РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Рабочая программа составлена на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. (М.: Просвещение, 2016).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ЧЕЛОВЕК. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать
опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы
на человека, делать выводы.
ОБЩЕСТВО
Выпускникнаучится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение; раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность; конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к
ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности; раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе; раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
ЭКОНОМИКА Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
5 класс (34 часа) Введение
Тема 1. Человек
Жизнь великое чудо. Зачем человек рождается. Возраст человека. Что человек наследует от своих родителей.
Человек и другие люди. Как мы относимся к другим людям. Как люди общаются. Бывают ли люди бесчеловечными.
Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству.
Тема 2. Семья
Сколько «Я» в слове «семья». Какие бывают семьи.
Семейные заботы. Семейное хозяйство. Как распределить обязанности в семье. Как правильно вести хозяйство.
Дому нужен хозяин. Домохозяйство и домоводство. Каким должен быть хозяин дома.
Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор.
Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.
Тема 3. Школа
Профессия ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в прежние времена.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления.
Учимся дружно жить в классе.
Тема 4. Труд
Труд основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчество в искусстве. Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.
Тема 5. Родина
Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою родину.
Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн.
Гражданин - Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан РФ.
Мы - многонациональный народ. Народы России одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности.
6 класс (34 часа)
Раздел 1. Человек в социальном измерении . Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Раздел 2. Человек среди людей. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.
Раздел 3. Нравственные основы жизни. Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило нравственности. Чувство страха и воспитание смелости. Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Итоговое повторение.
7 класс (34 часа)
Введение .
Раздел 1. Человек среди людей.
Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.
Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.
Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.
Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.
Раздел 2. Человек и закон.
Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.
Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституци РФ. Презумпция невиновности.
Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Раздел 3.Человек и экономика.
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыл.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные
доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Раздел 4. Человек и природа
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой.
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
8 класс (34 часа)
Введение.Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.
Раздел 1. Что такое человек .
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.
Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.
Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.
Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека.
Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре необходимое условие человеческого существования. духовность и бездуховность.
Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Раздел 2. Человек и природа.
Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.
Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды?
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса.
Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса. Природа источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.
Раздел 3. Человек среди людей.
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции.
Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт,
приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Раздел 4. Человек в обществе.
Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.
Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы.
Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия. Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность
ресурсов. Факторы производства.
Рыночная экономика. деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибьтль. Издержки производства. Предприятие.
Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России.
Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе.
Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? детство особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.
Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая дея - тельность: основные условия успеха.
Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально- государственное устройство. Местное самоуправление.
Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека. Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества.
9 класс (34 часа)
Введение
Раздел I . Политическая сфера.
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Разделение властей. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Роль референдума в политической жизни.
Определение и признаки политических партий. Понятие о политической программе партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Повторение. Политическая в жизнь современной России: общее и особенное.
Раздел II. Человек и его права
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Конституция как основной закон государства и её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических
гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Правовое регулирование правовых отношений. Трудовой кодекс Р.Ф. Трудоустройство и его регулирование. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Повторение. Права и обязанности подростка
Раздел III 3. Духовная сфера
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология.Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий Повторение. Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научным знаниям.
Итоговое занятие
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (34 часа)
№п\п
Тема
Кол-во часов
1
Вводный урок
1
Глава I. Человек (5 часов)
5
2
Загадка человека
1
3
Входящая диагностика
1
4-5
Отрочество особая пора жизни
2
6
Практикум по теме «Человек»
1
Глава II. Семья (5 часов)
5
7
Семья и семейные отношения
1
8
Семейное хозяйство
1
9
Свободное время
1
10-11
Практикум по теме «Семья»
2
Глава III. Школа (6 часов)
6
12-13
Образование в жизни человека
2
14
Образование и самообразование
1
15
Промежуточная диагностика
1
16
Одноклассники, сверстники, друзья
1
17
Практикум по теме «Школа»
1
Глава IV. Труд (6 часов)
6
18-19
Труд - основа жизни
2
20-21
Труд и творчество
2
22-23
Практикум по теме «Труд»
2
Глава V. Родина 10 часов)
10
24-25
Наша Родина Россия
2
26-27
Государственные символы России
2
28-29
Гражданин России
2
30-31
Мы - многонациональный народ
2
32
Практикум по теме «Родина»
1
33
Повторение
1
34
Заключительный урок
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс (34 часа)
№
Тема урока
Человек в социальном измерении (13ч)
13
1
Вводный урок
1
2
Человек – личность.
1
3
Человек – личность.
1
4
Практикум «Человек – личность».
1
5
Человек познает мир.
1
6
Практикум «Человек познает мир».
1
7
Человек и его деятельность.
1
8
Практикум «Человек и его деятельность».
1
9
Потребности человека.
1
10
Практикум «Потребности человека».
1
11
На пути к жизненному успеху.
