Кружок Культура народов Поволжья
ПРОГРАММА КРУЖКА «КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»
Пояснительная записка.
Все озабочены созданием интеллектуального потенциала общества? А все начинается с детства. А.Эйнштейн. Но наш Поволжский регион является поликультурным многонациональным и, русский народ живет в единстве с другими национальностями многие века. Наверное, будет неполным культура русского народа без национальных культур татарского, чувашского и мордовского народов.
Кружок «Культура народов Поволжья» в МОУ Высококолковская СОШ должен стать центром воспитания у школьников любви к Отечеству, приобщения к духовным ценностям, формирования уважения к культуре народов, проживающих вместе, толерантности к другим национальностям, заронить искру любви к своей малой родине, вызвать чувство гордости за соотечественников. Включение работы кружка в воспитательно-образовательный процесс способствует формированию у человека XXI века психологические и нравственные готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем событиях.
Углубленное изучение традиций, культуры и промыслов народов Поволжья через досуги, развлечения, праздники
Методы и приемы, используемые в системе кружковой образовательной деятельности, вовлечет младших школьников и их родителей в активный исследовательский поиск, формировать познавательные потребности и мотивацию, развивать функции речи.
Планирование занятий рассчитано на детей 3-4 классов, не владеющих родным языком, не знающих историю, традиции, обычаи народов Поволжья. Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю. В процессе их проведения следует широко применять технические средства обучения, наглядность. На занятиях решаются образовательно-воспитательные задачи:
- знакомство с историей, традициями и обычаями, праздниками, одеждой и кухней народов Поволжья, осознание собственной национальной принадлежности;
- воспитание в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия, заложение основ нравственности;
- привитие чувства гражданственности
Занятия сгруппированы в 3 темы:
- история и культура чувашского народа;
- история и культура татарского народа;
- история и культура мордовскогонарода.
Формы проведения занятий самые разные, это:
- практическая работа учащихся (рисование орнамента, чтение стихов, сказок
теоретическое начало развития личности в ответственный период социального взросления человека, т.е. вступление в подростковый возраст;
воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, причем грамотно;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для младшего возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Требования к уровню подготовки детей к концу учебного года
В результате изучения «Культуры народов Поволжья» должны
знать / понимать:
сознательно организовать собственную познавательную деятельность ( от постановки цели до получения результатов)
владеть такими видами выступлений , как высказывание, монолог, дискуссия,диалог
выполнить познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике
уметь:
* описывать
сравнивать
объяснять
приводить примеры
осуществлять самостоятельный поиск информации
использовать полученные знания и умения
Программа рассчитана на 68 занятий и предусматривает ознакомление с основными сведениями об истории формирования, расселения,национальной одежде, ремеслах, домашнем хозяйстве, быте, играх,обрядах,праздниках,национальной кухне и выдающихся людях народов Поволжья.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
«КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»
№ п/п
Наименование темы занятия
Количество часов
Дата
П ф
Дидактические цели
(учащиеся должны: а) знать; б) уметь)
Содержание занятий
1.
Введение. Край, в котором мы живём.(возникновение народностей Поволжья и Ульяновской области)
1
1.09
Географическое положение; культурные особенности Ульяновской области.
Работа с картой, обучение «чтению» карты
2
Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народов
1
3.09
Находить республики Поволжья, их столицы и крупные города.
Умение рассказывть по теме «Народы Поволжья»
3
Религиозные представления и верования народов Поволжья.
1
8.09
Знать понятие «религия», «язычество», «христианство», «ислам»
Уважение к религиям и традициям всех народов многонациональной России
История и культура чувашского народа ( 16 часов)
4,5
Происхождение, расселение и становление чувашского народа
(этническая история чувашского народа)
2
10.09
15.09
Этапы формирования и становления чувашской нации и различность взглядов ученых на эту тему
Карта, умение её «читать»
6,7
Чувашская деревня: отношения в семье и воспитание детей
2
17.09
22.09
- Особенности расселения чувашей в сельской местности и планировка ими дома и хозяйственных построек;(типы жилищ: полуземлянки, рубленые избы)
- традиционные семейные и межсемейные отношения
Иллюстрация чувашской деревни
Хозяйство, быт и культура сельского населения.
