Проект по здоровьесбережению в рамках отдельного класса начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО: «Здоровый школьник — здоровая нация»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 7 г. Томска


Проект
по здоровьесбережению в рамках отдельного класса начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО: «Здоровый школьник — здоровая нация»
Составила:
учитель начальных классов:
Ларина Татьяна Яковлевна
Содержание.
Актуальность разработки проекта.
Теоретические основы разработки проекта
а) Основные мотивы
б) Целевые установки
Реализация проекта
Разработка программы реализации проекта «Здоровый школьник – здоровая нация» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Содержание программы здоровьесберегающей среды в рамках определенного класса (с приложением упражнений, игр, праздника, тестов).
Программа реализации проекта «Здоровый школьник – здоровая нация».
Ожидаемый результат.
Список литературы.
1. Актуальность разработки проекта.
Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. В последние годы это понятие применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении: нет здоровья, здоровых детей с каждым годом становится все меньше и меньше.
Но только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда актуальной для любого человека, становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
Поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
2.Теоретические основы разработки проекта.
Некоторые факторы образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся.
Это организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен); психологический фон занятий (стиль общения педагога с учащимися); методы и формы обучения; санитарно – гигиенические условия (проветривание помещения, температурный режим и т.д.); двигательный режим детей (с учетом их возрастных особенностей); рациональное питание; медицинский контроль и оздоровительные процедуры.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (эмоциональный аспект здоровья).Цель проекта здорового образа жизни - это преодоление основных «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся.
Данный проект поможет:
- проводить учебно – воспитательную работу до появления хронических заболеваний;
- научить воспитанников ответственному поведению к своему здоровью;
- четко сформулировать цели изменения поведения, риска негативных привычек;
- обучить и закрепить полученный опыт на практике, обучить умению коммуникации и доверительного разговора;
- стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
- включить элементы эффективного внедрения, а также методы оценки проведенного обучения;
- усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.
Ведущая идея:
- комплексность в формировании здорового образа жизни учебно – воспитательного процесса всех видов деятельности.
Критерии результативности:
- осознание личной причастности к состоянию своего здоровья;
- включение в деятельность по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи:
Организационные:
- сотрудничество педагогов, детей, родителей.
Методические:
- использование руководств по здоровому образу жизни;
- планирование индивидуальной программы и плана;
- осуществление современных подходов к проведению занятий.
Содержательные:
- структурирование и адаптирование учебного материала по здоровому образу жизни к задачам валеологического воспитания.
Контроль:
- медицинский мониторинг;
- психологический мониторинг;
- педагогический мониторинг.
Гипотеза.
Если образовательный процесс строить с учетом сохранения физического и психологического здоровья, принципов природосообразности и социальной адаптации, то появятся условия для воспитания всесторонне развитой личности – человека здорового физически и нравственно, способного хорошо справляться с нагрузками, контролировать собственные эмоции, уверенно противостоять вредным привычкам.
3.Механизм реализации проекта «Здоровый школьник - здоровая нация» (2013 – 2017 гг.)
Подготовительный этап.
Анализ состояния здоровья учащихся 1 «Д» класса МАОУ лицея №7 за 2013 – 2017 уч. г.; анкетирование родителей, подготовка материально – технической базы, разработка комплексной программы здоровьесбережения. (Классный руководитель, психолог, медицинский работник, администрация МАОУ лицея №7).
Основной этап.
Реализация системной комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья с внесением дополнений или изменений форм и методов в течение учебных лет.
Заключительный этап.
Анализ, определение основных направлений совершенствования проекта по здоровьесбережению.
4. Разработка программы реализации проекта «Здоровый школьник – здоровая нация» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Работая в школе 28 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
Мною была разработана программа реализации проекта «Здоровый школьник – здоровая нация» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.
В своей педагогической деятельности, я применяю следующие образовательные технологии:
1. Личностно – ориентированные технологии, где в центре образовательной системы ставлю личность ребенка, стараюсь обеспечить комфортные условия ее развития и реализации природных возможностей.
В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно – личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
2. К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощенного развития детей».
Проявление гуманного отношения к детям способствует формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
3. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои занятия я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы в условиях ФГОС НОО – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – качество уроков и их продолжительность;
Занятия активно – двигательного характера; динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
5.Содержание программы здоровьесберегающей среды в рамках определенного класса.
I. Логопедическая ритмика.Детям младшего школьного возраста в силу психофизических особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий уровень умственного напряжения на протяжении всего урока. Это выражается в снижении концентрации внимания, повышении отвлекаемости и в итоге может привести к низкому уровню усвоения учебного материала.
Для предотвращения этих негативных проявлений можно использовать логопедическую ритмику, которая базируется на использовании связи речи, музыки и движения.
Кроме развития общей моторики, умения управлять своим мышечным аппаратом, правильно распределять мускульную энергию по всему телу, упражнения логопедической ритмики способствуют развитию чувства темпа и ритма в движении, совершенствованию речевого дыхания, развитию фонематического восприятия, слухопроизносительной дифференциации фонем, слухоречевого ритма.
Упражнения логопедической ритмики входят в комплекс физминуток на уроках.
В данный комплекс можно включать задания на развитие мелкой моторики, а также использовать чистоговорки в сочетании с движениями.
Примерный комплекс упражнений:
1. Упражнения на развитие общей моторики.
Метели
Метели, метели, летели, летели,
Стелили в долинах из снега постели,
Кружились метели, звенели метели
Над лесом, над полем гудели и пели.
И.П.: основная стойка, руки опущены, покачивание над головой прямыми руками. Приседание, руки внизу плавно двигаются из стороны в сторону. Наклоны вправо и влево. Поочередное поднимание и опускание рук перед собой.
