Технологическая карта урока Важность охраны живого мира планеты УМК И.Н. Пономарёва

32
Тема: Важность охраны живого мира планеты
Цели: 1. Познакомить учащихся с проявлением заботы человека о живом мире; показать значение решения государства об охране редких и исчезающих видов организмов ; систематизировать знания учащихся о воздействии человека на живую природу.
2.Развивать умение выделять главное, самостоятельно работать с учебником, составлять таблицы;
3.Воспитывать культуру труда.
Средства обучения: электронная презентация, проект « Они жили на Земле», гербарий
Тип урока: Урок решения конкретно – практических задач
Вид урока: Урок проблемного изложения
Планируемые результаты:
Предметные: Определять понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».
Метапредметные:. сравнивать представителей разных групп живых организмов, делать выводы на основе сравнения; находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
Личностные: уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; уметь слушать и слышать другое мнение; уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения
Универсальные учебные действия:
Познавательные
Общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование, поиск и выделение необходимой информации
Логические: построение логической цепи рассуждений.
Знаково – символические действия: умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую: из полного текста в таблицу и схему ( свёртывание информации), из рисунка в ключевые слова в полный текст ( замещение)
Коммуникативные: способность с помощью вопросов добывать необходимую информацию, умение аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные: адекватная оценка трудности учебного задания
Личностные: корригирующая самооценка.
Ход урока
Этап урока
Содержание учебного материала. Деятельность учителя
Деятельность обучающихся.
Формирование УУД
ФОУД

I этап.
Организационный.
Приветствие учителя
Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.
Коммуникативные УУД.
Личностные: установка на восприятия материала с позитивными эмоциями
Ф

II. Мотивационно- целевой этап. Актуализация на определение темы урока.






Как древние люди использовали живую природу?
Как современные люди используют природное богатство Земли?
- Мы сегодня с вами изучим, как важно охранять живой мир планеты.
Сегодня «Вы узнаете»:
План урока:
1. Почему возникла угроза жизни.
2. Как человек проявляет заботу о живом мире.

Записывают тему урока:
«Важность охраны живого мира планеты»




Познавательные УУД:
Пытаются решить задачу, поставленную учителем применив творческий подход.
Коммуникативные УУД:
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.
Регулятивные УУД:
Пытаются исследовать условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
Ф










III. Актуализация знаний
1. Когда человек стал активно воздействовать на природу?
2. Каким образом древние люди изменяли окружающую среду?
3. Почему выжигание земли под посевы является губительным для живой природы?
5. С какой целью люди стали внедрять земледелие и скотоводство?
6.Как земледелие и скотоводство повлияли на природу Земли?
7.Каким образом люди пытаются восстановить утраченные богатства Земли?
Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры
Познавательные УУД:
Пытаются решить задачу, поставленную учителем применив творческий подход.
Коммуникативные УУД:
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.
Регулятивные УУД:
Пытаются исследовать условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.



IV. Изучения нового материала.
Постановка проблемы:

Объяснение учителя

Сообщения учащихся
Объяснение учителя

Работа в парах по заданиям.
Задания на репродукцию знаний, анализ, синтез и систематизацию знаний.


«Как проявляется забота человека о живом мире?»

«Они жили на Земле» рассказ учителя о вымерших видах животных.


«Красная книга на страже природы»


1 этап. Класс делится на пары, каждая пара получает задание.
1 пара «Проявление заботы о живом мире».
2 пара «Живые организмы надо охранять».
Задания 1 паре. «Проявление заботы о живом мире».
Прочитайте в учебнике текст статьи «Проявление заботы о живом мире» на странице 114 и ответьте на вопросы:
1. Какова скорость исчезновения видов с лица Земли?
2. Когда был организован первый заповедник? С какой целью он был создан?
3. Что такое заповедник?

