Педагогический совет. Выступление по теме: Приёмы и методы преподавания математики в свете реализации ФГОС.
Приёмы и методы преподавания математики в свете реализации ФГОС.
Модернизация школьного образования, реализуемая в настоящее время в рамках внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования на первое место, выдвигает требования к результатам образования, которые должны быть значимы за пределами системы образования. Поэтому цель российского школьного образования ХХI века – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, формирование у школьника готовности быть субъектом продуктивной, самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим мной ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, а это использую как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. В подростковом возрасте формируются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Очевидно, что возможности урока математики в данном аспекте практически безграничны.
Я стараюсь на своих уроках заложить у учеников методологические основы познавательной деятельности.
Интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета); методов и приёмов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
На своих уроках в первую очередь стараюсь развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого использую проблемные ситуации и помогаю их разрешить.
Например, для подведения учащихся к теме урока, часто использую устные упражнения, решив которые получим слово или словосочетание, на прямую связанное с темой урока. Или предлагаю отгадать кроссворд, где выделенное слово связано с темой урока, или предлагаю разбить предложенные элементы на группы. В одной из групп заложена тема урока.
Например, на уроке в 5 классе предлагаю учащимся распределить фигуры (круги, четырехугольники, треугольники) по трем группам и обосновать свое разбиение. ( варианты ответов детей: по цвету или по форме) Таким образом, учащиеся приходят к заключению, что в одной из групп только треугольники и сами формулируют тему урока. (Треугольник.) Обращаю внимание учащихся, что треугольники различны не только по цвету, но по форме. Прошу детей уточнить тему урока. (Треугольники и его виды.) Далее предлагаю детям сформулировать цели урока. (изучить виды треугольников, строить треугольники, находить периметр, сумму углов) Далее работая в группах предлагаю учащимся сгруппировать треугольники по видам углов (все углы острые; два острые, один тупой; два острые, один прямой) и придумать название треугольникам каждой группы (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные) Предлагаю работу в парах: построить остроугольный треугольник, измерить его углы и проверить правильность выполнения задания в своих парах. Также строится работа и по классификации треугольников по сторонам.(учащиеся приходят к заключению что треугольники бывают разносторонними, равнобедренными, равносторонними)и т. д.
Рефлексию деятельности провожу по вопросам типа
Какую задачу мы ставили?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Где можно применить новое знание?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
или
Предлагаю выбрать смайлик ( было интересно и все получилось; было интересно, но трудно; и т.д.)
или
Предлагаю продолжить предложение - на уроке я узнал…
- на уроке я научился…
Чтобы обучение стало интересным, на мой взгляд, нужно проводить нестандартные уроки. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая наполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь математика объективно считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом.
Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения исследовательских задач. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской и проектной деятельности. Главное для меня – «Увидеть и услышать» ученика: его проблемы, наклонности, способности. Но такая деятельность не может опираться только на педагогическое мастерство и интуицию педагога. Ученик, в свою очередь, должен обладать не только определенным минимумом предметных знаний, но и сформированными общенаучными умениями и навыками. В своей работе стараюсь дать обучающемуся необходимый инструментарий, который позволит проникнуть ему в сущность предмета, поможет включиться в активную практическую и мыслительную деятельность.
Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения. Значительно оживляя процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Универсальность проектного метода позволяет применять его, работая с разными возрастными категориями учащихся, на любых этапах обучения и при изучении материала различной степени сложности
Универсально эффективных или неэффективных методов не существует.
Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Качество образования складывается из качества обучения и качества воспитания. Качество обучения может быть достигнуто только в результате обеспечения эффективности на каждой ступени обучения. То есть, весь процесс обучения строится по схеме: воспринять – осмыслить – запомнить -применить – проверить. Чтобы добиться качества обучения, необходимо последовательно пройти через все эти ступени познавательной деятельности. Использование разнообразных форм и методов в процессе обучения способствует повышению качества обучения.
Психологическая обстановка доверия и равноправия, учет индивидуальных особенностей восприятия учебного материала на уроках способствует эффективной учебно- познавательной деятельности. Заслуга математики состоит в том, что она является весьма действенным инструментом к самопознанию человеческого разума. И хотя человек не всегда имеет возможности для создания чего-то нового в той или иной сфере деятельности, но будучи личностью, он, тем не менее, не может не быть готовым к творческому самовыражению. Математика помогает ему, пробуждая творческий потенциал. В этом и есть одно из главных предназначений учебного предмета математики.
В заключении
Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
К Компетентность Критичность Креативность Культура
О Органичность, основательность Отдача, оптимальность Открытие
Ответственность Образованность, осознанность
М моделирование мотивация методика мастерство
Ф Фантазия формирование функциональность фундамент
О Отдых, осмысленность Открытие, организованность обучение Опора, озарение
РРадость развитие Рост Результат, рефлексия
Т Тепло Творчество Талант темп