Щетки
Этой щеткой чищу зубы.
Этой щеткой - башмаки.
Этой щеткой чищу вещи.
Все три щетки мне нужны.
И.П.: основная стойка. Имитация чистки зубов; наклон вниз; наклоны в стороны; два приседания.
Совушка - сова.
Ах ты, совушка - сова
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела.
Во траву свалилася,
И.П.: основная стойка. Руки на плечи, круговые движения; руки на затылок, наклоны влево, вправо; высокое поднимание колен; повороты головы влево, вправо; глубокий наклон вперед;
Еду - еду.
Еду - еду
К бабке, деду
На лошадке
В красной шапке
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточкеПо рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг в яму - бух!
И.П.: основная стойка. Приставной шаг вправо, влево; наклон вперед, прогнуться назад; высокое поднимание колен; руки в замок над головой; опустить сомкнутые руки до уровня груди; прыжки на правой ноге; прыжки на левой ноге; прыжки на двух ногах; глубокий наклон вниз; два приседания.
Снежинки.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
И.П.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо и влево; Поворот на 360 градусов; Наклон туловища вправо и влево; Приставной шаг вправо и влево; Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в исходное положение; Приседание с разведением рук; Возврат в исходное положение с разведением рук в стороны и вниз.2. Упражнения на развитие мелкой моторики.
Скакалка.
Я скачу, я верчу новую скакалку.
Захочу - научу Настю и Наталку.
Вот так, вот так посреди дорожки
Раз вперед, раз назад
И на правой ножке.
И.П.: пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы выполняют вращательные движения; Разжимание и сжимание пальцев. Хлопок - кулачки. Руки в «замок», обратный «замок». Поочередно кулаком одной руки стучать в ладонь другой.
Заяц
- Заяц, заяц, чем ты занят?
Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, заяц, рад?
Рад, что зубы не болят.
И.П.: поочередное сжимание - разжимание кулаков. «Пальчики здороваются». Большой, безымянный и мизинец соединены, указательный и средний сгибаются. «Пальчики здороваются».
Чайка.
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
- Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!
И.П.: сжимание - разжимание кулаков. Четыре приглашающих жеста. Сжимание - разжимание пальцев в «замок». «Колечки».
Полет.
Вот готовится в полет
Винтокрылый самолет.
Ни разгона, ни разбега,
Раскрутили винт - и в небо.
И.П.: поднимание - опускание больших пальцев. Вращение большими пальцами. «Кулак - ладонь». Вращение кулаков перед грудью, раскрывание пальцев вверх.
Угостим зверей.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для чижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
И.П.: имитация режущего движения ладонями. Разведение рук в стороны, показать указательным пальцем. Ладони вместе, в «замок». Руки ладонями от себя, большие пальцы переплетены, остальные пальцы совершают хаотические движения («птичка»). Ладони в кулаки, поднимание больших пальцев.
Ладони раскрыты, пальцы округлены и напряжены («когти»). Пальцами правой руки накрывают кулак левой руки.
Руки прячутся за спину.
Цыпленок.
- Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!
- Где ж они? - под старой липой!
- Как зовут их? - Цыпа! Цыпа!
И.П.: пальцами правой руки ударяют пальцы
левой руки четыре раза. Приглашающие движения кистями три раза,
«замок». Разжимание «замка», поглаживание кистей. Два хлопка, два приглашающих жеста.
Цветок.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел.
И.П.: основания кистей прижаты, пальцы медленно и хаотично двигаются. «Пальчики здороваются». Сжимание и разжимание кулаков. Встрях и ванне кистями.
Воздушный шар.
Шар воздушный, шар воздушный.
Шаловливый и послушный.
Вместе с ветром убежал.
А куда? Не сказал.
И.П.: сгибание - разгибание кистей рук. «Колечки». «Замок», «рука на руке». Три хлопка, руки за спину.
Слон.
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает
Будто в гости приглашает.
И.П.: разжимание и сжимание пальцев. Поочередное выставление больших пальцев, указательных, потирание кистей. «Колечки».
Кисти лицом к себе, зовущий жест - 4 раза.
3. Чистоговорки.
Оса.
Укусила в нос оса -
Са - са - са - саСтал мой нос как колесо -
Со - со - со - со
Не боюсь я злой осы -
Сы - сы - сы - сыЯ осу в руке несу -
Су - су - су – су
Наклоны головы вперед-назад. Рывки руками перед грудью. Круговые вращения прямыми руками. Наклоны туловища влево, вправо. Высокое поднимание колен. Приставные шаги влево-вправо. Два приседания. Прыжки на двух ногах.
Ежи.
Есть ежата у ежа Жа - жа - жа - жаКак-то уж пришел к ежу Жу - жу - жу - жуМне ежаток покажи Жи - жи - жи – жи.
Пальцы обеих рук сплетены в «замок». Сжать ладони - развести. Пальцы переплетены в «замок», поочередное выпрямление пальцев правой руки, левой руки. «Колечки» правой рукой. «Колечки» левой рукой. Сжимание - разжимание кулаков. «Кулак - ребро».
Школа.
Наша школа хороша Ша - ша - ша - ша
В нашу школу я спешу Шу - шу шу - шуА учусь я хорошо Шо - шо - шо – шо.
Сжимание - разжимание кулаков. «Кошечка» (чередование напряжения и расслабления). «Колечки».
Чередование ритмичных хлопков ладонями и ударов кулаками друг о друга. Имитация стригущих движений указательным и средним пальцами обеих рук.
Пальцы обеих рук соединить попарно, придать им форму шара (чередовать напряжение и расслабление).
Коза.
