Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса «Пернатые друзья»
Урок биологии
Класс 7
Тема: Пернатые друзья
Цель:
1.Стимулировать интерес к познанию мира
2.Развивать смекалку, творческие способности детей, расширить кругозор, логическое мышление.
3.Воспитать бережное отношение к птицам.
Форма: урок – игра
Девиз урока: «Что бы много знать, нужно много читать»
Ход урока:
1.Орг.момент
/приветствие класса, постановка цели и задач урока/
2.Вступительное слово учителя.
Сегодняшняя игра посвящена нашим пернатым друзьям – птицам. Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением, ярким оперением, способностью летать.
-Сегодня мы с вами проведем игру «Поле чудес». Улыбнитесь друг другу и пожелаем удачи!
Прослушайте правила игры: не подсказывать, отвечать только тогда, когда подойдет очередь. Правила всем понятны?
3.Короткая разминка: тот, кто отгадает загадки, войдет в 1 тур.
1.Аккуратный дом для деток
Из сухих построен веток.
С той поры над нашей хатой
«Та-та-та» летит крылато.
(Аист)
2.Дом – дупло еще с рассветом
Языкастый врач покинул.
Тук-тук-тук! Зимой и летом
Ели, сосны и осины
Лечит он своим «пинцетом»
(Дятел)
3.Грибной дугой над солнечным лугом
Радуга в небе лучится
А бороздою шагает за плугом
Черная важная птица
(Грач)
Участники первого тура занимают свои места за барабаном, берут свои номера.
На табло закрыто слово, обозначающее лесную птицу (Кукушка)
-Молодцы! Поздравляем первого участника, вышедшего в финал.
-Скажите ребята, что вы знаете о кукушке?
Доклад учащегося. Все знают, что она подкладывает яйца в чужие гнезда и что птенцы кукушки выталкивают из гнезд птенцов хозяина.Но мало, кто слышал про кукушкин аппетит, благодаря которому она полностью искупает тот вред, который наносит, губя мелких птиц. Кукушка – насекомоядная, и к тому же большая обжора. Главное она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть волосатые и даже ядовитые. А кукушка ест всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.
Рекламная пауза.
-Не огорчайтесь, что не вышли в финал. Вам поможет подкрепить силы и повысить настроение свежий румяный бублик нашего хлебозавода. (бубликами угощают не вышедших в финал участников)
Учитель. Чтобы отобрать участников второго тура, надо отгадать загадки.
1.Журчанье струек ручейка
Артист несет под облака.
Весной, когда сойдут снега.
Роняет звонко на луга
Отзывчивые трели
(Жаворонок)
2.Любовно, по своим законам
Арбузик – кругленькую хатку-
Слепила под моим балконом
Трудолюбивая касатка
(Ласточка)
3.Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка-
Как начнутся холода,
Прямо с севера, сюда
Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко – красный галстук мой
(Снегирь)
Участники второго тура занимают свои места.
На табло зашифровано название птицы, которая живет в городах и поселках. Очень быстро летает. (Стриж)
Закончился второй тур.
-Скажите ребята, что вы знаете о стриже?
Доклад учащегося. Живет стриж в городах и поселках. Их часто путают с ласточками. Стрижи крупнее ласточек. Их крылья гораздо длиннее и имеют серповидную форму. Окраска стрижей одноцветная, издали почти черная, а у ласточек грудка белая. Стрижи – н6утомимые летуны. С утра до ночи они носятся в воздухе, хватая на лету комаров и других насекомых. Стрижи издают характерный пронзительный свист.
Рекламная пауза.
Дети с коронами, изображающими птиц, рекламируют птичий корм: для синицы и поползня-сало, масло; для снегирей – рябина, бузина; для воробьев – крошки.
Начинаем третий тур. Выбираем участников, которые отгадали загадки.
1.Февраль. Трещат в лесу от лютой стужи
Игольчатые сосны – вековуши.
Луна желтеет коркой на снегу,
И леденит трусишкам – зайцам души
Ночной зловещий хохот: «У-ху-ху!»
(Филин)
2.Серенькая птичка,
Птичка – невеличка,
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда?
(Вертишейка)
3.На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат
(Цапля)
Участников третьего тура просим занять свои места.
На табло зашифровано слово, обозначающее лесную птичку с коричневой грудкой, с белыми полосками на крылышках. (Зяблик)
-Поздравляем нашего победителя.
-Скажите ребята, что вы знаете о зяблике?
Доклад учащегося. Интересно, что это имя совершенно не подходит зяблику: «зяблик»-значит, должен мерзнуть, зябнуть. А эта птица, наоборот, прилетает к нам одной из первых, когда на улице еще слякоть и нередки морозы и метели.
Игра со зрителями.
-Назовите птицу, у которой птенцы появляются зимой? (Клест)
Финал. Приглашаем наших победителей первого, второго и третьего туров.
-Назовите птицу, которая часто летает вокруг стада и ловит на лету комаров, слепней и мух, вьющихся над коровами, козами, лошадьми. (Козодой)
-Определен победитель! А теперь супер – игра. Задание на супер – игр: «Назовите самую маленькую птичку нашего леса, она живет в хвойном лесу, окрашена в зеленоватые, под цвет хвои, тона» (Победителю разрешается открыть три буквы. Время пошло.) (Королек).
Вручение грамот, всем победителям.