Методическая разработка для проведения занятия по теме «Борьба с курением»
Внеклассное мероприятие
Название работы: Методическая разработка для проведения занятия по теме «Борьба с курением»
Автор работы
Трубицина Анжелика Викторовна, преподаватель
Место выполнения
ГОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный колледж», Кемеровская область г. Мыски
2014 г
Методическая разработка для проведения занятия по теме «Борьба с курением»
Тема урока: «Борьба с курением».
Возраст: 14 – 15 лет (1 курс)
Форма: комплексный классный час (беседа + игра)
Цели урока:
- Методическая - продемонстрировать методику проведения
комплексного классного часа;
- Обучающая - научить предвидеть последствия вредных привычек для
человека;
- Воспитательная - показать негативное влияние курения на здоровье
человека.
Задачи урока:
Образовательная – получение, обобщение и систематизация знаний о вреде курения, влияние курения на здоровье человека.
Воспитательная - формирование у ребят таких качеств личности, как уважение, внимательность, доброта, дружелюбие, самоконтроль, тактичность, деликатность.
Развивающая – привить детям ответственное отношение к своему здоровью.
Междисциплинарные связи: биология, химия, география.
Средства: голос., игровые сит, демонстрационный опыт..
Методы воспитания: словом, игрой.
Литература:
Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов. Россия, 1989. -64с.
Генкова Л. Л., Славков Н. Б. «Почему это вредно?»
Ягодинский В. Н. «Уберечь от дурмана», «Школьнику о вреде никотина и алкоголя»
Перечень используемых наглядных пособий: 5 – 6 листов белой бумаги, ватные тампоны, прозрачная пластиковая бутылка, сигарета, спички.
План урока:
Не прописана организация внеклассного мероприятия
Не прописаны наглядные пособия, отсутствуют ТСО
Не используются современные образовательные, том числе информационные технологии1. Организационная часть 23 мин.2. Сообщение материала 40 мин.3. Завершение урока 2 мин.
До начала занятия с помощью дежурных - подготавливаю класс к уроку: раскладываю на учительском столе учебно-методический материал в том порядке, какой мне будет необходим по ходу ведения урока. После звонка навожу должный порядок и начинаю урок:
Ход классного часа:
Студент: Привычка – это тоже ведь зараза,
Привычка – тоже некая болезнь,
Она болит и заживет не сразу,
С ней очень трудно жить, поверь!
Она растет микробом в теле,
Она, как рана, у тебя внутри.
Ее не видно, но на самом деле
Она испепеляет и горит.
Ей зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты в этом только сам.
Она попросит, а потом заставит,
Приказы отдавая по часам.
Преподаватель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об опасности вредных привычек для организма. Но сначала немного истории.
Студент: Курение табака является одним из «молодых» пороков. В 1498 году Христофор Колумб, вступив на землю Америки, получил в дар от аборигенов душистые листья многих растений, среди которых был и табак. К нам, в Россию, табак был завезен Петром I. Очаровавшись этой диковинной заморской идеей – курить, он стал активно, вводить ее в стране, и российским подданным было приказано курить. Сам Петр I, злоупотребляя курением, подорвал свое здоровье. На его разрушенные легкие «села» простуда, развилось воспаление, переросшее в пневмонию, что и явилось причиной смерти царя.
Преподаватель: Почему люди начинают курить? Если курильщика спросить: «Как ты начал курить? Зачем?» Он ответит: «По Глупости». Наблюдения и исследования показывают, что громадное большинство начинающих курить не знают, в чем именно состоит вред курения. Обычно люди начинают курить в юном возрасте.
Студент: Все начинается с одной затяжки,
А дальше стал её рабом.
Спасенье видишь в ней
От жизни тяжкой,
Но жжешь себя ты пепельным огнем.
Преподаватель: Есть такая присказка «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Начать – проще всего, а вот, привыкнув, бросить Марк Твен на вопрос: «Трудно ли бросить курить?» отвечал: «Совсем нетрудно, я раз сто бросал».