Здесь привязана коза За - за - за - за
Мало травки у козы Зы - зы - зы - зыОтвязали мы козу Зу - зу - зу – зуЧетыре хлопка
Два наклона влево - вправо
Четыре хлопка
Два поворота влево - вправо
Четыре хлопка
Два приседания
Для непродолжительного активного отдыха можно использовать комплекс упражнений, включающих в себя разные виды заданий. Проведение физкультминуток с применением логопедической ритмики не превышает 1,5-2 минуты, но ощутимо отражается на положительном эмоциональном настрое детей, способствует снижению статической нагрузки и снятию умственного напряжения, вместе с тем позволяет не только развивать моторную сферу, но и совершенствовать речь, развивать чувство ритма, тему речи и движения.
II. Кинезиологическая программа.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Кинезиологические упражнения можно использовать перед началом урока, особенно, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно.
Цель:
- развитие межполушарной специализации;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие межполушарных связей;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие памяти, внимания;
- развитие речи;
- развитие мышления;
- устранение дислексии.
1. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Комплекс №1.
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем, последовательно указательный, средний и т.д. Выполнять в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному).
В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Кулак - ребро - ладонь.
Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз.
Произносить вслух команды «кулак - ребро - ладонь» или про себя.
Лезгинка.
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук.
Повторить 6-8 раз.
Добиться высокой скорости смены положений.
Зеркальное рисование.
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки.
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, увеличивается эффективность работы всего мозга.
Ухо - нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Змейка.
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет учитель. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя.
Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Горизонтальная восьмерка.
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начать слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы.
Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций.
Комплекс №2.
Массаж ушных раковин.
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Перекрестные движения.
Выполняются перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделать тоже самое левой рукой и правой ногой.
Качание головой.
Дышите глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
Горизонтальная восьмерка.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Симметричные рисунки.
Нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки.
Медвежьи покачивания.
Качаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки.
Поза скручивания.
Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижать к спинке. Правой рукой держаться за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивать верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Остаться в таком положении 5-10 секунд. Выполнить тоже самое в другую сторону.
Дыхательная гимнастика.
Выполнить ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
Гимнастика для глаз.
На ватмане изображена схема зрительно-двигательных траекторий. С помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения:
вверх - вниз,
влево - вправо,
по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». \ Каждая траектория имеет свой цвет.
Упражнения выполняются только стоя. Комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель). Перерыв 2 недели.
2. Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления.
В результате упражнений стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности.
1) Левая рука на животе, правая - чуть выше межреберья. Массировать правой рукой. Представить в области лба разрастающийся голубой шар.
2) Смотреть в центр между ладонями, представляя шар желтого. Вытянуть руки вперед на уровне межреберья. Указательные и большие пальцы сложить «домиком» и смотреть между пальцами.
3) Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты.
4) Сидя, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, дышать глубоко.
3. Упражнения для развития абстрактно-логического мышления.
В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.
1) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до десяти. Начать с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить семь раз.
2) Одну минуту массировать щеки круговъши движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лобной части лица. Считать до тридцати.
3) Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз одну минуту.
4) Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот - десять раз.
Комплекс упражнений (6-8 недель). Перерыв 2 недели.
4. Упражнения для развития визуальной и слуховой памяти.
1) Выдохнуть, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, выдыхая в темноте.
Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, отмечать то, что видите. Замечать все изгибы и формы, линии и углы. Сначала только темное, затем только светлое.
2) Закрыть глаза и вообразить, что на них светит солнце. Поморгать глазами так, как будто ловите солнечный свет. Взять солнечный луч и посмотреть на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливами цветов.
Теперь представить темноту и расслабиться.
3) Сложить большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижать их друг к другу, сгибая их в наружную сторону. То же упражнение сделать для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз).
Затем кончиком большого пальца сильно надавить на основание каждого пальца с наружной и внутренней стороны.
4) Одновременно двумя руками помахать в воздухе в зеркальном отражении.
Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных уроках кинезиологии.
Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка.
С каждым днем занятия могут усложняться, объем заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий.
III. Су -Джок терапия.
Су - кисть, Джок - стопа. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела.
Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах - это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.
Комплекс упражнений с массажным шариком и эластичным кольцом.
1. Не торопясь, сжимать массажный шарик в кулаке, сделать выдох. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Повторить пять раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами усиливает эффект снятия эмоционального напряжения.
2. Используя эластичное кольцо, помассировать мизинец левой, затем правой руки.
3. Поместить массажный шарик на кисть руки и со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажать и сделать шариком круговые движения (3 минуты).
Данные упражнения снимают эмоциональное напряжение.
4. Пальчики (Пальчиковая гимнастика).
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик - безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Надевание эластичного колечка на каждый пальчик, правой и левой руки.
5. Помощники.
Вот помощники мои -
Их как хочешь поверни!
Раз, два, три ,четыре, пять –
Не сидится им опять.
Постучали, повертели –
И работать расхотели!
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот рядом прикорнул,
Этот пальчик уж уснул!
А другой давненько спит.
Кто у нас еще шумит?
Тихо, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет,
Солнце красное встает,
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Массажный шарик круговыми движениями катать по ладошкам. Надевать эластичное кольцо на каждый пальчик левой и правой руки.
6. Моя семья.
Один, два, три, четыре.
Кто живет в моей квартире?
Один, два, три, четыре, пять.
Всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка_Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья!
7. Сделать массажным шариком круговые движения в каждой ладони. Упражнение развивает тонкую моторику рук и снимает эмоциональное напряжение.
Су - Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в настоящее время. С помощью массажного шарика «Каштан» и эластичных колец удобно массировать пальцы и ладонь - это оказывает благотворительное влияние на весь организм, способствует снижению статической нагрузки и снятию умственного напряжения.
IV. Комплекс упражнений «Правильная осанка».
Обучение правильной осанке в I-IV классах направлено на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний однообразных поз и малоподвижного режима, характерного для учебного труда.