Задания 2 паре. «Живые организмы надо охранять».
Прочитайте в учебнике текст статьи «Проявление заботы о живом мире» на странице 116 и ответьте на вопросы:
1. Когда люди начали обсуждать вопрос о запрете охоты на китов?
2. Какие ещё животные занесены в Красную книгу?
3. Назовите редкие виды нашего края. (Материал найдите на стенде « Красная книга на страже природы»




Выдвижение гипотез, их обсуждение.



Рассказывают о вымерших птицах рода Дронт



Каждая пара работает по заданиям, готовят ответы на вопросы, используют учебник , таблицы, ресурсы сети Интернет, энциклопедии.








.














Познавательные УУД:
Приобретают новую информацию, осмысливают ее, извлекают нужную для отчета в парах
Коммуникативные УУД:
Участвуют в обсуждении материала, находят способы решения проблемы.
Личностные УУД:
Формировать умение способности к саморазвитию.
Регулятивные УУД:
проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Ф










Г

Физкультминутка.






Отчет пар







Ответ на проблемный вопрос

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши – три хлопка.
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
2 этап.
Отчет пар.
- Ребята, с какими незнакомыми словами вы столкнулись при работе в группах?
(заповедник )




«Как проявляется забота человека о живом мире?»

Выполняют команды ведущего ученика, проводящего физкультминутку.







Работают со словарём





Формулируют ответ на вопрос.








Познавательные УУД:
производят отбор материала для отчета.
Коммуникативные УУД:
Участвуют в обсуждении содержания материала.
Регулятивные УУД:
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Коммуникативные УУД:
Участвуют в обсуждении содержания материала.
Регулятивные УУД:
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
И







Г





И


V. Закрепление изученного, обобщение и систематизация знаний.

1. Работа с печатными тетрадями по закреплению материала.
2.Беседа:
1. Как можно охарактеризовать состояние природы в настоящее время?
2. Почему люди стали заботиться о сохранении видового разнообразия на планете?
3. Какие мероприятия осуществляются в нашей стране по защите ценных видов животных и растений?
4.По какой причине навсегда исчезли с лица Земли некоторые виды?
5. Как удалось сохранить баргузинского соболя?
6.Что такое заповедник?
7.Какие заповедники находятся на территории в Воронежской области и с какой целью они созданы?
Заполняют таблицу 25 «Редкие и охраняемые виды растений и животных современного человека»
(Заповедники на территории области Хопёрский и Воронежский биосферный)


Отвечают на вопросы, аргументируя свой ответ






Познавательные УУД:
воспроизводят сведения , полученные на уроке, находят им применение на практике
Коммуникативные УУД:
участвуют в обсуждении материала.
Регулятивные УУД:
осуществляют самоконтроль.

И

Ф

VI. Подведение итогов урока. Формулирование вывода.

Многие живые организмы нашей планеты нуждаются в охране. Они являются частью того, что мы называем природным богатством. Все виды нужны природе и связаны друг с другом.
Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание
§ 26, творческое задание: подготовить сообщение о роли Красной книги в деле охраны природы, сообщение о бобре и выхухоли по материалам Интернета и дополнительной литературы.
Записывают задания в дневники.

И

VIII . Рефлексия

Сегодня я узнал .
Было интересно .
Было трудно ...
Меня удивило
Мне захотелось ..

Отвечают на вопросы.
Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос.



ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся ( Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Задания 1 паре. «Проявление заботы о живом мире».
Прочитайте в учебнике текст статьи «Проявление заботы о живом мире» на странице 114 и ответьте на вопросы:
1. Какова скорость исчезновения видов с лица Земли?
2. Когда был организован первый заповедник? С какой целью он был создан?
3. Что такое заповедник?

Задания 2 паре. «Живые организмы надо охранять».
Прочитайте в учебнике текст статьи «Проявление заботы о живом мире» на странице 116 и ответьте на вопросы:
1. Когда люди начали обсуждать вопрос о запрете охоты на китов?
2. Какие ещё животные занесены в Красную книгу?
3. Назовите редкие виды нашего края. (Материал найдите на стенде « Красная книга на страже природы»


15