Кружок Культура народов Поволжья


ПРОГРАММА КРУЖКА «КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»

Пояснительная записка.

Все озабочены созданием интеллектуального потенциала общества? А все начинается с детства. А.Эйнштейн. Но наш Поволжский регион является поликультурным многонациональным и, русский народ живет в единстве с другими национальностями многие века. Наверное, будет неполным культура русского народа без национальных культур татарского, чувашского и мордовского народов.
Кружок «Культура народов Поволжья» в МОУ Высококолковская СОШ должен стать центром воспитания у школьников любви к Отечеству, приобщения к духовным ценностям, формирования уважения к культуре народов, проживающих вместе, толерантности к другим национальностям, заронить искру любви к своей малой родине, вызвать чувство гордости за соотечественников. Включение работы кружка в воспитательно-образовательный процесс способствует формированию у человека XXI века психологические и нравственные готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем событиях.
Углубленное изучение традиций, культуры и промыслов народов Поволжья через досуги, развлечения, праздники
Методы и приемы, используемые в системе кружковой образовательной деятельности, вовлечет младших школьников и их родителей в активный исследовательский поиск, формировать познавательные потребности и мотивацию, развивать функции речи.
Планирование занятий рассчитано на детей 3-4 классов, не владеющих родным языком, не знающих историю, традиции, обычаи народов Поволжья. Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю. В процессе их проведения следует широко применять технические средства обучения, наглядность. На занятиях решаются образовательно-воспитательные задачи:
- знакомство с историей, традициями и обычаями, праздниками, одеждой и кухней народов Поволжья, осознание собственной национальной принадлежности;
- воспитание в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия, заложение основ нравственности;
- привитие чувства гражданственности

Занятия сгруппированы в 3 темы:
- история и культура чувашского народа;
- история и культура татарского народа;
- история и культура мордовскогонарода.

Формы проведения занятий самые разные, это:
- практическая работа учащихся (рисование орнамента, чтение стихов, сказок

теоретическое начало развития личности в ответственный период социального взросления человека, т.е. вступление в подростковый возраст;
воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, причем грамотно;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для младшего возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Требования к уровню подготовки детей к концу учебного года

В результате изучения «Культуры народов Поволжья» должны

знать / понимать:
сознательно организовать собственную познавательную деятельность ( от постановки цели до получения результатов)
владеть такими видами выступлений , как высказывание, монолог, дискуссия,диалог
выполнить познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике

уметь:
* описывать
сравнивать
объяснять
приводить примеры

осуществлять самостоятельный поиск информации
использовать полученные знания и умения

Программа рассчитана на 68 занятий и предусматривает ознакомление с основными сведениями об истории формирования, расселения,национальной одежде, ремеслах, домашнем хозяйстве, быте, играх,обрядах,праздниках,национальной кухне и выдающихся людях народов Поволжья.












































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
«КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»

№ п/п
Наименование темы занятия
Количество часов
Дата


П ф
Дидактические цели
(учащиеся должны: а) знать; б) уметь)
Содержание занятий




1.



Введение. Край, в котором мы живём.(возникновение народностей Поволжья и Ульяновской области)
1




1.09

Географическое положение; культурные особенности Ульяновской области.
Работа с картой, обучение «чтению» карты

2



Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народов
1

3.09

Находить республики Поволжья, их столицы и крупные города.
Умение рассказывть по теме «Народы Поволжья»

3

Религиозные представления и верования народов Поволжья.
1

8.09

Знать понятие «религия», «язычество», «христианство», «ислам»
Уважение к религиям и традициям всех народов многонациональной России

История и культура чувашского народа ( 16 часов)


4,5
Происхождение, расселение и становление чувашского народа
(этническая история чувашского народа)
2

10.09
15.09

Этапы формирования и становления чувашской нации и различность взглядов ученых на эту тему
Карта, умение её «читать»

6,7
Чувашская деревня: отношения в семье и воспитание детей
2
17.09

22.09

- Особенности расселения чувашей в сельской местности и планировка ими дома и хозяйственных построек;(типы жилищ: полуземлянки, рубленые избы)
- традиционные семейные и межсемейные отношения
Иллюстрация чувашской деревни
Хозяйство, быт и культура сельского населения.