Под осанкой принято принимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.
Упражнения для формирования осанки включаются в комплексы упражнений гигиенической гимнастики, гимнастики до уроков, физкультурных минуток, физкультурных пауз во время приготовления уроков, а также уроки физической культуры.
1. Правильное положение тела.
Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины, плеч. Потом попробуйте как бы приподнять свое тело (плечи, грудь) и откинуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея и плечи - свободными, легкими.
2. Упражнение «Дровосек».
Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохните и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон вперед, опуская руки вниз (удар топором). Выпрямитесь, поднимая руки (вздохнув), и снова наклон и удар топора о полено - с восклицанием «раз»!
3. Упражнение «Самолет».
Руки в стороны –
В полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
И,П.: стойка ноги врозь, руки в стороны;
1 - поворот вправо;
2 - И.П.;
3 - поворот влево;
4 - И.П. и т.д.
4. Упражнение «Мельница».
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре –
Завертелась, закружилась.
И.П.: наклон вперед, руки в стороны;
1 - правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону;
2 - смена положения рук.
5. Упражнение «Насос».
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево - раз, вправо - два,
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре (повторить счет 3 раза) хорошо мы потрудились.
И.П.: стойка ноги врозь,
1 - наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища;
2 – И.П.;
3 - наклон вправо, движение левой руки.
6. Упражнение «Маленький народ».
Тра-та-та, тра-та-та.
Растворялись ворота.
А из этих из ворот
Вышел ма-аленький народ.
Один дядя вот такой,
Другой дядя вот такой,
А четвертый вот такой.
Одна тетя вот такая,
А другая вот такая,
Третья тетя вот такая,
А четвертая такая!
Один дедушка такой,
Другой дедушка - такой,
Третий дедушка - такой,
А четвертый - вот такой.
Одна бабушка такая,
А другая вот такая,
Третья бабушка такая,
А четвертая - такая!
Руки в боки, топаем ногами.
Приседаем, руки вниз; Пальцы - «очки» у глаз; Руки «держат газету»; Сжимаем руки, «держим штангу»; «IIричесываем волосы »; Встали на носочки - «балерина»; «Смотримся в зеркало»; «Прыгаем на прыгалках»; «Худой и стройный»; с палочкой; со сгорбленной спиной; прыгает на одной ножке; «завязывает платочек»; вяжет на спицах; со сгорбленной спиной; высокая и стройная.7. Упражнение «Держи осанку».
(Перед упражнением сказать слова: «Люди с самого рожденья
Жить не могут без движенья»).Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20-30 секунд). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
8. Упражнение «На коне». (упражнение направлено на перераспределение кровотока, снятие мышечного напряжения, «закрепощенной позы»)
Едем, едем на коне.
По флажку у нас в руке.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай - и на бочок.
Прыг-скок, прыг-скок,
Вот мой флажок!
Полуприседания.
Поднимать поочередно руки вверх, Руки в стороны, зажать в кулак. Разжать пальцы, руки на пояс. Прыжки на двух ногах. Руку вперед.
9. Упражнение «Физкультминутка».
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три - четыре - руки вниз!
Ноги на ширине плеч. Встать на носочки, подтянуться и опустить руки вниз.
В физминутки включают упражнения на разные группы мышц. Продолжительность выполнения от 1,5-2 до 2-4 минут.
Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15 минута занятия, в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и двигательного режима). Для младших школьников наиболее целесообразно их проведение между 15-ой и 20-ой минутами.
В перерыве между двумя уроками физкультминутки целесообразно проводить с предметами (мячами, скакалками).
V. Активный отдых «Веселая переменка».
При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке. Выбор игры напрямую зависит от места ее проведения. В коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. Во время прогулок и экскурсий используются игры на местности. Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения задания.
1. Игра «Отгадай, чей голосок?»
Содержание: все играющие образуют круг. Один из игроков становится в середине круга и закрывает глаза. Учитель указывает на того, кто будет петь или говорить: «Скок, скок, скок». Все участники игры идут по кругу вправо и поют: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» На эти слова все поворачиваются на 360 градусов и продолжают далее: «А как скажем - скок, скок, скок - отгадай, чей голосок». Стоящий в центре с закрытыми глазами открывает их и должен отгадать, кто сказал слова «скок, скок, скок» или показывает направление, откуда услышал голос. Указанный игрок идет в середину, а водящий - в круг. Если водящий не отгадывает, он продолжает стоять в середине круга.
2. Игра « Тетера».
Содержание: два человека лицом друг к другу и поднятыми руками изображают ворота. Остальные дети идут друг за другом (руки на плечи друг другу) через ворота со следующими словами:
Тетера шла, меховая шла.
По улице, по заулице.
Сама прошла, детей провела
Самого хорошего оставила.
На последних словах, дети, изображающие ворота, опускают руки. Тот, кто попался, присоединяется к воротам. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна тетера.
3. Игра «Закручивание».
Содержание: все дети становятся в круг, закрывают глаза и вытягивают руки вперед. По команде все начинают сходиться, берут друг друга за руки. Образуется запутанный клубок.
По команде игроки пытаются раскрутиться, не разнимая рук, чтобы опять образовать круг.
4. Игра «Дерево дружбы».
Содержание: все берутся за руки. Один человек - «дерево». Он стоит на месте, а с другого края учитель ведет детей по кругу, постепенно закручивая всех вокруг него. Игра заканчивается одним большим дружеским объятием.
Особенность использования подвижных игр в учебно-воспитательном процессе заключается в том, что самостоятельность действий учащихся включает кроме выполнения двигательных действий, обусловленных правилами игры еще и самостоятельный контроль и оценку своих игровых действий. Подвижные игры проводятся регулярно. Перед игрой осуществляется разбор игровых правил, распределение ролей. После окончания игры обязательно подведение итогов, в которое включается коллективный разбор выполнения игровых действий, и ученик может проверить не только правильность своего выбора игровых действий, но и способы контроля, а также объективность своей оценки своего участия в игре.
