Разработка урока ИЗО Орнаменты и наброски
Тема урока: Декоративное рисование орнаментов.
Тема сообщения: Исыкский курган.
Цель: Познакомить учащихся с изделиями, найденными при раскопках Иссыкского кургана.
Задачи: Научить изображать декоративные орнаменты, опираясь на орнаменты Сакского звериного стиля. Показать межпредметные связи с Историей Казахстана.
Оборудование:
Для учителя: наглядные пособия – сетки рисования орнаментов, типы орнаментов, фотографии изделий найденных в Иссыкском кургане.
Для учащихся: тетрадь, альбом для рисования, гелевые ручки, карандаши.
ПЛАН СООБЩЕНИЯ
1.Вступление.
2.Основная часть
3.Заключение: выводы,обобщение, постановка целипрактического задания.
4.Практическое задание: изобразить в альбоме современный орнамент.
Орнамент – музыка для глаз.
ПЛАН СООБЩЕНИЯ
1.Вступление.
2.Основная часть
Обращаясь к казахскому орнаменту, можно отметить, что практически каждый орнаментальный мотив, рассматриваемый изолированно, в отрыве, от композиций и комплексов изделий и сооружений, имеет прямой прототип в более ранних художественных традициях Ближнего Востока, Средиземноморья, Центральной Азии. Выделив и рассмотрев их в сопоставлении с мотивами древних орнаментов, кроме решения частных и локальных вопросов, можно только лишний раз убедиться или в давности и плодотворности культурных контактов (которые для Казахстана более убедительно доказываются археологическим материалом), или же в наличии уже в глубокой древности (по крайней мере в неолите, если не палеолите) общеевразийского фонда идейки их символических воплощений. Однако если рассматривать не отдельные элементы и мотивы, а достаточно полные комплексы и ансамбли, то мы начинаем замечать, что орнаментальная система казахов обладает ярко выраженной национальной спецификой. Следует отметить, что сравнительного изучения элементов и мотивов казахского орнамента (как в исторической перспективе, так и в широком пространственном срезе), кроме сопоставления некоторых его мотивов с узорами эпохи бронзы и скифского времени и выделения некоторых общих мотивов в орнаментах современных среднеазиатских и монгольских народов, еще не проводилось. Такой анализ является предметом большой самостоятельной работы, требующей совместных усилий археологов, историков, искусствоведов. Наша же задача — проследить происхождение и развитие не всех, а лишь некоторых элементов, и мотивов, но таких, которые стали ведущими в казахской орнаментальной системе, что представляется особенно важным на первом этапе комплексного исследования орнамента.
Откуда мы узнаем о далеком прошлом? Какая наука нам помогает? Сегодня на уроке мы поговорим с вами об одной из интереснейших археологических находок найденных на территории Казахстана и раскрывших нам тайну жизни сакских племен. Иссыкский курган (При помощи иллюстраций и учебного диска, идет повествование об одном из замечательнейших памятников культуры, дающем представление о культуре сакских племен населявших территорию Казахстана в 5-4 в.д.н.э.) «Золотой человек» Как вы думаете, почему находку назвали «золотой человек»?(Учащиеся высказывают предположения). Давайте посмотрим на иллюстрацию. Как вы думаете носили ли такую одежду каждый день?(Ребята делают вывод о том, что такую одежду носили в дни торжественных приемов, смотров, собраний, а не в повседневной жизни) 3. « Звериный стиль» Все находки были сделаны в зверином стиле. -что такое «звериный стиль»? -почему он получил развитие? «Звериный стиль – выполнение украшений виде зверей и мифических животных».Этот стиль был привезен из походов в Переднюю Азию, Персию Орнамент Все находки найденные в кургане были выполнены в зверином стиле, т.е. в виде зверей и мифических животных. Как вы думаете с чем это связано? Через образы животных саки отображали свои мифические представления, придавали им особое содержание. Давайте послушаем об орнаменте звериного стиля. «Зооморфный орнамент сформировался на основе искусства древних скотоводческих племен. Узоротворчество возникло в процессе трудовой деятельности и общения человека с окружающей средой. Мотивы зооморфного орнамента очень многочисленны. В основе наиболее распространенного зооморфного орнамента (связанного с изображением животных) лежит стилизация образов древнего «звериного стиля» барана, лошади, верблюда, а также отдельных частей их фигур, головы, копыт, рогов и др. (демонстрация разных видов зооморфного орнамента, находя их в деталях одежды «золотого человека»)Стремление к красоте и гармонии способствовало постоянному развитию и совершенствованию орнамента. Орнамент – исторический источник. Чтобы сохранить его как реликвию для будущих поколений, надо бережно относиться к нему. Почтительное и уважительное отношение к древнему искусству-признак мудрости народа, его забота о будущем, о воспитании национальной самобытности. 3.Заключение: выводы, обобщение, постановка цели практического задания.
4.Практическое задание: изобразить в альбоме современный орнамент.
Самостоятельная работа. Учащиеся должны нарисовать в тетрадях несколько видов зооморфного орнамента(используя раздаточный материал, иллюстрации, наглядный материал).Во время работы звучит музыка и можно видеть на экране телевизора одежду «золотого человека». Через некоторое время, отпущенное на работу, учитель показывает то, что получилось у учащихся. Кроме одежды в кургане было найдено и много других находок. Давайте познакомимся с ними.( Идет работа по знакомству с находками опираясь на иллюстрации лежащие на рабочих столах).