Методическая разработка урока на тему: Жизнь в Римской империи 5 класс
Методическая разработка урока истории в соответствии с требованиями ФГОС.
Учитель: Вербицкая Марина Юрьевна
Тема урока: Жизнь в Римской империи. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Характеристика учебного занятия: урок является составной частью раздела IV «Древний Рим» рабочей программы по предмету «История Древнего мира» 5 класс. Урок играет большую роль в изучении истории в основной школе, так как на нем у учащихся продолжают формироваться гуманистические ценности, такие как уважение к культурам разных народов, правам и свободам человека. Тема занятия расширяет у учащихся опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого. В курсе всеобщей истории урок систематизирует знания учащихся о Римской империи и помогает сформировать представления об образе жизни в Римской империи, что влияет на способность учащихся определять роль Римской империи в мировой истории.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Педагогические цели: ознакомить учащихся с особенностями жизни в Древнем Риме; сформировать представление о жизни людей разных сословий в Римской империи; развивать умение сравнивать архитектуру и градостроительство Римской империи и Греции; формирование навыков конспектирования преподаваемой информации; формирование умений формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы одноклассников.
Планируемые результаты (предметные): умение создавать яркие образы и описания, связанные с ключевыми памятниками культуры Рима; знание особенностей жизни людей разных сословий империи; умение сравнивать архитектуру Рима и Греции, знать особенности; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.
Личностные результаты: сформированность навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования; готовность и способность к образованию и самообразованию.
Универсальные учебные действия (метапредметные): коммуникативные – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позиции другого, умение четко и точно излагать свою позицию; регулятивные – определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; познавательные – строить логические цепочки рассуждений; прогнозировать тенденции развития Римской культуры; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной деятельности.Список литературы:
Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Ф.А. Михайловский; под ред. Г.М. Бонгард – Левина. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 296 с.
Михайловский Ф.А. Книга для учителя к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс / Ф.А. Михайловский. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 184 с.
Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс / Сост. Е.Н. Сорокина. — М.: ВАКО, 2014. – 48 с.
На уроке используется презентация и карта «Рост Римского государства в III в. до н. э. – II в. н. э.»
Технологическая карта урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
(мин)
Мотивиро-вание к учебной деятельности. Оргмомент.
Готовность учителя к уроку, приветствие, проверка отсутствующих. Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
1
Стадия вызова.
Учитель предлагает учащимся по эпиграфу и иллюстрации («Все дороги ведут в Рим») сформулировать самостоятельно тему урока.
(Слайд 1,2 презентации) Формулируют тему урока: «Жизнь в Римской империи» 2
Стадия осмысления.
План урока: Учитель начинает с вопросов: «Что такое культура? Что вы уже знаете о культуре римлян? Что нужно узнать сегодня?». Дают определение культуры, как всей деятельности человека, перечисляют составляющие культуры (наука, образование, религия, искусство). Учащиеся вспоминают о золотом веке поэзии в Риме, называют имена Вергилия и Горация, выделяют особенности их произведений, также перечисляют науки (история, правоведение и риторика), дают их определение. Ставят цели при помощи учителя:
Необходимо изучить архитектуру, быт и досуг римлян,
узнать как жили в провинции и деревне Рима. (Слайд 3) 6
Особен-ности архитектуры и скульптуры Древнего Рима.
Учитель при помощи иллюстраций архитектурных памятников Рима (Пантеон, Колизей, акведук) рассказывает об архитектуре Древнего Рима. (Слайды 4-10)
Учитель выделяет особенности скульптуры. Учащиеся внимательно слушают и заполняют таблицу: «Сравнительная характеристика архитектуры Древнего Рима и Греции». Изучая иллюстрации выделяют особенности архитектуры Рима.
Формулируют вывод.
Записывают в тетрадь 6
Особен-ности быта и досуга знати и бедняков.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно в группах изучить пункт 2 и 3 параграфа 51 (стр.262-264) и выделить первой группе особенности быта и досуга знати в Риме, второй группе – бедняков по следующим критериям:
Особенности домов, их устройство
Особенности досуга. (Слайд 11-14)
Учитель задает вопрос: Почему строились многоэтажные дома в Риме?
Учитель дает дополнительную информацию о Большом цирке в Риме по учебной картине «Состязания колесниц в Большом цирке». (Слайд 15-16) Анализируют прочитанную информацию, коллективное проектирование.
Дают ответ на поставленные вопросы.
Отвечают: «Из-за увеличения численности населения».
Кратко конспектируют информацию.
10
Жизнь в провинции и деревне Римской империи.
Учитель задает вопрос: «Что такое провинции в Римской империи? Почему они появились?» (Слайд 17)
Учитель дает задание: ответить на вопрос учебника (Чем города в провинциях напоминали Рим, а в чем было их своеобразие?) после комментированного чтения 4 пункта.
Учитель рассказывает о процессе возникновения колонов (вводится новое понятие). Задает вопрос: «Чем колоны отличались от рабов? Кто из них лучше работал?»
Учитель дает задание: «По ходу просмотра ролика увидеть и назвать памятники культуры Рима.»Просмотр видео-ролика (http://archi.ru/world/68334/puteshestvie-skvoz-veka). На создание 3D-модели под названием Rome Reborn – «Возрожденный Рим» – ушло около 10 лет. С 1997 года над проектом совместно работали Институт высоких технологий и гуманитарных наук при университете Вирджинии, Калифорнийский университет, Политехнический университет в Милане, университет Бордо III и университет города Кан. Отвечают: «Провинции – это завоеванные Римом территории за пределами Италии».
Индивидуальное проектирование.
Анализируют услышанную информацию, проводят сравнение. Записывают новое понятие.
Называют: Большой цирк, Колизей, акведуки, многоэтажные дома, Форум, Пантеон… 10
Роль культурного наследия Римской империи.
Задает вопросы классу:
«В чем состоял вклад римлян в развитие архитектуры?»
«Как повлияла Римская культура на мировую?» Формулируют выводы. 2
Итоги урока. Стадия рефлексии. Учитель предлагает заполнить схему (Знал, Узнал сегодня на уроке, Хотел бы узнать, Понял, Не понял).
Учитель выставляет оценки, комментирует деятельность класса. Заполняют устно схему, делают самооценку своей деятельности и деятельности класса. 2
Инфор-мация о домашнем задании. Параграф 51, задание 5 к 16 главе «Представьте, что по одной из дорог вы отправились из приграничного города в Рим. Составьте рассказ о своем путешествии.»Записывают д/з. 1