Подвижные игры можно использовать как вид контроля в прослеживании процесса развития младшего школьника, где можно выделить 10 уровней выполнения игровых заданий:
/ уровень - учащийся не может сам выполнить игровое действие, поэтому, в этом случае. Он выбирает коллективный вид взаимодействия в игре;
// уровень - ученик в состоянии верно выполнить двигательные действия, предусмотренные игровыми правилами, как коллективно, так и самостоятельно;
III уровень - ученик в состоянии организовать подвижную игру по заданию учителя;
IV уровень - умение учеником совершать самостоятельный выбор игровых действий, но на этом уровне у школьника есть несколько вариантов выполнения правил игры;
V уровень - ученик в состоянии сам организовать подвижную игру;
VI уровень - учащийся в состоянии придумать подобную подвижную игру по заданию учителя;
VII уровень - учащийся в состоянии провести подобную подвижную игру по заданию учителя;
VIII уровень - перед учащимся ставится задача научить других детей играть в подвижную игру;
IX уровень - перед учащимся ставится задача научить других детей придумывать подвижные игры, аналогичные предложенным;
X уровень - учащийся в состоянии самостоятельно организовать свой игровой досуг.
VI. Формы и методы работы с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями:
1. Проведение родительских заданий, консультаций.
2. Педагогические беседы (индивидуальные и групповые).
3. Круглые столы с привлечением специалистов (психолог, врач, учитель физкультуры).
4. Письма родителям.
5. Тестирование.
6. Организация совместных дел.
I. Примерная тематика бесед:
1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста (Психолог).
2. Особенности физического развития младших школьников. Основные отклонения в развитии и состоянии здоровья (Врач).
3. Основные принципы режима дня младших школьников. Личная гигиена в режиме дня (Учитель).
4. От чего зависит работоспособность младших школьников. Об утомляемости детей (Учитель).
5. Физическое воспитание детей в семье (утренняя гимнастика, игры, прогулки, экскурсии, походы) (Учитель).
6. Половое воспитание детей младшего школьного возраста (Врач).
7. Роль семьи в предупреждении неврозов у детей (Психолог).
8. активный отдых младших школьников (Учитель).
9. Предупреждение близорукости. Режим просмотра телепередач для младших школьников (Учитель).
10.Здоровье и вредные привычки (Врач).
11. Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений (Врач).
II. Письмо родителям младших школьников.
Уважаемые родители! Ваши дети на уроках в школе знакомятся с основными правилами здоровьесбережения. Учеников учат бережно относиться к общественному имуществу, соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своем дворе, доме, подъезде, лифте. Пожалуйста:
1. Поговорите с вашим ребенком, для чего очень важно соблюдать чистоту и порядок в общественных местах.
2. Обратите внимание вашего ребенка на состояние вашего двора, дома, подъезда, лифта, их стен.
3. Научите вашего ребенка:
- соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, дворе, подъезде, лифте;
- не писать, не рисовать на стенах домов, подъезда, не пачкать их;
- следите, чтобы ваши дети не совершали эти действия, выполняет ли ваш ребенок эти требования.
4. Организуйте генеральную уборку подъезда и лифта! Вымойте окна, очистите стены от рисунков и надписей, повесьте, если это возможно, цветы.
5. Личным примером научите вашего ребенка не мусорить в лесу при прогулках за грибами, ягодами, не бросать обертки, банки, бутылки.
6. Чтобы ваш ребенок всегда выглядел опрятно, научите его:
- чистить зубы ежедневно не менее 2 раз в день;
- ежедневно мыться под душем;
- содержать в порядке ногти;
- ухаживать за своей одеждой и обувью;
- менять ежедневно нижнее белье, чулки, носки;
- стирать ежедневно свои носки, носовые платки;
- всегда иметь при себе чистый носовой платок, зеркальце, расческу;
- не реже одного раза в неделю мыть волосы;
- содержать в порядке свою прическу.
III. Тестирование.
Тест №1. Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым? Пометьте выбранный вами ответ.
1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?
а) непривычная утомляемость;
б) зимняя простуда;
в) хроническое несварение желудка.
2. Как вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?
а) не включаю на полную громкость;
б) в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;
в) не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.
3. Как часто вы меняете зубную щетку?
а) 2 раза в год;
б) каждые 3-6 месяцев;
в) как только она обретет потрепанный вид.
4. Что менее всего защищает вас от простуды и гриппа?
а) частое мытье рук;
б) противогриппозная прививка;
в) отказ от прогулок в холодную погоду.
5. В какое время вы предпочитаете прибыть на место назначения, чтобы избежать перехода времени?
а) ранним вечером;
б) с восходом солнца;
в) в середине дня.
6. Как часто вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?
а) каждый час;
б) каждые полчаса;
в) каждые 10 минут.
7. какое из утверждений соответствует истине?
а) можно загореть даже в облачный денек;
б) если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором ниже 10;
в) смуглым людям не нужна защита от солнца.
8. Что из перечисленного более эффективно, чтобы сбросить вес?
а) отказ от завтрака, обеда или ужина;
б) сокращение потребления алкоголя;
в) исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.
9. Как правильно дышать?
а) ртом;
б) носом;
в) ни один из вариантов не хуже, не лучше другого.
10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?
а) химическая завивка;
б) сушка волос феном;
в) обесцвечивание волос.
Подведите итог: Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов: 1 б, 2 в, 3 б, 4 в, 5 а, 6 в, 7 а, 8 б, 9 б, 10 6. Сложите полученные очки.
