Конспект урока русского языка 4 класс на тему Наречие
МОУ «Гимназия 17»
Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Наречие».
Учитель начальных классов
Терёхина Наталия Валентиновна
Электросталь 2014
Ход урока
Что отображается на экране
Послушайте стихотворение.
Жираф
Однажды Петя в зоосаде
Подумал, на жирафа глядя:
«Ах, как же медленно и сладко
Плывёт по горлу шоколадка!»
Но грустно отошёл от клетки,
Представив, как плывут таблетки.
-Какое чувство испытывал Петя, когда представлял, как плывет по горлу жирафа шоколадка?
-Что изменилось, когда мальчик подумал о том, как жираф глотает таблетку?
Чистописание
Пропишите заглавную и строчную букву Ж и их соединения. ПАУЗА
Запишите, кого встретил Петя в зоосаде. ПАУЗА
Запишите названия животных, которых можно встретить в зоосаде. ПАУЗА
На какие вопросы отвечают выделенные слова? ПАУЗА
С какими словами они связаны по смыслу? ПАУЗА
Выпишите выделенные слова вместе с вопросами и со словами, с которыми они связаны по смыслу.
Образец: подумал (когда?) однажды
(с комментированием)
Проверь себя
Послушайте стихотворение.
Жираф
Жж ЖжЖж жи жа ож жзжз
жираф
На какие вопросы отвечают выделенные слова?
С какими словами они связаны по смыслу?
Выпишите выделенные слова вместе с вопросами и со словами, с которыми они связаны по смыслу.
Образец: подумал (когда?) однажды
Проверь себя
Подумал (когда?) однажды, плывёт (как?) медленно, плывёт (как?) сладко, отошёл (как?) грустно.
Актуализация
Давайте вспомним, какие самостоятельные части речи вы знаете?
пауза
Самостоятельные части речи: имя существительное (солнце, земля, дождь), имя прилагательное (яркий, круглый, сильный), имя числительное (десять, пятый), глагол (светить, вращаться, идти), местоимение ( я, мы, вы).
Посмотрите, есть ли среди них та часть речи, к которой будут относиться выделенные слова?Какой вывод вы сделаете?
Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся ещё с одной самостоятельной частью речи – наречием.
В нашем стихотворении выделенные слова однажды, медленно, сладко, грустно отвечают на вопросы когда? как? поясняют глагол и обозначают признак действия, в предложении являются второстепенными членами. Слова с такими признаками – это и есть часть речи наречие.
Проведите опыт.
Попробуем изменить слова медленно, грустно по временам.
Бежал как? медленно, бежит как? медленно, побежит как? медленно.
Пела как? грустно, поёт как? грустно, будет петь как? грустно.
Наречие по временам не изменяется.
Попробуем изменить слова медленно, грустно по числам.
Единственное число: бежал медленно, пела грустно.
Множественное число: бежали медленно, пели грустно
Изменяются по числам? ПАУЗА
Наречие по числам не изменяется.
Какая часть слова указывает на изменяемость слов?
Пауза Правильно. Наречия не изменяются, поэтому у наречия не может быть окончания.
Самостоятельные части речи
?????
(со словами диктора вместо вопроса появляется текст, должна остаться одна стрелочка с вопросом)
однажды, медленно, сладко, грустно
когда? как? как? как?
подумал плывёт отошёл
наречие
Проведите опыт.
Наречия не изменяются, поэтому у наречия не может быть окончания.
Внимание! Запомни!
Наречие – это неизменяемая часть речи. Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? когда? откуда? В предложении наречие является второстепенным членом.(Правило в учебнике)
Петь громко, идти вперёд, вернуться вчера, прийти издалека.
Внимание! Запомни!
Наречие – это неизменяемая часть речи.
Обозначают признак действия
Как? Где? Куда? Когда? Откуда?
Петь громко, идти вперёд, вернуться вчера, прийти издалека.
Закрепление материала
Образуйте от имен прилагательных, данных в скобках, наречия. Пауза Выполнение устно, потом списывание.
Майский день
Всё в лесу выглядело (радостный) и (праздничный). (Весёлый) шумел лес. (Громкий) пели птицы, их щебетание разносилось (далёкий) в лесу. (Нежный) пахли майские цветы – ландыши.
Проверь себя
Майский день
Всё в лесу выглядело радостно и празднично. Весело шумел лес. Громко пели птицы, их щебетание разносилось далеко в лесу. Нежно пахли майские цветы – ландыши.
Разбор второго предложения по членам с определением частей речи.
Вывод. Наречия могут быть образованы от имён прилагательных с помощью суффикса –о-.
Образуйте от имен прилагательных, данных в скобках, наречия.
Майский день
Всё в лесу выглядело (радостный) и (праздничный). (Весёлый) шумел лес. (Громкий) пели птицы, их щебетание разносилось (далёкий) в лесу. (Нежный) пахли майские цветы – ландыши.
Проверь себя
Майский день
Всё в лесу выглядело радостно и празднично. Весело шумел лес. Громко пели птицы, их щебетание разносилось далеко в лесу. Нежно пахли майские цветы – ландыши.
Вывод. Наречия могут быть образованы от имён прилагательных с помощью суффикса –о-.
Развиваем свою речь
Запомните написание слов !