8,9
Земледелие и скотоводство, народные промыслы, изобразительное и декоративное искусство чувашей
2
27.09
29.09
Основные виды трудовой деятельности чувашей, характеристика национального узора
Сообщения учителей и детей
10,11
Одежда, жилище, ритуалы, обряды и традиции чувашей. Чувашский этикет
2
1.10
6.10
- Принадлежность мужского и женского национального костюма чувашей, их обряды и традиции;
- важнейшие правила чувашского этикета.
Иллюстрации, поиск их; элементы чувашской одежды, «чтение» орнамента, рисование её. Элементы драматизации в ходе обыгрывания элементов чувашского этикета
12,13
Чувашская национальная кухня
2
8.10
13.10
Важнейшие виды продуктов питания и отдельные рецепты блюд чувашской кухни
Сообщения учащихся об одном блюде
14,15
Чувашские праздники и календарные обряды.
Музыкальная культура чувашей.
2
15.10
20.10
Традиционные календарные, обрядовые праздники чувашей, организация досуга
Иллюстрации и их «чтение». С.Азамат и современная песня.
Народная, фольклорная музыка
16
Чувашская литература
1
22.10
Этапы формирования т развития чувашской национальной литературы в ХIХ – ХХ вв.
К.Иванов, чтение отрывков из «Нарспи»
17
Жизнь и творчество И.Я.Яковлева
1
5.11
- Этапы жизни и деятельности И.Я.Яковлева;
- значение его трудов в развитии русской и национальной педагогики
18
19
столица Чувашии.
Герб, флаг, гимн Чувашии.
1
1
10.11
12.11
Культурно-исторические достопримечательности столицы Чувашии, наиболее известные промышленные предприятия
Заочное путешествие. «Чтение герба, флага, прослушивание Гимна
История и культура татарского народа ( 23 часа)
20
21
Исторические этапы формирования татарского народа
(этническая история татарского народа)
Три версии происхождения татар булгаро-татарская, татаро-монголская, тюрко татарская
1
1
17.11
19.11
Происхождение и этапы формирования татарского народа в добулгарский период и
после него
Карта, умение её «читать»
Определение основных этапов формирования.
22,23
Земледелие и животноводство, промыслы и ремёсла татар.
2
24.11
26.11
Традиционные занятия, промыслы и ремёсла татар и состояние экономики татар в дооктябрьский период
Рассказ, беседа, просмотр иллюстраций
24
25,26
Жилище, поселение и домашняя утварь татар
Семейное воспитание в татарских семьях
1
2
1.12
3.12
8.12
Планировка татарами своих населенных пунктов и жилищ, домашняя посуда, утварь и мебель
Воспитание воли, внимания и товарищеские чувства
Рассказ, беседа, просмотр иллюстраций
Игры на свежем воздухе.
27,28
Татарская кухня
2
10.12
15.12
- Растительная и животная пища, составляющая меню татарской семьи,
- праздничный стол татар.
Сообщения детей об одном из блюд
29,30
Татарская мифология
2
17.12
22.12
Домусульманские представления татар о сущности мира
Чтение, рассказ
31,32
Татарский мусульманский календарь и национальные праздники
2
24.12
12.01
Основные мусульманские праздники и их значение, время проведения этих праздников
Рассказ, беседа
33
Татарская письменность и образование
1
14.01
История зарождения и развития татарской письменности и образовательных учреждений
Образы письменности, чтение букв
34
35
Татарские поэты и писатели
2
19.01
21.01
Творчество и идейно-тематическое своеобразие наиболее известных писателей XX века
Г.Тукай, М.Джалиль и др.
36,37
Игры и обряды у татар
2
26.01
28.01
- Подвижные детские игры;
- место женщины в обществе и свадебный обряд у татар
Разучивание игр
38,39
Татарская музыкальная культура
2
2.02
4.02
Особенности народной музыки и развитие музыкальной культуры татар в 20 веке
Записи народной, современной музыки
40
41
Заочное путешествие по г. Казань.
Герб, флаг и гимн Татарстана.
1
1
9.02
11.02
История основания и развития столицы Татарстана – г. Казани, главные достопримечательности города
Просмотр альбомов, фотографий, ж.«Мономах».
