)
- Кто назовет тему нашего урока? Правильно, это суффикс. Запишите тему урока.
- Невыделенная часть во всех словах является суффиксом. Как обозначить суффикс? (выделяем)
2.Планирование решения учебной задачи.
Составьте план урока, сформулируйте задачи урока.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
1. Вспомнить, что такое суффикс, привести примеры.
2. Найти (выделить) суффикс в словах.
3. Составить схему слова.
4. Определить значение суффикса в слове.
5. Придумать слова с суффиксами.
6. Найти слова с суффиксами в тексте.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
·II. Развитие умений – применение знания.
1. Решение учебной задачи. Работа с правилом.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о (суффиксах)
- Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс? (часть слова)
-Где искать эту часть слова? Где она находится? (между корнем и окончанием)
-суффикс изменил значение слова?
Зачем нужны суффиксы?
-Какую роль играет суффикс в русском языке? (служит для образования новых слов)
- Приведите примеры.
Читаем правило в учебнике.
На доске вы видите таблицу. В нее мы будем записывать все суффиксы, которые нам сегодня встретятся на уроке.
Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит значение слова.
Заполнение таблицы по ходу урока.
Суффиксы
Значение суффиксов
2. Составление алгоритма поиска суффикса.
Разбор слова по составу.
1.Измени слово и выдели в нем окончание.2. Вы дел и основу слова. 3.Подбери однокоренные слова и выдели корень. 4.Выдели приставку. 5. Вы дели суффикс.
Слово по составу верно разбирай:Первым, окончание всегда выделяй, На основу внимательно смотри, Корень, поскорее, ты у нее найди, Приставку и суффикс в конце определи.
3. Наблюдение над значением суффиксов.
Мы отправляемся в город Суффиксград
Сказки о суффиксах.
Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим.
Однажды гуляли они и увидели дом. Подошел суффикс –ик к дому и тот стал(домиком). Подошел суффикс –ишк к дому , и он стал (домишко).
Подошел суффикс –ищ, и стал дом. (домище). Подивились они такому чуду.
Веселые и довольные все вместе вошли они в дом. Дома их ждал вкусный торт.
Как вы думаете, кому какой торт достался?
- Тортик! – закричал –Ик.
- Тортишко, - промолвил – Ишк.
- Тортище – сказал - Ищ.
Вернемся к карточкам девочек. С помощью каких суффиксов вы образовали новые слова? (травка, грядка)
Есть и другие суффиксы, которые придают слову уменьшительно – ласкательное значение: ок, еньк, к.
Применение знания.
У Суффикса есть «волшебная палочка». Вам Суффикс отдает свою палочку, вы становитесь волшебниками.
Задание (устно): превратить слова в названия маленьких предметов.
Нос, кот, гриб, стол, мост, слова сад, цвет, лист, лед, мед, зуб, Маша, Саша, город, дуб, ветер, мяч, куст.
Упр. 194.
Этапы работы:
1) Наблюдение за употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. С помощью этих слов автор выразил отношение мальчика, героя стихотворения, к щенку: его любовь, сочувствие, доброту.
2) Лексическая работа: беседа о значении слов-синонимов в рамке.
Устное составление предложений с этими словами.
3) Самостоятельный разбор по составу слов лапа, лапка.
Вывод: суффиксы служат для образования новых слов.
6.Наблюдение над значением суффиксов.
Сказка про суффикс -ЧИК.
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.
У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного колокола получался маленький колокольчик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик.
- Запишите, какие слова получатся.
Лимон, стакан - ... (стаканчик), карман.
- А какое еще значение вносит суффикс -чик- в слово? (Суффикс чик имеет Уменьшительное значение.)
Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.
Образуйте новые слова: Водопровод, буфет.
Суффиксы –тель, -щик.
Суффикс -тель-, щик говорит о профессии, занятии человека.
Например, мечтатель, изобретатель, строитель.
Образуйте новые слова от слов: читать, учить, камень.
История о суффиксе – Ёр.
Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр.
Образование прилагательных.
С помощью суффиксов от имен существительных образуются имена прилагательные. Вернемся к карточкам, которые были у мальчиков. С помощью каких суффиксов вы образовали имена прилагательные?
(Зимний, сельский, снежный, жаркий.)
-ск-, -н- , -к-
- Какие ещё суффиксы помогают образовывать прилагательные? Посмотрите на слова -ов-. ян
Береза (березовый), шерсть (шерстяной),
Суффикс –ость-.
- Мы образовывали от существительных прилагательные, а можно наоборот?
