Статья по теме Профессиональная компетентность педагога — залог успеха сохранения здоровья участников образовательного процесса


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЗАЛОГ УСПЕХА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
THE PROFESSIONAL TEACHER’S COMPETENCE - THE KEY TO SUCCESS OF KEEPING HEALTH OF PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Афанасьева Т. Н.
Afanasieva T.N.
Аннотация
Статья посвящена проблеме совершенствования профессиональной компетентности педагога в вопросах организации здоровьесбережения учащихся. Автор конкретизирует факторы готовности учителя к формированию здорового образа жизни. Для успешного осуществления педагогического процесса он предлагает использовать такие технологии, которые учитывают сохранение всех компонентов здоровья, в том числе внедрение в образовательный процесс принципов лечебной педагогики.
The article is devoted to the problem of improving the professional competence of the teacher in the organization of students’ health care. The author concretizes the factors of readiness of a teacher to the formation of a healthy lifestyle. For the successful realization of the pedagogical process, he proposes to use technologies, which accommodate the conservation of all components of health, including the implementation in the educational process principles of curative education.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, здоровьесберегающие технологии ,психологическое здоровье, компоненты здоровья.
Professional competence, health saving technologies, psychological health, components of health.
Исходя из реалий современной жизни, важнейшую роль в образовательном процессе играет личность учителя и его профессиональная компетентность в обеспечении позитивных результатов образовательного процесса и сохранения здоровья учащихся. Для достижения данной цели необходимы следующие качества:
-развитие креативности и творчества в образовательном процессе;
- обладание профессиональной компетентностью;
-овладение знаниями здоровьесберегающих технологий и навыками их применения в образовательном процессе;
-сформированные умения прогнозирования образовательной деятельности;
Однако, даже обладание необходимыми качествами не позволит учителю эффективно использовать здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Для внедрения в практическую деятельность идей здорового образа жизни важно решить следующие проблемы:
-изменение мировозрения учителя по отношению к своему здоровью, так как условием формирования положительной и устойчивой мотивации у учащихся к здоровому образу жизни должен стать личный пример учителя.
-изменение отношения к ученикам и умение воспринимать их такими, каковы они есть с учетом их возрастных особенностей и наличия способностей к обучению;
-изменение отношения к новым образовательным стандартам, диктующим в первую очередь сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Только в этом случае учитель сможет определить для себя пути повышения профессиональной компетентности. При этом необходимо принимать во внимание факторы готовности учителя к формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. В педагогической практике существует множество факторов готовности учителя к формированию здорового образа жизни:
1.Мотивационный фактор, предполагающий потребность к личностному росту в области здоровьесберегающих технологий;
2.Когнитивный фактор, определяющий степень овладения знаниями по вопросам здоровьесбережения;
3.Рефлексивный фактор, предполагающий способность к адекватной самооценке своей профессиональной компетентности в области здоровья и готовности к переходу к реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
4.Креативный фактор, который предполагает творческий компонентов создании собственных креативных компонентов технологий здоровьесбережения;
5.Операционный фактор – овладение навыками практического применения теоретических знаний и готовности к информационному обмену с коллегами по вопросам внедрения инновационных технологий в процессе обучения.
Как показывает практика, у большинства учителей сформированы мотивационный (осознание важности укрепления здоровья) и когнитивный факторы (обладание минимальным набором знаний по формированию здорового образа жизни).
Слабым звеном в педагогической практике является отсутствие у ряда учителей практических навыков в области применения технологий здоровьесбережения.
В связи с этим, педагогам необходимо совершенствовать профессиональную компетентность по данной проблеме. Для успешного осуществления педагогического процесса необходимо использовать такие технологии, которые учитывали сохранение следующих компонентов здоровья:
1.Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Основой психического здоровья является состояние общего душевного комфорта, которое позволяет ученику адекватно контролировать свое поведение в образовательном процессе [1].
2. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека.
Вариантом сохранения данных компонентов здоровья является применение в образовательном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий, которые профессор Н. К. Смирнов определяет как «системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [2].
Следовательно, можно сделать вывод о том, что понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, которая демонстрирует варианты решения проблем сохранения здоровья субъектов образовательного процесса.