·
Сначала повторить правила (антонимы, синонимы)
Самостоятельная запись в тетрадь
К наречиям впереди, медленно подберите антонимы. ПАУЗА
К наречиям здесь, теперь подберите синонимы. ПАУЗА
С наречиями вчера, завтра составьте предложение. ПАУЗА
запись под диктовку учителя, повторение распространенного предложения с однородными сказуемыми.
Запомните и запишите!
Впереди – сзади
Медленно – быстро
Здесь – рядом
Теперь – сейчас
Вчера мы всей семьёй ходили в аквапарк, а завтра решили посетить дельфинарий.
Чтобы запомнить вопросы, на которые отвечает наречие, воспользуйтесь советом Толика.
Вообще-то я учусь неплохо Но вот с наречием у меня возникли проблемы.
Слишком много вопросов к нему относится – попробуй-ка их все запомнить. Но я, Толик Орлов, человек сообразительный и нашёл способ легко справиться с этой задачей. К тому же я хороший товарищ и поделюсь с вами своей выдумкой.
Ребята, эти вопросы легче запомнить, если поставить их парами, да так и заучить:
Где? – Когда?
Куда? – Откуда?
Почему? – Зачем?
Как?
Попробуйте! Потом благодарить будете.
Вам знакомы эти вопросы? Когда вы с ними встречались? Каким членом предложения является наречие?
Чтобы запомнить вопросы, на которые отвечает наречие, воспользуйтесь советом Толика.
Где? – Когда?
Куда? – Откуда?
Почему? – Зачем?
Как?
Напиши предложения, заменяя рисунки названиями изображённых на них предметов и вставляя вместо точек наречия. Работа в парах, взаимопроверка.
Например: светит (как?)
Лампочка светит ярко.
Пауза По вариантам (1 вариант-первая строка, 2 вариант-вторая строка)
Проверь себя!
Черепаха передвигается (как?) медленно.
Кенгуру прыгает (как?) высоко.
Машина едет (как?) быстро.
Дерево тянется (куда?) вверх.
Петух поёт (как?) громко.
Парашютист опускается (куда?) вниз.
Наречия могут не совпадать с теми, которые выбрали одноклассники. Почему? Потому, что наречие может иметь синонимы и антонимы.
Напиши предложения, заменяя рисунки названиями изображённых на них предметов и вставляя вместо точек наречия.
Например: светит (как?)
Лампочка светит ярко.
передвигается (как?)
прыгает (как?)
едет (как?)
тянется (куда?)
поёт (как?)
опускается (куда?)
Проверь себя!
Черепаха передвигается медленно.
Кенгуру прыгает высоко.
Машина едет быстро.
Дерево тянется вверх.
Петух поёт громко.
Парашютист опускается вниз.
Физкультминутка ( повторять движения)
В физкультминутке будем использовать наречия, будем добавлять нашим действиям признак.
Прыгаем как? высоко.
Хлопаем как? громко.
Шагаем как? ровно.
Наклоняемся как? низко.
Сядем как? тихо.
Работаем как? дружно, активно.
Пишем как? красиво, правильно, аккуратно.
Физкультминутка
Картинки по стихотворению
Сейчас я прочитаю вам фразеологические сочетания, а вы будете записывать одним словом наречием. Повторить правило фразеологический оборот. Двое у доски (с разных сторон)Идти черепашьим шагом -5- /медленно/Все идет как по маслу -5- /хорошо/ Встать чуть свет -5- - (маме надо) /рано/ Рукой подать -5-- (до магазина) /близко/ Яблоку негде упасть-5- - (сегодня в классе) |тесно|
Сейчас я прочитаю вам фразеологические сочетания, а вы будете записывать одним словом наречием.
По щелчку появляется наречиеИдти черепашьим шагом /медленно/Все идет как по маслу /хорошо/ Встать чуть свет - (маме надо) /рано/ Рукой подать - (до магазина) /близко/ Яблоку негде упасть - (сегодня в классе) |тесно|
Рассмотри рисунок и составь по нему предложения со следующими словосочетаниями.
Стоит прямо перед девочкой на подставке, висит позади неё, рядом со столом, справа от девочки, слева от неё школьный портфель.
ПАУЗА
Подчеркни наречия. ПАУЗА Можно устно
Рассмотри рисунок и составь по нему предложения со следующими словосочетаниями.
Стоит прямо перед девочкой на подставке, висит позади неё, рядом со столом, справа от девочки, слева от неё школьный портфель.
Подчеркни наречия.
Итог урока.
Наречие – это неизменяемая часть речи. Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? когда? откуда? почему? зачем?
Резервное упражнение 127 страница 74 учебника.
В виде схемы
наречие
обозначают
отвечают на вопросы
Рефлексия
Как вы чувствовали себя на уроке? При ответе используйте наречия:
- хорошо - тепло - уютно - интересно - весело - здорово
Надеюсь, что никто из вас не использует для характеристики урока антонимы к этим наречиям.
Рефлексия
- хорошо - тепло - уютно - интересно - весело - здорово
Урок - путешествиеРисунок 1Урок - путешествие. Наречие. - Школа 2 г.ТырныаузРисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 7Рисунок 7Рисунок 9Рисунок 11Рисунок 14Рисунок 1515