8,9
Земледелие и скотоводство, народные промыслы, изобразительное и декоративное искусство чувашей
2

27.09
29.09

Основные виды трудовой деятельности чувашей, характеристика национального узора
Сообщения учителей и детей

10,11





Одежда, жилище, ритуалы, обряды и традиции чувашей. Чувашский этикет



2





1.10

6.10

- Принадлежность мужского и женского национального костюма чувашей, их обряды и традиции;
- важнейшие правила чувашского этикета.
Иллюстрации, поиск их; элементы чувашской одежды, «чтение» орнамента, рисование её. Элементы драматизации в ходе обыгрывания элементов чувашского этикета

12,13
Чувашская национальная кухня
2
8.10
13.10


Важнейшие виды продуктов питания и отдельные рецепты блюд чувашской кухни
Сообщения учащихся об одном блюде

14,15
Чувашские праздники и календарные обряды.
Музыкальная культура чувашей.
2

15.10
20.10

Традиционные календарные, обрядовые праздники чувашей, организация досуга
Иллюстрации и их «чтение». С.Азамат и современная песня.
Народная, фольклорная музыка

16
Чувашская литература
1
22.10

Этапы формирования т развития чувашской национальной литературы в ХIХ – ХХ вв.
К.Иванов, чтение отрывков из «Нарспи»

17
Жизнь и творчество И.Я.Яковлева
1

5.11

- Этапы жизни и деятельности И.Я.Яковлева;
- значение его трудов в развитии русской и национальной педагогики


18

19
столица Чувашии.
Герб, флаг, гимн Чувашии.
1

1
10.11

12.11

Культурно-исторические достопримечательности столицы Чувашии, наиболее известные промышленные предприятия
Заочное путешествие. «Чтение герба, флага, прослушивание Гимна

История и культура татарского народа ( 23 часа)


20



21
Исторические этапы формирования татарского народа
(этническая история татарского народа)
Три версии происхождения татар булгаро-татарская, татаро-монголская, тюрко татарская
1



1
17.11



19.11

Происхождение и этапы формирования татарского народа в добулгарский период и

после него

Карта, умение её «читать»

Определение основных этапов формирования.

22,23
Земледелие и животноводство, промыслы и ремёсла татар.
2
24.11
26.11

Традиционные занятия, промыслы и ремёсла татар и состояние экономики татар в дооктябрьский период
Рассказ, беседа, просмотр иллюстраций

24


25,26
Жилище, поселение и домашняя утварь татар

Семейное воспитание в татарских семьях
1


2
1.12

3.12
8.12

Планировка татарами своих населенных пунктов и жилищ, домашняя посуда, утварь и мебель
Воспитание воли, внимания и товарищеские чувства
Рассказ, беседа, просмотр иллюстраций

Игры на свежем воздухе.

27,28
Татарская кухня
2
10.12
15.12

- Растительная и животная пища, составляющая меню татарской семьи,
- праздничный стол татар.
Сообщения детей об одном из блюд

29,30
Татарская мифология
2
17.12
22.12

Домусульманские представления татар о сущности мира
Чтение, рассказ

31,32
Татарский мусульманский календарь и национальные праздники
2
24.12
12.01

Основные мусульманские праздники и их значение, время проведения этих праздников
Рассказ, беседа

33
Татарская письменность и образование
1
14.01

История зарождения и развития татарской письменности и образовательных учреждений
Образы письменности, чтение букв

34
35
Татарские поэты и писатели
2
19.01
21.01

Творчество и идейно-тематическое своеобразие наиболее известных писателей XX века
Г.Тукай, М.Джалиль и др.

36,37
Игры и обряды у татар
2
26.01
28.01

- Подвижные детские игры;
- место женщины в обществе и свадебный обряд у татар
Разучивание игр

38,39
Татарская музыкальная культура
2
2.02
4.02

Особенности народной музыки и развитие музыкальной культуры татар в 20 веке
Записи народной, современной музыки

40

41
Заочное путешествие по г. Казань.
Герб, флаг и гимн Татарстана.
1

1
9.02

11.02

История основания и развития столицы Татарстана – г. Казани, главные достопримечательности города
Просмотр альбомов, фотографий, ж.«Мономах».
Герб, флаг