Преподаватель: Давайте посмотрим и сопоставим, что положительного и отрицательного есть в курении. (Фиксируется на доске то, что дети говорят)
Позитив:
Элемент комфорта
Кокетство (игра красивой зажигалкой, пачкой сигарет)
Похудение
Снятие нервного напряжения
Желание казаться взрослее
Негатив:
Старит кожу
Желтеют зубы
Плохой запах изо рта
Голос становится хриплым, прокуренным (особенно у женщин)
Склонность к простудным заболеваниям
Пальцы рук, ногти желтеют
Замедляется рост
Страдают дети курильщиков
Рак легких, губ, горла
Лишняя трата денег
Преподаватель: По данным Министерства здравоохранения:
пульс курильщика в среднем на 10 – 20 ударов в минуту чаще пульса некурящего, то есть у первого в три раза больше шансов заработать сердечный приступ;
курильщики в 2,5 раза чаще болеют простудными заболеваниями;
курение притупляет вкусовые ощущения и обоняние;
курение оказывает неблагоприятное влияние на слух;
у курящего человека шанс заработать рак поджелудочной железы в 2-5 раз выше;
причиной 19% всех пожаров с человеческими жертвами является сигарета.
Преподаватель: Ребята, как вы себе представляете легкие курильщика? (Ответы детей) Почему они черного цвета? Давайте проведем опыт (проводит учитель или подготовленный заранее ученик).
Представим, что прозрачная пластиковая бутылка – это легкие. Поместим в бутылку ватные тампоны, предположим, что это клетки легких. Сжав бутылку, выдавим из нее воздух. В крышке находится трубка, в которую мы вставим сигарету. Зажжем её, и медленно будем ослаблять давление на бутылку. Наш прибор «выкурил» сигарету. Что вы наблюдаете? Ватный тампон стал коричневого цвета; на стенках бутылки появился коричневый налет; ощущается неприятный запах.
Такие изменения произошли только после одной выкуренной сигареты. Теперь мы точно можем представить, какие бывают легкие у курильщика.
Преподаватель: Если бы человек жил правильно, то он мог бы прожить до 120 лет. Предлагаю составить «Рецепт долголетия».
Формируются группы. В течение пяти минут каждая группа из шести человек должна придумать 10 заповедей долголетия. Представитель каждой группы зачитывает, а остальные голосуют, принять этот пункт или нет.
Преподаватель: Итак, мы с вами убедились, как влияет никотин на организм человека, и выписали себе рецепт долголетия. А умеете ли вы сказать «нет»? Наверное, многие попадут в такое положение, когда кто-то будет уговаривать вас попробовать закурить. Представим такую ситуацию.
Выбираются действующие лица предлагаемого этюда: ученик, агитирующий закурить сигарету; ученица, которая отговаривает от курения; ученик, который должен будет сделать выбор, и проигрывается данный сюжет.
Преподаватель: Кому из ребят было тяжелее всего? Да, согласна, тому, кто убеждал отказаться от курения. Вот это и будет домашним заданием. Попытайтесь убедить папу, друга бросить курить.
Студент: Ну что ж, мой друг, решенье за тобой –
Ты вправе сам командовать судьбой.
Ты согласиться можешь, но отказ
Окажется получше в сотню раз.
Ты вправе жизнь свою спасти.
Подумай, может ты на правильном пути.
Но если все-таки успел свернуть,
То потрудись себе здоровье вернуть!
Анализ классного часа
Для разработки классного часа использовалась различная литература. Отбор информации осуществлялся в соответствии со следующими критериями: интересно, познавательно, соответствует возрастному уровню учеников. Мною была выбрана комплексная форма проведения классного часа, т. к. именно она способствует более эффективному достижению поставленных целей и задач. Не было никаких сомнений в актуальности выбранной темы, т.к. курения является огромной проблемой в наше время. Использовались следующие методы воспитания: слово и игра. Для проведения игр заранее были подготовлены: 5 – 6 листов белой бумаги, ватные тампоны, прозрачная пластиковая бутылка, сигарета, спички. Благодаря игре удалось заинтересовать детей, результатом чего стало эффективное «безбарьерное» общение.
В процессе проведения классного часа дети активно шли со мною на контакт, отвечали на поставленные вопросы. Иногда они увлекались, начинали шуметь, выкрикивать хором. Но с восстановлением дисциплины проблем не было, на призывы к взаимоуважению дети реагировали адекватно и самокритично.
Ребята с большим интересом и энтузиазмом принимали участие в предложенных играх. Ожидаемых мною затруднений не возникало. В целом все запланированные элементы классного часа были осуществлены. Я считаем, что поставленные цель и задачи были достигнуты.
15