Урок русского языка на тему Единственное и множественное число имён существительных (2 класс)
Тема. Единственное и множественное число имен существительных.
Цели: дать понятия об изменении имен существительных по числам; учить определять число имени существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа, развивать наблюдательность, речь, формировать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные карточки с текстом.
Организация класса
Актуализация знаний
Повторение изученного об имени - Какой раздел русского языка начали
существительном. изучать? (части речи)
Упражнение «Солнышко» - Над какой частью речи работаем?
Выберите те записи, которые характеризуют - Какие знания приобрели, изучая часть речи-
имя существительное, как часть речи. имя существительное?
Имя существительное – часть речи
Отвечает на вопрос КТО? ЧТО?
Обозначает названия предметов
Одушевленные
Неодушевленные
Собственные
Нарицательные
*Имена сущ-ые изменяются по числам
Запись № 8 пока закрыта.
- Ребята, осталась одна запись, а это значит, что пока вы не всё выучили об имени существи-
тельном.
- Сегодня на уроке вы расширите свои знания, узнаете новое об именах существительных.
III. Самоопределение к деятельности.
На доске рисунок яблока. Учитель предлагает записать слова, называющее предмет. Затем показывает рисунок, на котором два (или более) яблока и рядом ученики записывают второе слово:
Яблоко – яблоки.
– Сравните слова.
- Чем они сходны? (обозначают одинаковые предметы)
- Чем различаются? (обозначают разное количество предметов)
3. – Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
- Цель нашего урока научиться изменять имена существительные по числам (открываем запись № 8 и прикрепляем к солнышку).
4. Обобщение:
- В каком числе стоят имена существительные, которые называют один предмет? (в един-ственном числе) - А если существит
·ельные стоят во множественном числе, сколько предметов они называют? (два и более)
5. Проверим свои выводы. Чтение правила – учебник стр.61
Ф и з м и н у т к а
На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «два».
IV. Работа по теме урока.
Запишите словарные слова в столбик.
Берёза – берёзы 1. Поставьте ударение.
Улица – улицы 2. Подчеркните орфограммы
Картина – картины 3. Эти слова обозначают один предмет или много?
Собака – собаки 4. Измените слова так, чтобы они обозначали
много предметов и запишите во второй столбик
5. Поставьте ударение. Проверить орфограммы в
словах второго столбика.
В ы в о д ы:
- Прочитайте имена существительные в единственном числе.
- Прочитайте имена существительные во множественном числе.
- Как вы думаете, изменилось ли при этом значение слова? (нет)
- А что изменилось? (окончание)
- В каждой паре записаны слова родственные или форма слова?
- Подберите родственные слова к слову берёза.
Берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик.
- Выделите корень слова.
- Прочитайте правило-стр.62.
Как вы понимаете последнее предложение?
Работа по учебнику Задание № 2 взаимопроверка.
стр. 62, упр. 106.
Работа в паре (по карточкам).
Найдите имена сущ-ые , определите число имен сущ-ых.
Запишите по два примера в тетрадь.
Пришла весна. Ярко светит солнышко. Снег растаял.
Почернели дорожки. Набухли почки на деревьях.
Появились первые весенние цветы. Запел соловей.
Все ли было понятно?
Кому нужна помощь учителя или товарищей?
V. Итог урока.
- О каком грамматическом признаке имени сущ-ом вы узнали?
- Что значит имена сущ-ые изменяются по числам? (изменяют форму слова).
VI. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке
- Чему научились? С каким заданием справились легко?
VII. Домашнее задание
Стр.61-62, выучить правило, упр.107.