42
Посещение районного краеведческого музея «Одежда и быт жителей с. Новая Малыкла»
1 16.02
Особенности и отличия в обуви, предметов утвари


История и культура мордовского народа ( 19 часов)


43


44
Происхождение и расселение мордовского народа. Мордовская мифология.
Этническая история мордовского народа
1


1
18.02


25.02

- Этапы формирования мордовского народа, его древние представления об окружающем мире в дохристиянское время;
- представление (дохристиянское) мордвы о сущности мира.
Работа с картой


Чтение, рассказ

45,46
Национальная одежда. Ремёсла, хозяйство и быт мордвы
2

2.03
4.03

- Особенности национальной одежды;
- экономический и бытовой уклад мордвы.
Элементы национальной одежды, иллюстрации

47,48

49
Выдающиеся люди мордовского народа.

Экскурсия в школьный музей.
2


1
9.03
11.03

16.03

- Краткие сведения о жизни и деятельности наиболее известных представителей мордовского народа, внесших значительный вклад в российскую историю и культуру;
- знакомство с известными людьми мордовской национальности района в прошлом и настоящем.
Л.А.Русланова (Лейкина), Н.Кадышева, С.Люлякина, Нефедов и др.

50,51
Классики мордовской литературы
2
18.03
30.03

Этапы развития письменности и литературы мордовской нации, сведения о наиболее известных деятелях литературы и просвещения.
А.Ф.Юртов, А.МИ.Евсеев, С.М. Люлякина и др.

52
53

54,55
Игры, обряды и празлники мордовского народа.

Мордовская музыкальная культура
2


2
1.04
6.04

8.04
13.04

- Дохристиянские языческие обряды и ритуалы людей мордовской нации, их традиционные праздники и детские игры;
- особенности народной музыки и развитие
Разучивание игр, прослушивание мордовских песен

56,57
Мордовская кухня
2
15.04
20.04

Повседневная и праздничная кухня мордвы, рецепты отдельных кулинарных блюд и выпечки
Сообщения детей об одном из блюд

58
Заочное путешествие по г. Саранск. Герб, флаг и гимн Мордовии

1

22.04

История основания и развития столицы республики Мордовия – г. Саранск, главные достопримечательности города
Просмотр наборов открыток, альбомов.
Герб, флаг.

59
Встреча с творческими людьми из национально-культурных автономий мордвы, татар и чувашей
1
27.04

История создания и деятельность национально-культурных автономий в Ульяновской области, печатные издания на национальных языках


60,61
Посещение музея в Новомалыклинской СОШ

2
29.04
4.05




Практические занятия в спортивном зале и на свежем воздухе ( 6 часов)

62
Основные движения чувашского женского танца

1
6.05



Познакомить учащихся с простыми танцевальными движениями чувашского, татарского, мордовского танцами
Продолжить воспитание в детях интереса и любви к музыкальной культуре народов Поволжья

63
Основные движения мордовского женского танца
1
11.05





64
Основные движения татарского женского танцо

1
13.05




65,66,67

Национальные подвижные игры

3
18.05
20.05
25.05

Органическая связь игр с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями.
Знание простых элементов национальных игр.


Итоговое занятее



68
Круглый стол «Что я знаю о своей национальности?»
1
27.05

Выставка кулинарных изделий руками учащихся
Подведение итогов знаний и умений учащихся о культуре наров Поволжья















Литература:

Кузнецова Л.В. Художественная культура родного края (1-3 кл.)(текст)
Народная культура Поволжья С.Н. Митин---Ульяновск 1999-85 с.
Хасанова М.Х. Материальная и духовная культура татарского народа –Казань 1995-105 с.
Марченко Г.И. История культуры Мордовии. 2008-99 с.
Александрова Е.В. Чувашская республика. Чебоксары, 2004-75 с.
Методические рекомендации «Культура народов Поволжья». Ульяновск. Кержнер А.Ш.,Архипова В.А. 2011 г.
Семейная обрядность народов Среднего Ловолжья (текст) Казань, 1990
Угольнов В.А. Традиционные религии России: УИПКПРО, 2003
Газеты: «Эмет», «Мадани Жомга», «Канаш», «Ялгат».
Журналы: «Казан утлары», «Народная школа», «Чилисима», «Сядко»











15