Социально-коммуникативное развитие дошкольников через коллективное творчество.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березка» п. Зеленоборск»
ПРОЕКТ
ПО ТЕМЕ:
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников через
коллективное творчество.»Воспитатель:
Бабушкина А.В.
Проект.
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников через
коллективное творчество.»Актуальность:
От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе-группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и его социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Взрослые иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают дети, и естественно не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.
Очень часто наблюдение за ребёнком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональном состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.
Теоретическое обоснование проекта.
Проблема:
*легко контактируют со сверстниками, дети стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т.е межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией.
*активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).
*знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать; замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.
*в конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения.
*недостаточно развиты творческие способности.
Цель проекта:
Стимулирование социально – коммуникативного развития дошкольников через коллективное творчество.
Задачи проекта:
- создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- обучать умению слушать и слышать другого;
- развивать у детей навыки общения в различных ситуациях;
- снять психологическое напряжение, помочь обрести уверенность в своих силах;
- повысить мотивацию к изодеятельности и ручному труду;
- познакомить с основными материалами для творчества и научить ими пользоваться;
- приобщить родителей к участию в жизни ДОУ;
- объединить усилия ДОУ и семьи для социально – коммуникативного развития личности ребёнка.
Участники: Дети (3 – 7 лет), родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Длительность: Долгосрочный, с 15 января 2015. по май 2017год.Предполагаемый результат:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения- уверенности в своих возможностях, в том , что он хороший, что его любят;
-формирование у ребенка чувства собственного достоинства, освоения своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
-воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям- уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
-приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;
-развитие у детей творческих способностей, художественного вкуса.
-формирование коммуникативной компетентности ребенка- развитие коммуникативных умений и навыков;
-формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
Этапы проектной деятельности
-изучение психолого-педагогической литературы по теме
-составление плана работы
-постановка цели и задач
-составление бесед для детей и родителей
-составление сценариев для мероприятий с родителями и детьми
-подбор литературных произведений
-просмотр мультфильмов
-показ кукольного театра
Основной этап
Работа с детьми:
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. О предстоящем коллективном творчестве детям старалась говорить заранее. Я подводила детей к тому, чтобы вместе создать картину. Сделать украшение к празднику, украсить группу, коридор, зал. Выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребенка, декорации к играм, спектаклям, проиллюстрировать сказки, стихотворения.
Начиная, со средней группы, я учила выполнять работу вдвоем на одном листе по два одинаковых по сложности персонажа-лису и волка. Задача проста: надо лишь поделить территорию листа. Я всегда помогаю договориться детям. Ели же два ребенка украшают две варежки, надо договариваться, чтобы был одинаковый узор. Подбор таких тем для работ подталкивает детей к общению, заставляет совместно планировать деятельность, чем старше возраст, тем сложнее упражнения (шапка, шарф, или части Городецкой солонки, или роспись гжельского сервиза, хохломская посуда).
Так же часто я принимаю нетрадиционные способы рисования: ниткография, рисование солью, яичной скорлупой, ватными палочками, пальчиковое рисование и т.д.
При выполнении аппликаций старалась тоже использовать не стандартные техники. Поделки мы выполняли из бросового материала и рваной бумаги. Так же детям нравилось заниматься пластилино графикой.
Я всегда помню, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. Как добиться такого эффекта, при котором дети в комфортной обстановке творчества учатся взаимодействовать, развивать координацию, моторику, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца. Именно эти качества являются основной для развития личности в целом.
При выполнении коллективных работ у детей, взаимодействие со мной происходит более свободно, ребёнок имеет возможность видеть, как я действую, и обучаться без прямых моих указаний. При выполнении работ по изобразительной деятельности, я активно использовала игровые методы и приёмы. В основе каждого лежал специально разработанный игровой сюжет. Для успешного выполнения работы, я придумывала несколько игровых ситуаций, которые постепенно сменяли друг друга, позволяли мне сохранять необходимый темп и ритм деятельности, делали её более интересной и увлекательной.
Занятия с этой формой организацией позволяли мне сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении работ, несмотря на то, что дети были ориентированы на создание коллективной композиции, единство группы носит формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапе планирования и оценки. Это осложняло процесс формирования умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования. Результат работы каждого – является частью общей композиции, достаточно четко выделен, и есть возможность объективно оценить то, как учитывались задачи общей работы каждого ребёнка, насколько он заинтересован в общем успехе. Это особенно важно потому, что в условиях совместно – последовательной и совместно – взаимодействующей форм организации деятельности этот результат как бы завуалирован. Эгоистичные дети, склонные к завышенной оценки собственного труда, не могут оказаться в столь однозначно оцениваемой ситуации, когда их необъективность очевидна и легко доказуема. Напротив, дети с заниженной самооценкой оцениваются в соответствии со своими заслугами перед коллективом.
Работа с родителями:
Для повышения педагогической культуры родителей в вопросах социализации дошкольников, использовала разные формы работы: лекции, групповые и индивидуальные консультации для родителей, семинары – практикумы, мастер – классы, родительские конференции, создание папок – передвижек, буклетов, информационных листов, газет, памяток, видеотеки, аудиотеки и др. Желательно создать библиотеку педагогической литературы для родителей из цикла «Социальное развитие ребёнка».Одна из сложных форм работы – родительские собрания.
Так же в своей работе я использую родительские собрания в виде таких активных форм сотрудничества как деловые игры, круглые столы, тематические дискуссии, педагогические гостиные, КВН и др.
Очень хороши семинары-практикумы и мастер-классы, где мы говорим о важности социальной стороны развития ребенка и что-то разучиваем, показываем, как надо заниматься с ребенком. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобщении практических навыков воспитания детей.
Регулярно проводила «День открытых дверей». День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициям, правилам, особенностями образовательной деятельности. Можно показать фрагмент занятия по социальному развитию или режимный момент (например, коллективный труд детей).
Используются такие формы взаимодействия как подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, походы, организация клуба «Выходного дня», издание семейных газет, журналов, тематических альбомов, защита семейных проектов, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, ремонт игрушек и мебели, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.
Заключительный этап
Продукт проектной деятельности:
Дети:
Поделки детей на занятиях по ручному труду из бросового материала «Символ года», «Матрешки».
Праздничная стенгазета «Мама, мамочка, мамуля».
Стенгазета ко дню 23 февраля «Наши герои»
Рисования комиксов «Птичьи истории».
Создание книжки-малышки.
Дети и родители:
Выставка работ из природного материала «Мультяшки».
Выставка работ из бросового материала «Снеговики»
Выставка рисунков «Все на выборы»
Изготовление листовок «Заповедная зона без пожаров»
Изготовление родителями кормушек и размещение их на территории детского сада.
Родительское собрание «мастер-класс по техникам нетрадиционного рисования».
Родительское собрание «Моя семья»
Творческая мастерская «Генеалогическое дерево нашей семьи»
Проект «Огород на окне»
Изготовление снежных фигур «Хантейка»
Оформление группы к празднику «Новый год»
Дети активно принимают участие в различных конкурсах (районных, межрегиональных, всероссийских) и занимают призовые места.
Некоторые из детей нашей группы, по ходу проекта, стали посещать кружок «Палитра» на базе Дом Культуры п. Зеленоборск.
Вывод:
Я убеждена в том, что проект даст возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческую активность, коммуникативные навыки, то есть поэтапно в практической деятельности идти к достижению поставленной цели. Использование проектного метода позволит учитывать один из главных принципов- принцип интеграции: объединение несколько видов деятельности в процессе игры, проектирование совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, определение ее содержания и предполагаемых конечный продукт.
Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностной социализации ребенка в изменяющемся мире.