статья в методический журнал

Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Школа - интернат среднего (полного) общего образования" с. Самбург, Пуровского района, ЯНАО


Статья в методический журнал

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ЭТНОКУЛЬТРОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Гордость за свою национальную культуру, стремление беречь и приумножать культурное наследие помогают формировать в учащемся чувство самосознания.
Система использования материалов этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы способствует становлению этнического самосознания личности; ориентирует на усвоение национальных ценностей наряду с общечеловеческими; способствует гармонизации общественных отношений; содействует развитию личностно ориентированного образования, учитывающего этносоциокультурные традиции.
Чтобы не потерять личность, заинтересованную в развитии национальных ценностей, необходимо на уроках использовать тексты о традициях и обычаях ненецкого народа, очерки на краеведческие темы, которые познакомят учащихся с интереснейшими историческими событиями округа, а также с известными людьми прошлого и настоящего.
Процесс обучения строится с опорой на эмоциональную сферу личности ребёнка. Включая в образовательный процесс интегрированные уроки с использованием этнокультурного компонента, учитель создаёт для каждого ребёнка маленькое «окно в мир», даёт возможность ученику-ненцу сформировать представление об окружающей действительности через ту область знаний, которая является для него наиболее значимой и успешной. Такие субъект-субъектные отношения между учеником и учителем создают благоприятную рабочую атмосферу, развивают у ребёнка представление о мире через интеграцию знаний и умений по русскому языку и литературе со знаниями смежных наук: географией Ямало – Ненецкого автономного округа, культурой народов Ямала. Это позволяет целенаправленно работать над развитием интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей каждого ученика.
Целесообразно собрать краеведческий материал для контрольных, цифровых и словарных диктантов, орфографических диктовок, сжатых и подробных изложений, а также всех видов разборов, в том числе для синтаксического и пунктуационного разбора предложений. Все это, помимо развития учебного и познавательного интереса, поможет учителю и в воспитательной работе при подготовке к классным часам, дискуссиям, спорам, заочным путешествиям, классным и общешкольным праздникам, таким, например, как «Фестиваль дружбы народов», «Конкурс инсценированной сказки народов Севера», тематические мероприятия, посвященные юбилеям округа и района и др.
Такой материал будет необходим любому учителю – преподавателю, работающему с детьми коренной национальности, так как приведет к повышению интереса к предмету, а, следовательно, и к повышению качества в обучении. Для достижения успеха в педагогической деятельности необходимо творческое стремление педагога, любовь к родному краю, наличие необходимой литературы (методической, литературной, публицистической и др.), постоянное занятие самообразованием.
Учитывая постоянно растущий интерес к истокам народной культуры, будет правильным собрать воедино огромный гуманитарный потенциал русского языка и использование этнографической культуры, а также в кабинете организовать литературно - краеведческий уголок, в котором разместить материалы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности - для ознакомления учащихся с творчеством местных писателей и поэтов, ученых, художников; с природой, климатом, растительным и животным миром Самбурга, знаменательными историческими событиями.
Поиск и подбор материала для таких уроков займет много времени; для получения требуемого эффекта нужна кропотливая работа по изучению, отбору, разработке и применению дидактического материала. Кроме этого, будет необходима помощь и поддержка преподавателей других предметов.
Краеведческий материал постоянно должен пополняться творческими работами учащихся. Это могут быть сочинения, эссе, стихотворения, а также карточки-задания, презентации, творческие проекты, исследовательские работы.
Например, при изучении русского устного народного творчества можно разобрать язык фольклорных произведений северных народов, при этом отметить особенности устной или письменной речи жителей Пуровского района.
Нематериальная этнографическая культура: сказки, песни, былины, легенды и другие литературные произведения - является продуктом чисто духовного творчества. Ее следует включать в ткань интегрированных уроков литературы и культуры народов Ямала, русского языка и географии Ямало - Ненецкого автономного округа..
Интеграция позволяет расширить и углубить межпредметные знания учащихся, сформировать межпредметные умения. Применение различных форм и методов работы позволяет доступно и понятно раскрыть учащимся сущность и роль достижений современной науки, сформировать у них представления об универсальных законах, общих теориях и комплексных проблемах. Использование этнокультурного компонента при проведении интегрированных уроков является надёжным средством активизации внимания учащихся, благоприятствует созданию положительного эмоционального фона психологической разрядки и соприкосновения с атмосферой творчества.
Таким образом, у учащихся формируется комплексное представление о картине мира, наблюдательность, они учатся применять полученные знания в практической жизни. Ребёнок получает возможность творческого самовыражения, расширяется его кругозор, появляется осознанная потребность в приобретении знаний и их использовании в нестандартных ситуациях.
Интегрированные уроки воспитывают у учащихся любовь к малой родине, гордость за нее, высокие моральные качества человека и гражданина своей страны, своего края. Только в этом случае можно надеяться на то, что традиции, культура, быт и язык коренных народов Севера будут развиваться.


15