8-10 баллов: вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике;
5-7 баллов: возможно, вы обладаете хорошими знаниями большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое-какие вопросы вам неплохо было бы освежить в памяти;
4 балла и менее: не отчаивайтесь, еще не все потеряно.
VII. Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающихобразовательных технологий.
1. Беседы (учителя, санитарного актива, медицинских работников, родителей).
2. Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, стихов).
3. Утренники, праздники здоровья.
4. Игры, соревнования с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены и т.д., («В гостях у Мойдодыра», «Светофор», «Малая Спортландия», «Ученическая скорая помощь»).
5. Представления кукольного театра. (Сценарии составляются санактивом на школьные темы).
6. Устные журналы («Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Почему мы здоровы»).
7. Смотры - конкурсы на лучшее санитарное состояние класса (проводятся по параллелям среди учащихся начальных классов).
8. Санитарные рейды по школе, квартирам, дорогам.
9. Организация санитарного уголка, выпуск бюллетеней («Советы доктора Айболита», «Про тебя самого»).
10. Конкурсы рисунков «Пусть тебя не назовут неряхой»; плакатов «Здоровые зубы - здоровью любы»; конкурс детских стихотворений, сочинений «Свет мой, зеркальце, скажи», «Секреты здоровья»; загадок «Угадайка»; пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье».11. Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за телом, по уходу за одеждой и обувью и др. (конкурсы).
12. Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть», «Легко ли быть чистюлей», «А ты не забыл носовой платок?», «Стираю сам», «Одеваюсь по погоде» и др.
13. Юмористическая разминка «Смешинка».
14. Коллективная работа над проектом «Чистота - залог здоровья».
Праздник чистоты! «К нам приехал Мойдодыр!»
Цель: обобщение знания об основных правилах личной гигиены.
Задачи: показать, что вода является одним из главных средств личной гигиены; развивать умение содержать в порядке свои вещи и одежду; воспитывать аккуратность.
Ход праздника.
После того, как дети прочли стихотворение К.И. Чуковского «Мойдодыр» и изучили правила личной гигиены, в класс приходит письмо:
«Дорогие ребята! Пишет вам лучший ваш друг Мойдодыр. Я знаю, что совсем недавно вы читали обо мне, и я рад, что вы пообещали всегда быть чистыми и аккуратными. Я решил зайти к вам, чтобы посмотреть как вы научились дружить с водой и следить за своей внешностью. До встречи, Ваш Мойдодыр!»
К празднику готовятся все. Проводят генеральную уборку в классе, повторяют правила гигиены, правила поведения.
В кабинете плакаты:
«Обувь, платье и жилище быть должны как можно чище!», «Борись с грязью и пылью!», «Хорошо проветривай помещение!».
Мойдодыр: «Здравствуйте, ребята! Вот и пришел к вам в гости.
Я - Великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир.
Вместе со мной пришли мои помощники. Узнали вы их? Начинаем наш праздник. Как он называется?
Ребята: Праздник чистоты!
За дверью раздается крик: «Пустите меня! Пустите меня!» В класс забегает чумазая девочка, а за ней два ученика.
Девочка: Пустите меня! Что вам нужно от меня?
Мойдодыр: Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки перемазала?
Черные ладошки,
На локтях дорожки.
Девочка: Я на солнышке лежала,
Руки кверху я держала.
Вот они и загорели.
Мыло: Ах ты, девочка чумазая,
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
Девочка: Я на солнышке лежала,
Нос я кверху держала -
Вот он и загорел.
Первый ученик: Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло!
Подходят умывальник, Мыло. Ученики моют девочку мочалкой. Девочка кричит, отбивается.
Второй ученик: Громко девочка кричала,
Как увидела мочалку,
Царапалась, как кошка.
Девочка: Не трогайте ладошки,
Они не будут белые –
Они же загорелые.
Ученики продолжают отмывать руки девочки мочалкой.
Ученики: А ладошки-то отмылись!
Поднимают вверх отмытые ладошки девочки.
Первый ученик: Оттирали губкой нос -
Разобиделась до слез.
Девочка: Ой, мой бедный носик,
Мыла не выносит!
Он не будет белый –
Он же загорелый.
Мыло: А носик тоже отмылся.
Ученики: Это была грязь.
Мойдодыр: Интересно, есть ли среди вас чумазые девочки и мальчики?
(Проходит с помощниками по рядам, осматривают руки, шею, уши). Мойдодыр и Мыло:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Девочка уходит.
Мойдодыр: Ребята давайте повторим хором эти стихи, что бы все хорошо запомнили и чаще умывались.
Все хором повторяют четверостишие. На сцену выходит грязный неряшливый мальчик, в руках держит испачканную тетрадь, книгу, салфетку. Он растерян, пожимает плечами. К нему подходит ученик, заглядывает ему лицо.
Ученик:
Послушай-ка, дружок.
Ты что сегодня бледен?
Иль может быть ты нездоров
И был бы для тебя не вреден
Совет хороших докторов?
Мальчик: Нет, я здоров, да только странный случай...
Ученик: Ну, расскажи скорей, не мучай!
Мальчик: Никак и сам я не пойму;
Купил тетрадку, подержал немного,
Вдруг вижу черную кайму.
И где ж? На новенькой обложке.
Взялся за книжку я тогда.
И что же? Вовсе непонятно.
Случилась сущая беда –
(показывает испачканную книжку)
Почти на всех страницах пятна.
Салфеткой, думаю, сотру.
Вдруг...
Ученик: Что же?
Мальчик: (Показывает салфетку с грязными пятнами)
Незадача та же точна в саже.
И так весь день, что ни возьму,
Я не пойму:
Черны и книги и посуда...
Быть может это фокус, чудо?
Ученик: (понимающе качает головой)
Зачем дружок на чудеса валить?