Герб, флаг
42
Посещение районного краеведческого музея «Одежда и быт жителей с. Новая Малыкла»
1 16.02
Особенности и отличия в обуви, предметов утвари
История и культура мордовского народа ( 19 часов)
43
44
Происхождение и расселение мордовского народа. Мордовская мифология.
Этническая история мордовского народа
1
1
18.02
25.02
- Этапы формирования мордовского народа, его древние представления об окружающем мире в дохристиянское время;
- представление (дохристиянское) мордвы о сущности мира.
Работа с картой
Чтение, рассказ
45,46
Национальная одежда. Ремёсла, хозяйство и быт мордвы
2
2.03
4.03
- Особенности национальной одежды;
- экономический и бытовой уклад мордвы.
Элементы национальной одежды, иллюстрации
47,48
49
Выдающиеся люди мордовского народа.
Экскурсия в школьный музей.
2
1
9.03
11.03
16.03
- Краткие сведения о жизни и деятельности наиболее известных представителей мордовского народа, внесших значительный вклад в российскую историю и культуру;
- знакомство с известными людьми мордовской национальности района в прошлом и настоящем.
Л.А.Русланова (Лейкина), Н.Кадышева, С.Люлякина, Нефедов и др.
50,51
Классики мордовской литературы
2
18.03
30.03
Этапы развития письменности и литературы мордовской нации, сведения о наиболее известных деятелях литературы и просвещения.
А.Ф.Юртов, А.МИ.Евсеев, С.М. Люлякина и др.
52
53
54,55
Игры, обряды и празлники мордовского народа.
Мордовская музыкальная культура
2
2
1.04
6.04
8.04
13.04
- Дохристиянские языческие обряды и ритуалы людей мордовской нации, их традиционные праздники и детские игры;
- особенности народной музыки и развитие
Разучивание игр, прослушивание мордовских песен
56,57
Мордовская кухня
2
15.04
20.04
Повседневная и праздничная кухня мордвы, рецепты отдельных кулинарных блюд и выпечки
Сообщения детей об одном из блюд
58
Заочное путешествие по г. Саранск. Герб, флаг и гимн Мордовии
1
22.04
История основания и развития столицы республики Мордовия – г. Саранск, главные достопримечательности города
Просмотр наборов открыток, альбомов.
Герб, флаг.
59
Встреча с творческими людьми из национально-культурных автономий мордвы, татар и чувашей
1
27.04
История создания и деятельность национально-культурных автономий в Ульяновской области, печатные издания на национальных языках
60,61
Посещение музея в Новомалыклинской СОШ
2
29.04
4.05
Практические занятия в спортивном зале и на свежем воздухе ( 6 часов)
62
Основные движения чувашского женского танца
1
6.05
Познакомить учащихся с простыми танцевальными движениями чувашского, татарского, мордовского танцами
Продолжить воспитание в детях интереса и любви к музыкальной культуре народов Поволжья
63
Основные движения мордовского женского танца
1
11.05
64
Основные движения татарского женского танцо
1
13.05
65,66,67
Национальные подвижные игры
3
18.05
20.05
25.05
Органическая связь игр с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями.
Знание простых элементов национальных игр.
Итоговое занятее
68
Круглый стол «Что я знаю о своей национальности?»
1
27.05
Выставка кулинарных изделий руками учащихся
Подведение итогов знаний и умений учащихся о культуре наров Поволжья
Литература:
Кузнецова Л.В. Художественная культура родного края (1-3 кл.)(текст)
Народная культура Поволжья С.Н. Митин---Ульяновск 1999-85 с.
Хасанова М.Х. Материальная и духовная культура татарского народа –Казань 1995-105 с.
Марченко Г.И. История культуры Мордовии. 2008-99 с.
Александрова Е.В. Чувашская республика. Чебоксары, 2004-75 с.
Методические рекомендации «Культура народов Поволжья». Ульяновск. Кержнер А.Ш.,Архипова В.А. 2011 г.
Семейная обрядность народов Среднего Ловолжья (текст) Казань, 1990
Угольнов В.А. Традиционные религии России: УИПКПРО, 2003
Газеты: «Эмет», «Мадани Жомга», «Канаш», «Ялгат».
Журналы: «Казан утлары», «Народная школа», «Чилисима», «Сядко»
15