- Используя суффикс –ость-, образуйте новые слова, запишите их.
Гордый – гордость, слабый – слабость, мудрый – мудрость, юный – юность, смелый – смелость.
- Выделите суффикс. Какое значение у этого суффикса? (качество)
Суффиксы –онок-, -ёнок-, -ят-, -ат-.
- Что вы можете сказать об этих суффиксах? (они служат для образования названий детенышей животных)
- Приведите примеры.
- Какое правило помогает нам не ошибаться при написании слов с этими суффиксами?
- Запишите по одному слову с каждым суффиксом.
На доске образовалась заполненная таблица.
Суффиксы
Значение суффиксов
Ик, ишк, ищ, чик, ок, -еньк
Уменьшительно – ласкательное значение
Чик, тель, -щик
Название профессий или людей
Ск, к, н, ов, ян
Образование имен прилагательных
от имен существительных
ость
Образование имен существительных от имен прилагательных со значением качества
–онок-, -ёнок-, -ят-, -ат-, -ушк-, -еньк-
образования названий детенышей животных
суффиксальный способ образования слов
7. Упр. 195 – развивается умение передавать оттенки значений слов, опираясь на словообразовательное значение суффиксов (уменьшительности, увеличительности).
Ученики выполняют его самостоятельно, проверка коллективная.
Мальчик назовёт эту книгу книга или книжка, гномик – книжища (для него она очень большая), великан – книжечка или книжица (для него она маленькая).
Запись и разбор слов:
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
8. Самостоятельная работа.
А теперь самостоятельно запишите два слова с корнем лес. Выделите те части слова, которые участвовали в образовании новых слов.
Обменяйтесь тетрадями. Проверьте друг друга. Покажите зеленый сигнал, если работа товарища выполнена правильно.
Что вы можете сказать о правописании корня в однокоренных словах?
Ребята, почему так важно уметь хорошо находить части слова?
(Для того, чтобы знать, как проверить написание , т.к. разные части слова проверяются по-разному.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
·V. Итог урока.
1.Обобщение полученных знаний.
Вот и закончилось наше путешествие. Вы дружно работали. Я хочу узнать какими наблюдательными вы были.
- Какие части слова вам встречались на уроке?
- Какая часть слова самая важная? Почему?
- Какие части слова служат для образования новых слов?
- Что такое суффикс?
- Где находится суффикс?
- Для чего служит?
- Какой суффикс любят в Стране великанов? (-ищ-)
- А какой в Стране лилипутов? (-ик, -ишк). Почему?
- Какие слова вы придумали с этими суффиксами?
Мы повторили правописание суффиксов, но их в нашей речи очень много. Постепенно вы узнаете их.
- Как называется способ образования слов при помощи суффиксов? (суффиксальный способ)
Заполняем «хвостик» схемы – суффиксальный способ образования слов.
- А зачем нам нужно столько суффиксов? (чтобы речь была богатой, красивой, точной)
- Что интересного узнали на уроке?
- Какие задания вам особенно понравились?
Коллективная работа.
Жители страны Морфемика приготовили для нас задание расшифровать телеграмму. Готовы?
Задание: расшифровать телеграмму, составив из морфем слова
Вы
приставка как в слове прехорошенькая,
корень как в слове красавица,
суффикс как в слове вольный,
окончание как в слове счастливые,
корень как в слове ученый,
суффикс в слове смотреть,
суффикс как в слове водник,
окончание как в слове рыбаки.
корень как в слове поверье,
суффикс как в слове проходная,
окончание как в слове любимые,
корень как в слове подружка (ж//з),
окончание как в слове семья.
ВЫ ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕНИКИ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!
3.Рефлексия.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Вы сегодня хорошо поработали. Мне хочется узнать, какое настроение вызвало наше путешествие.
Нарисуйте на листочке улыбку, которая соответствует вашему настроению.
- нарисуйте улыбку, если вы все поняли и можете самостоятельно разбирать слова по составу;- нарисуйте спокойное выражение, если поняли, но сомневаетесь в своих силах; - нарисуйте грустное лицо, если не поняли, как разобрать слово по составу.
Познавательные УУД
4. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Домашнее задание.
Упр. 6, с. 164.
Придумать сказку о каком –нибудь суффиксе.
Деятельность учеников:
– Выделять в слове все части, действовать по алгоритму.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Части слова
окончание
корень
приставка
Для изменения формы слова
Общая часть родственных слов
Для образования новых слов
13 PAGE 14215
Объект 2Заголовок 315