(Поднимает вверх грязную руку мальчика)
Почище руки надо мыть.
Мойдодыр: Видите ребята, какие бывают неприятности, если руки грязны как сажа.
Мыло: Да здравствует мыло душистое.
Мойдодыр: И полотенце пушистое.
Зубной порошок: И зубной порошок.
Щетка: И густой гребешок!
Все (мыло, Зубной порошок, Мойдодыр)
И в ванне, и в бане
Всегда и везде
Вечная слава воде!
Ученик, Мыло, Щетка и Зубной порошок уходят.
Мойдодыр: Ребята, надо не только умываться, но и следить за чистотой своей одежды.
На сцену выходят Коля и Миша. Миша небрежно одет, карманы у него оттопырены.
Коля: (указывая на Мишины карманы)
Все в карманы Миша тащит,
И набит карман, как ящик.
Миша: (вынимает из карманов называемые вещи)
Медяшку - в карман,
Деревяшку - в карман,
Побрякушку - в карман,
И катушку - в карман.
Коля: Все, что надо - в карман,
Что не надо - в карман.
Нет в кармане пустяка...
Миша: (сопит, хочет вытереть нос, выбрасывает все из кармана, ищет платок, его нет. Он пожимает плечами, с недоумением разводит руками)Носового нет платка
(Миша уходит, разыскивая по дороге платок).
Коля: Нет в кармане пустяка:
Носового нет платка.
Помните, ребята, карман -
Это не чемодан.
В кармане должен лежать только чистый носовой платок.
(Коля уходит).
Мойдодыр: В нашей школе есть закон,
Вход неряхам запрещен.
Видите, как нехорошо получилось.
У мальчика не оказалось носового платка.
Я хочу проверить, а есть платки у вас?
Я очень рад за вас. Вы твердо выполняете свое обещание. Карманы у вас в порядке. В порядке ли портфели? (конкурс на самый лучший порядок в портфеле)
Молодцы, и вещи у вас в порядке. А сейчас я проверю наших учеников, как они знают предметы личной гигиены.
Я вам задаю загадки, отгадывать все будете хором.
Гладко, душисто,
Моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было....
Ребята: (МЫЛО)
Мойдодыр: Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала,
Всю грязь повыгнала...
Ребята: Зубная щетка
Мойдодыр: Зубаст, а не кусается,
Как он называется?
Ребята: Гребешок
Мойдодыр: Я несу в себе водицу,
Нам водица пригодица,
Можно мыться без хлопот,
Если есть...
Ребята: Водопровод.
Мойдодыр:
Ребята! Чтобы быть здоровым, сильным,
Мой лицо и руки с мылом,
Рано утром не ленись,
На зарядку...
Ребята: становись.
Мойдодыр: Руки не мыты,
Тетради залиты,
Волосы растрепаны,
Чулки не заштопаны.
Как назвать такого?
Ребята: неряха!!!
Мойдодыр: Ребята, а я знаю, что у вас в классе тоже есть мои помощники. Это санитары. Я хочу услышать, кто из них назовет больше своих обязанностей (конкурс санитаров)
Мойдодыр: Вы сегодня молодцы!!! Будьте всегда такими чистыми и аккуратными.
(в заключение все гости и дети хором произносят самые главные слова из стихотворения «Мойдодыр»).
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться,
В ушате, корыте, лохани,
В реке, ручейке, океане, - И в ванне и в бане,
Всегда и везде – Вечная слава воде!!!
VIII. Диагностическое тестирование. Характеристики.
Основная функция контроля со стороны учителя видится в постоянном наблюдении процесса развития младшего школьника, своевременном внесении необходимых корректив в педагогический процесс, которые будут способствовать полноценному развитию функциональных возможностей и двигательных потребностей учащихся.
Диагностическое тестирование направлено на выявление уровня овладения двигательными умениями и навыками с целью дальнейшей коррекции, как со стороны учителя, так и самими учащимися. По итогам тестирования учащиеся заносят результат в специальные карты двигательных умений и навыков в дневнике «я расту», который предназначен для ведения на всем этапе « первый - четвертый класс».
На протяжении обучения сам ученик, его родители, учитель класса, администрация школы, благодаря системе заполнения карты двигательных умений и навыков в дневнике «Я расту», могут видеть проблемы каждого ребенка, его некоторые затруднения в овладении школой движений, его успехи.
Дневник «Я расту».
(заполняется учеником самостоятельно, а также с помощью взрослых -родителей и учителя).
Я расту Это - я 1 класс 2 класс 3 класс, 4 класс
Рост Вес Окружность грудной клетки Стопа ноги 9рисунок)Кисть руки (рисунок) Диагностическое тестирование.
Девиз: Проверь себя!
уровни Уровень знакомства(не могу, но попробую) Уровень осознанного выполнения (выполняю) Уровень выбора
действий
(выполняюнужное
движение) Уровень «обучи другого» (умею сам, учу другого)
баллы Всего за год 1 класс 2 класс 3 класс
4 класс Такой вид контроля позволяет самому ученику определить те затруднения с уровнем физической подготовленности, которые возникли у него после летних каникул, и затем вместе с учителем наметить пути ликвидации этих пробелов.
Целесообразно написание характеристик в конце года на каждого ученика, которые прежде всего адресованы ребенку.
Характеристики.
Девиз: Что мы с тобой думаем о тебе...
Дорогой друг! Ты уже закончил 1 (2, 3, 4) класс.
Твои успехи Что у нас еще не получалось Пожелания на летние каникулы
6. Программа реализации проекта «Здоровый школьник – здоровая нация».
Направление деятельности Время проведения Название мероприятия и его форма Цели мероприятия
1.Учебный план 2013 – 2014
2014 – 2015
2015 – 2016
2016 – 2017 уч.г.