С целью сохранения данного компонента здоровья целесообразно внедрение в образовательный процесс принципов лечебной педагогики, которая определена как «ветвь педагогики как системы наук, изучающая особенности реконструкции педагогического процесса и среды в целях усиления их влияния на оздоровление детей с теми или иными заболеваниями». В ней педагогические средства выполняют функции лекарств. В современном образовании актуальна тенденция к инклюзивному и интеграционному процессу в общеобразовательной среде. Поэтому, современный учитель должен использовать в педагогической практике принципы лечебной педагогики:
1.Личностно-ориентированный подход в обучении ребенка. Учащиеся обладают разными способностями к усвоению материала, и, если не учитывать этот фактор, то у ребенка формируются комплексы, что провоцирует развитию заболеваний психического и соматического характера. Учитель должен владеть информацией об особенностях усвоения материла детьми, что позволит выстроить образовательную траекторию относительно групп учащихся на уроке.
2.Индивидуальный темп организации обучения.
Учителю необходимо реагировать на этот показатель и выстроить работу на основе дифференцированного подхода к процессу обучения (система разноуровневых заданий). В противном случае, учащийся неудовлетворен результатами своей работы, что приводит к нервозности, нарушению соматического здоровья и нежеланию учиться.
3.Использование игровых методов обучения в образовательном процессе.
Игра на любом этапе урока позволяет создать ситуацию успеха, психологического комфорта, снятия напряжения. Особенно высок уровень напряжения у учащихся пятых классов, переживающих адаптационный период при переходе в среднюю школу. У данной возрастной категории одним из основных мотивационных компонентов является игра.
4.Принцип последовательности в освоении материала.
Образовательный процесс необходимо выстраивать на основе знаний, имеющихся на данный момент у учащихся, что позволяет создать положительный настрой на работу, ситуацию успеха. В противном случае «пробелы в знаниях» учеников, которые неусвоили урок по какой-либо причине, приведут к неудовлетворенности процессом обучения, нервозности.
5.Развитие психологических предпосылок для усвоения знаний.
Если необходимые психические процессы не сформированы для какого-либо вида деятельности, то ученик не сможет успешно овладеть нужными умениями, и будет получать от этого процесса негативные эмоции. [3].
Условием успешного внедрения элементов лечебной педагогики являются такие качества личности учителя, как: владение методами диагностики и коррекции, терпение и сдержанность, умение строить отношения с ребенком не на основе принуждения, а на основе заинтересованности, уважение внутреннего мира ребенка.
Одним из принципов здоровьесберегающей педагогики является принцип субъект –субъектного взаимоотношения, нацеленный на укрепление психического здоровья учащихся, проблемы стрессов и их преодоления. С этой целью в практике преподавания в школе эффективно использовать:
-психолого- педагогические технологии («мозговой штурм», групповые дискуссии),
-психотерапевтические технологии (игровые, драматические, которые дают возможность учащимся преодолевать конфликты, снизить до минимума стрессовые ситуации на уроке) [4].
В учебном процессе учителя активно используют групповые формы работы, но ребят необходимо научить эффективно работать в группе, создавать ситуацию успеха, чтобы добиться высокого уровня творческой активности и учебной мотивации. В практике работы можно использовать следующие тренинги, нацеленные на сохранение соматического и психического здоровья учащихся:
-«Мои главные достижения» (технология групповой тренинг осознания и мобилизации ресурсов личности);
-«Я - понимающий тебя» (технология – тренинг эмпатии в малых группах);
-«Твой имидж и твое здоровье» (групповая дискуссия и ролевой тренинг) [5].
Понятие профессиональной компетентности, по мнению, – это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Только в совокупности компонентов, включая и психологическую готовность педагога, можно эффективно реализовать идеи здоровьесбережения в образовательном процессе.
Литература:
Петленко В. П. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность /В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко. - СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. - 120 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. –М.:АПК и ПРО, 2002. – с.62.
Новолодская Е.Г. Проблема здоровья подрастающего поколения в истории зарубежного и отечественного образования //Педагог.Наука, технология, практика. 1999. №2. С.107.).
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005. – 368 с.
Нелидов А.Л. Социально-психологический тренинг: учебно-методическое пособие. – Арзамас: АГПИ, 2004.
Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2010. –192 с.