1
12
Практикум «На пути к жизненному успеху».
1
13
Повторение теме «Человек в социальном измерении».
1
Человек среди людей (10ч).
10
14
Межличностные отношения
1
15
Межличностные отношения
1
16
Практикум. «Межличностные отношения»
1
17
Человек в группе.
1
18
Практикум «Человек в группе».
1
19
Общение.
1
20
Практикум «Общение».
1
21
Конфликты в межличностных отношениях.
1
22
Практикум «Конфликты в межличностных отношениях».
1
23
Повторение по теме «Человек среди людей».
1
Нравственные основы жизни (12ч)
11
24
Человек славен добрыми делами.
1
25
Человек славен добрыми делами.
1
26
Практикум «Человек славен добрыми делами».
1
27
Будь смелым.
1
28
Практикум «Будь смелым».
1
29
Человек и человечность.
1
30
Практикум «Человек и человечность».
1
31
Повторение по теме «Нравственные основы жизни».
1
32
Итоговое повторение.
1
33
Итоговое повторение.
1
34
Резерв
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс (34 часа)
№
урока
Название темы
Количество часов
1
Введение.
1
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе
11
2
Что значит жить по правилам?
1
3-4
Права и обязанности граждан
2
5-6
Почему важно соблюдать законы?
2
7-8
Защита Отечества
2
9
Для чего нужна дисциплина
1
10
Виновен-отвечай
1
11
Кто стоит на страже закона
1
12
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»
1
Глава II. Человек в экономических отношениях
13
13-14
Экономика и её основные участники
2
15
Мастерство работника
1
16-17
Производство, затраты, выручка, прибыль
2
18-19
Виды и формы бизнеса
2
20
Обмен, торговля, реклама
1
21
Деньги и их функции
1
22-23
Экономика семьи
2
24-25
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»
2
Глава III. Человек и природа
5
26
Человек-часть природы
1
27
Охранять природу-значит охранять жизнь
1
28
Закон на страже природы
1
29-30
Практикум по теме «Человек и природа»
2
Итоговое повторение
4
31
Диагностическая работа по итогам года
1
32
Защита проектов
1
33-34
Повторение пройденного за год
2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс (34 часа)
№
Название темы
Количество часов
1
Введение
1
Личность и общество
6
2
Что делает человека человеком?
1
3
Человек, общество, природа
1
4
Общество как форма жизнедеятельности людей
1
5
Развитие общества
1
6
Как стать личностью
1
7
Практикум по теме «Личность и общество»
1
Сфера духовной культуры
8
8
Сфера духовной жизни
1
9
Мораль
1
10
Долг и совесть
1
11
Моральный выбор- это ответственность
1
12
Образование
1
13
Наука в современном обществе
1
14
Религия как одна из форм культуры
1
15
Практикум по теме «Сфера духовной культуры.»
1
Социальная сфера
5
16
Социальная структура общества
1
17
Социальные статусы и роли
1
18
Нации и межнациональные отношения.
1
19
Отклоняющееся поведение.
1
20
Практикум по теме «Социальная сфера»
1
Экономика
13
21
Экономика и её роль в жизни общества.
1
22
Главные вопросы экономики
1
23
Собственность
1
24
Рыночная экономика
1
25
Производство- основа экономики
1
26
Предпринимательская деятельность
1
27
Роль государства в рыночной экономике.
1
28
Распределение доходов
1
29
Потребление
1
30
Инфляция и семейная экономика
1
31
Безработица, ее причины и последствия
1
32
Мировоехозяйство. Международная торговля
1
33
Практикум по теме «Экономика»
1
34
Заключительный урок
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс (34 часа)
№
урока
Название раздела, темы
Количество часов
Введение
1
1
Вводный урок
1
Раздел 1. Политическая сфера
9
2.
Политика и власть
1
3.
Государство
1
4.
Политические режимы
1
5.
Правовое государство
1
6.
Гражданское общество и государство
1
7.
Участие граждан в политической жизни
1
8
Политические партии и движения
1
9-10
Практикум по теме «Политика»
2
Раздел II Право
20
11
Роль права в жизни общества и государства
1
12.
Правоотношения и субъекты права
1
13
Правонарушения и юридическая ответственность
1
14
Правоохранительные органы
1
15-16
Конституция российской Федерации. Основы конституционного строя
2
17-18
Права и свободы человека и гражданина
2
19
Гражданские правоотношения
1
20-21
Право на труд. Трудовые правоотношения
2
22
Семейные правоотношения
1
23
Административные правоотношения
1
24
Уголовно-правовые отношения
1
25
Социальные права
1
26-27
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
2
28
Правовое регулирование отношений в сфере образования
1
29-30
Практикум по теме «Право»
2
Итоговое повторение
4
31
Диагностическая работа по итогам года
1
32
Защита проектов
1
33-34
Повторение пройденного за год
2
15