Ежедневно перед уроками (5 мин)
По расписанию
Ежедневно после каждого урока 1. Уроки (Продолжительность 40 минут, соблюдение санитарно – гигиенических и психолого – педагогических условий, использование кинезиологической программы, логопедической ритмики и Су Джок терапии, фиксирование психологического климата.)
2. Утренняя зарядка (Использование комплекса упражнений «Правильная осанка» и кинезиологической программы).
3. Уроки физкультуры (Введение в план 3 урока физкультуры в учебную неделю).
4. Активный отдых «Веселая переменка» (Игры на переменах).
Предотвращение умственной и физической утомляемости детей, повышение работоспособности, улучшение успеваемости.
Повышение тонуса организма, бодрости и хорошего настроения
Воспитание здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта. Активный отдых, снятие напряжения, сплочение коллектива.
2. Дополнительное образование (Внеурочная деятельность) Согласно расписанию проведения кружков.
Каникулы. 1. Кружок «Шахматы».
2. Олимпиадный центр.
3. Кружок вежливости.
4. Танцевальный кружок.
5. Театральный кружок.
6. Оздоровительные площадки. Учить правильно организовывать свой досуг, вести ЗОЖ.
3. Административная работа. В течение 4 – х учебных лет. 1. Организация полноценного горячего питания всех учащихся.
2. Бесплатное питание малообеспеченным семьям, детям – инвалидам.
3. Контроль за соблюдением норм Санпина по режиму проветривания и уборки классов, температурному режиму. Полноценное питание младших школьников.
Профилактика инфекционных заболеваний.
4. Формы внеклассной работы. В течение 4 – х учебных лет. 1. Беседы (учителя, санитарного актива, медицинских работников , родителей).
2. Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, стихов).
3. Праздники здоровья.
4. Представления кукольного театра.
5. Устные журналы.
6. Организация санитарного уголка «Советы доктора Айболита».
7. Конкурсы рисунков и плакатов.
8. Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, по уходу за одеждой и обувью.
9. Коллективная работа над проектом «Чистота – залог здоровья».
10. Экскурсии («Зимние забавы» - игры, «Мой край родной» и т.д.) Профилактика различных заболеваний. Реклама ЗОЖ. Воспитание ЗОЖ, создание положительного эмоционального настроя у детей. Научить защищать себя, окружающую среду от негативных последствий прогресса.
Познакомить с правилами личной и общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях. Вырабатывать сознательное и ответственное отношение к своему здоровью и жизни.
5. Работа с родителями В течение 4 – х учебных лет. 1. Родительские собрания:
а) Психологические особенности детей младшего школьного возраста (Психолог).
б) Особенности физического развития младших школьников (Врач)
в) От чего зависит работоспособность младшего школьника. Об утомляемости детей (Учитель).
г) Физическое воспитание детей в семье (Учитель).
2. Лекции.
а) Половое воспитание детей младшего школьного возраста (Врач).
б) Роль семьи в предупреждении неврозов у детей (Психолог).
в) Активный отдых младших школьников (Учитель).
г) Здоровье и вредные привычки (Врач).
3. Круглый стол.
а) «Поощрения и наказания детей».
б) Режим дня всей семьи школьника.
4. Походы, соревнования. Познакомить с особенностями развития младшего школьника.
Предупредить утомляемость, нервные и инфекционные заболевания детей.
Сплочение семейных, междусемейных отношений.
Воспитание чувства ответственности родителей за здоровье души и тела своего ребенка.
6. Работа с психологом, медицинским работником школы. В течение 4 – х учебных лет.
Согласно графикам 1. Психолог. (Проведение тестирования: «Подверженность к стрессу»; «Уровень тревожности»; «Адаптация к школе».)2. Медицинский работник. (Беседы со школьниками, медицинские осмотры, диагностика, прививки детей).
Выявление учащихся группы риска, определение уровня тревожности. Создание условий для снижения уровня тревожности и формирование навыков уверенного поведения.
Воспитание ЗОЖ, выявление у учащихся отклонений в здоровье.
Профилактика различных заболеваний.
7. Работа с общественными организация
ми. В течение 4 – х учебных лет. 1. Беседы – практикумы.
а) Встреча с работниками ГИБДД.
б) Встреча с работниками пожарной части.
2. Просмотр видеофильмов (о безопасном поведении на дорогах и о пожарах и пожарных).
3. Конкурсы загадок и правил (по ПДД, по пожарной безопасности). Учить правильному поведению на дорогах.
Закрепление знаний по правилам пожарной безопасности.
8. Городские мероприятия и прочее. В течение 4 – х учебных лет. Участие в соревнованиях, конкурсах:
а) Золотая осень.
б) «День Защитника Отечества».
в) «День защиты детей».
г) «Равнение на подвиг». Воспитание чувства любви к спорту, через положительные эмоции, интерес к ЗОЖ.
7. Ожидаемый результат проекта.
1. Создание комфортного здоровьесберегающего пространства новой школы с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников.
2. Снижение количества часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.
3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
Здоровье нации, ее будущие успехи прямо зависят от того, в каких условиях рос, развивался, воспитывался и обучался ребенок. Главным результатом работы новой школы будет выступать здоровый выпускник, адаптированный к социальной жизни, обладающий навыками выбора, коммуникации, самоанализа, опытом работы в группе, команде, разнообразным реальным жизненным опытом.
8. Список литературы.
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2007.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004.
3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Я., 2009.
4. Пак Чже Ву. Су-Джок для всех. – М., 1998.
5. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2007.
6. Махотин Ю.В., Карева О.В. Книга о здоровье. – М., 2008.
7. Михайлов В., Палько А. Выбираем здоровье! – М., 2009.
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., 2012.
9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 – 10.
10.Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1999.