Обучение диалогу детей с нарушением слуха
Обучение диалогу детей с нарушением слуха
Разговорная диалогическая речь – это речь ситуативная. Её развитие происходит в процессе общения ребёнка с взрослым и детей между собой. Этот вид речи отличается опорой на наглядные объекты коммуникации, и входе обмена репликами партнёры понимают друг друга при полном обозначении словесными средствами всех компонентов ситуации.
Диалог наполняется не только словами, но и разного рода указательными жестами, мимикой, пантомимой, повторяемостью коротких фраз. Способом выражения разговорной речи у детей с нарушением слуха выступает преимущественно устная форма речи. Но при обучении детей этому виду речи применяются в качестве дополнительной опоры и таблички с напечатанными на них выражениями разговорного вида, для ведения которых в речь детей педагог специально привлекает к ним внимание.
Цель обучения диалогической речи детей с нарушением слуха – придать речевому общению естественный характер, приблизить к пониманию речи говорящих людей, научить переспрашивать, уточнять сказанное, разнообразить палитру высказываний.
Диалог является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками.
Обучение речи детей с нарушением слуха в детском саду протекает в двух формах:
1) в свободном речевом общении,
2) на специальных занятиях.
Диалог является основой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, для приобретения навыков связной речи. Обучение диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы (разговора), т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми.
Беседа проводится с прямой целью развития речи детей. Она отражает явления действительности, беседа в детском саду дает знания.
Беседы ведутся:
1) о самом ребенке и его семье ( Где мама! Мама Дома? – Да, мама дома. или Нет. Мама на работе. А папа? – Папа дома.);2) о предметах (мебели, посуде, одежде, игрушках, транспорте и др.)
3) о труде взрослых в детском саду (повара, няни воспитателя, учителя, врача и др.);
4) о природе и погоде в разные времена года ( Какое время года?-Зима. Почему? – Холодно. Мороз. Много снега. Какая сегодня погода? – Хорошая. Почему? – Светит солнце. Небо голубое. Тепло)5) о растениях, животных, домашних и диких; 6) другие темы (всего 25 тем).
Образцы диалогов
Диалог: "ИГРУШКИ"
У. Что у Миши? Машина?
Д. Нет
У. Кукла?
Д. Нет.
У. Мяч?
Д. Да
*******
У. Доброе утро. Настя, дай мне мяч.
Н. Нет
У. Почему?
Н. У меня нет мяча.
У. Где твой мяч?
Н. Дома
У. Завтра принесешь мяч?
Н. Да
*******
У. Диана, на мишку
Д. Спасибо.
У. Регина, на куклу
Р. Спасибо
У. Арина, на машину
А. Спасибо
У. У кого мишка?
Д. У меня
У. У кого машина?
Д. У меня.
У. У кого кукла?
Р. У меня.
У. Регина, у тебя кукла?
Р. Да, у меня кукла
*******
У. У тебя есть машина?
Н. Нет
У. Кукла?
Н. Нет
У. Зайка?
Н. Нет
У. Мяч?
Н. Да
У. Дай мне
Н. Нет
У. Почему?
Н. Мой мяч
У. Дай посмотреть
Н. На
*******
Диалог: "МЯЧ" (Можно провести как игру-драматизацию).
Маленький мальчик с мячом. Большой мальчик отобрал мяч у маленького.
М. Дай мне мяч.
Б. Не дам. Мой мяч.
М. Не твой, мой.
Б. Мой
М. А__А__А__(плачет)
Входит мама. Большой мальчик бросает мяч и убегает.
*******
Диалог: " КОГО НЕТ?"
В группе свободные места.
У. Кого нет?
Д. Вики
У. Где она?
Д. Дома
У. Почему?
Д. Болеет
У. Что болит?
Д. Голова