РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Рабочая программа составлена на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. (М.: Просвещение, 2016).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ЧЕЛОВЕК. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Выпускник научится:

использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

приводить примеры основных видов деятельности человека; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с

различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать

опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике

межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы
на человека, делать выводы.


ОБЩЕСТВО
Выпускникнаучится:

демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать

социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы

общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на

ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,

раскрывать причины экологического кризиса; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и

осуществлять на практике экологически рациональное поведение; раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и

личность; конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:

наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

осознанно содействовать защите природы.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Выпускник научится:

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали;

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Выпускник научится:

характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к

ним;

объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей

профессиональной деятельности; раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Выпускник научится:

описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка;

конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в

обществе; раскрывать основные роли членов семьи;

характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с

различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Выпускник научится:

объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО
Выпускник научится:

характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Выпускник научится:

характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора;

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,

семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

ЭКОНОМИКА Выпускник научится:

объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и

потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,

сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

5 класс (34 часа) Введение
Тема 1. Человек

Жизнь великое чудо. Зачем человек рождается. Возраст человека. Что человек наследует от своих родителей.

Человек и другие люди. Как мы относимся к другим людям. Как люди общаются. Бывают ли люди бесчеловечными.

Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству.

Тема 2. Семья
Сколько «Я» в слове «семья». Какие бывают семьи.

Семейные заботы. Семейное хозяйство. Как распределить обязанности в семье. Как правильно вести хозяйство.

Дому нужен хозяин. Домохозяйство и домоводство. Каким должен быть хозяин дома.

Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор.

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.

Тема 3. Школа

Профессия ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в прежние времена.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления.

Учимся дружно жить в классе.

Тема 4. Труд

Труд основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчество в искусстве. Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.

Тема 5. Родина

Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою родину.

Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн.

Гражданин - Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан РФ.

Мы - многонациональный народ. Народы России одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности.

6 класс (34 часа)

Раздел 1. Человек в социальном измерении . Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Раздел 2. Человек среди людей. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.
Раздел 3. Нравственные основы жизни. Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило нравственности. Чувство страха и воспитание смелости.  Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Итоговое повторение.

7 класс (34 часа)
Введение .
Раздел 1. Человек среди людей.

Межличностные отношения. Чувства - основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.

Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.

Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.

Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.

Раздел 2. Человек и закон.

Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.

Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституци РФ. Презумпция невиновности.

Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.

Раздел 3.Человек и экономика.

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыл.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные

доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Раздел 4. Человек и природа

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой.

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

8 класс (34 часа)
Введение.Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.

Раздел 1. Что такое человек .

Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.

Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.

Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.

Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека.

Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре необходимое условие человеческого существования. духовность и бездуховность.

Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Раздел 2. Человек и природа.

Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.

Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды?

Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса.
Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса. Природа источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.

Раздел 3. Человек среди людей.

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.

Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции.

Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив.

Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт,

приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Раздел 4. Человек в обществе.

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.

Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы.

Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия. Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность

ресурсов. Факторы производства.

Рыночная экономика. деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибьтль. Издержки производства. Предприятие.

Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России.

Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе.

Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? детство особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.

Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая дея - тельность: основные условия успеха.

Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально- государственное устройство. Местное самоуправление.

Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека. Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества.

9 класс (34 часа)
Введение

Раздел I . Политическая сфера.

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Разделение властей. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Роль референдума в политической жизни.


Определение и признаки политических партий. Понятие о политической программе партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Повторение. Политическая в жизнь современной России: общее и особенное.

Раздел II. Человек и его права
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Конституция как основной закон государства и её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических

гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Правовое регулирование правовых отношений. Трудовой кодекс Р.Ф. Трудоустройство и его регулирование. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Повторение. Права и обязанности подростка
Раздел III 3. Духовная сфера

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология.Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий Повторение. Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научным знаниям.

Итоговое занятие


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (34 часа)


№п\п
Тема
Кол-во часов





1
Вводный урок
1


Глава I. Человек (5 часов)
5

2
Загадка человека
1

3
Входящая диагностика
1

4-5
Отрочество особая пора жизни
2

6
Практикум по теме «Человек»
1


Глава II. Семья (5 часов)
5

7
Семья и семейные отношения
1

8
Семейное хозяйство
1

9
Свободное время
1

10-11
Практикум по теме «Семья»
2


Глава III. Школа (6 часов)
6

12-13
Образование в жизни человека
2

14
Образование и самообразование
1

15
Промежуточная диагностика
1

16
Одноклассники, сверстники, друзья
1

17
Практикум по теме «Школа»
1


Глава IV. Труд (6 часов)
6

18-19
Труд - основа жизни
2

20-21
Труд и творчество
2

22-23
Практикум по теме «Труд»
2


Глава V. Родина 10 часов)
10

24-25
Наша Родина Россия
2

26-27
Государственные символы России
2

28-29
Гражданин России
2

30-31
Мы - многонациональный народ
2

32
Практикум по теме «Родина»
1

33
Повторение
1

34
Заключительный урок
1











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс (34 часа)



Тема урока



Человек в социальном измерении (13ч)
13

1
Вводный урок
1

2
Человек – личность.
1

3
Человек – личность.
1

4
Практикум «Человек – личность».
1

5
Человек познает мир.
1

6
Практикум «Человек познает мир».
1

7
Человек и его деятельность.
1

8
Практикум «Человек и его деятельность».
1

9
Потребности человека.
1

10
Практикум «Потребности человека».
1

11
На пути к жизненному успеху.
1

12
Практикум «На пути к жизненному успеху».
1

13
Повторение теме «Человек в социальном измерении».
1

Человек среди людей (10ч).
10

14
Межличностные отношения
1

15
Межличностные отношения
1

16
Практикум. «Межличностные отношения»
1

17
Человек в группе.
1

18
Практикум «Человек в группе».
1

19
Общение.
1

20
Практикум «Общение».
1

21
Конфликты в межличностных отношениях.
1

22
Практикум «Конфликты в межличностных отношениях».
1

23
Повторение по теме «Человек среди людей».
1

Нравственные основы жизни (12ч)
11

24
Человек славен добрыми делами.
1

25
Человек славен добрыми делами.
1

26
Практикум «Человек славен добрыми делами».
1

27
Будь смелым.
1

28
Практикум «Будь смелым».
1

29
Человек и человечность.
1

30
Практикум «Человек и человечность».
1

31
Повторение по теме «Нравственные основы жизни».
1

32
Итоговое повторение.
1

33
Итоговое повторение.
1

34
Резерв
1




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс (34 часа)


урока
Название темы
Количество часов





1
Введение.
1


Глава I. Регулирование поведения людей в обществе
11

2
Что значит жить по правилам?
1

3-4
Права и обязанности граждан
2

5-6
Почему важно соблюдать законы?
2

7-8
Защита Отечества
2

9
Для чего нужна дисциплина
1

10
Виновен-отвечай
1

11
Кто стоит на страже закона
1

12
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»
1


Глава II. Человек в экономических отношениях
13

13-14
Экономика и её основные участники
2

15
Мастерство работника
1

16-17
Производство, затраты, выручка, прибыль
2

18-19
Виды и формы бизнеса
2

20
Обмен, торговля, реклама
1

21
Деньги и их функции
1

22-23
Экономика семьи
2

24-25
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»
2


Глава III. Человек и природа
5

26
Человек-часть природы
1

27
Охранять природу-значит охранять жизнь
1

28
Закон на страже природы
1

29-30
Практикум по теме «Человек и природа»
2


Итоговое повторение
4

31
Диагностическая работа по итогам года
1

32
Защита проектов
1

33-34
Повторение пройденного за год
2


















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс (34 часа)


Название темы
Количество часов

1
Введение
1


Личность и общество
6

2
Что делает человека человеком?
1

3
Человек, общество, природа
1

4
Общество как форма жизнедеятельности людей
1

5
Развитие общества
1

6
Как стать личностью
1

7
Практикум по теме «Личность и общество»
1


Сфера духовной культуры
8

8
Сфера духовной жизни
1

9
Мораль
1

10
Долг и совесть
1

11
Моральный выбор- это ответственность
1

12
Образование
1

13
Наука в современном обществе
1

14
Религия как одна из форм культуры
1

15
Практикум по теме «Сфера духовной культуры.»
1


Социальная сфера
5

16
Социальная структура общества
1

17
Социальные статусы и роли
1

18
Нации и межнациональные отношения.
1

19
Отклоняющееся поведение.
1

20
Практикум по теме «Социальная сфера»
1


Экономика
13

21
Экономика и её роль в жизни общества.
1

22
Главные вопросы экономики
1

23
Собственность
1

24
Рыночная экономика
1

25
Производство- основа экономики
1

26
Предпринимательская деятельность
1

27
Роль государства в рыночной экономике.
1

28
Распределение доходов
1

29
Потребление
1

30
Инфляция и семейная экономика
1

31
Безработица, ее причины и последствия
1

32
Мировоехозяйство. Международная торговля
1

33
Практикум по теме «Экономика»
1

34
Заключительный урок
1






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс (34 часа)



урока
Название раздела, темы
Количество часов


Введение
1

1
Вводный урок
1


Раздел 1. Политическая сфера
9

2.
Политика и власть
1

3.
Государство
1

4.
Политические режимы
1

5.
Правовое государство
1

6.
Гражданское общество и государство
1

7.
Участие граждан в политической жизни
1

8
Политические партии и движения
1

9-10
Практикум по теме «Политика»
2


Раздел II Право
20

11
Роль права в жизни общества и государства
1

12.
Правоотношения и субъекты права
1

13
Правонарушения и юридическая ответственность
1

14
Правоохранительные органы
1

15-16
Конституция российской Федерации. Основы конституционного строя
2

17-18
Права и свободы человека и гражданина
2

19
Гражданские правоотношения
1

20-21
Право на труд. Трудовые правоотношения
2

22
Семейные правоотношения
1

23
Административные правоотношения
1

24
Уголовно-правовые отношения
1

25
Социальные права
1

26-27
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
2

28
Правовое регулирование отношений в сфере образования
1

29-30
Практикум по теме «Право»
2


Итоговое повторение
4

31
Диагностическая работа по итогам года
1

32
Защита проектов
1

33-34
Повторение пройденного за год
2


15