Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Волшебная СКАЗКА 1 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Широкинская СОШ
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании педагогического Директор МБОУ ШСОШ совета учителей
Протокол №_10_ ЧУКИН Н.Г
от «_30.08________»2012г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности по общекультурному направлению
Волшебная СКАЗКА
1 класс
2012 – 2013 год
Цель программы: Создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи
Образовательная: приобщать детей к истокам родной культуры и культуры других народов посредством введения их в духовный мир русских и немецких народных и авторских произведений.
Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Расширить знания обучающихся об истории Родины. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению традиций, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям , видеть, ценить и беречь красоту родного края.
Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, Дать школьникам навыки сценического мастерства, содействовать развитию речи детей. Понять мир русских и немецких народных и авторских произведений детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов, как беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, театрализация, а также просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, что способствует формированию у детей способности интерпретировать литературное произведение , извлекая из него нравственный смысл и накапливая собственный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность,изготовление изделий по мотивам русских и немецких сказок, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, сочинительство, изготовление поделок из природного материала.Программа имеет интегрированный характер. Подведение итогов занятий проводится в различных формах общественной презентации: выставка творческих работ и поделок,презентаций.Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7-8 лет в объеме 34 часов в год (по одному часу в неделю).В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Пояснительная записка
Рабочая программа по общекультурному направлению «Волшебная шкатулка» составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению,технологии,немецкому языку.
Дети будут осваивать азы прикладного творческого искусства в подготовке изделий по мотивам русских и немецких сказок , принимать участие в подготовке театрального реквизита (костюмы, декорации), т.е. расширят свои возможности не только в освоении предметных компетенций (театральной, изобразительной и практической деятельности), но и в метапредметных – личностных (осмысление и оценка содержания и характера творческой деятельности), коммуникативных (опыт общения со сверстниками, учителями, родителями), познавательных (расширение представлений о синтетических видах искусства, отражения в них действительности), регулятивных (опыт самоорганизации и самоконтроля).
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие литературных и творческих способностей, формирование основ прикладного искусства необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И важно, чтобы рядом с ребёнком оказался взрослый, который помог бы войти в мир народных и авторских литературных произведений, дать возможность их прочувствовать, развить у него творческие навыки и любовь к книге. А работа с таким строительным материалом как спички разовьет фантазию по созданию самых разных поделок. Причем с ними увлеченно работают не только дети ,но и взрослые люди (ихродители). Работа со спичками тренируетвнимание ,мелкую моторику,развиваетпространственное мышление ,авсе этопигодится во взрослой жизни. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого учащегося обеспечивает рост творческого потенциала ,познавательных мотивов,обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.Возможность ученика «переносить»учебное умение,сформированное на конкретном материале какого –либо предмета на более широкую область ,может быть использована при изучении других предметов.Развитие учащихся происходит только в процессе деятельности. Поэтому обучение строится с позиций деятельностного подхода . Необходимыйе принадлежности: спичечный материал ,цветная бумага, клей,листы А-4,краски,картон.Детские сказки русских и немецких авторов, СД-диски.
Актуальность и значимость данной программы обусловлена и тем, что она имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей.
Большое внимание уделяется формированию внимания,так чтобы,правильно передать в поделке замысел автора сказки ,нужно быть внимательным при чтении сказки или просмотра мультфильма.
Данная программа учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Программа предполагает реализацию следующих принципов:
1)Принцип всестороннего развития. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с литературой – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к своей деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков.
3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
4) Принцип систематичности и последовательности сочетается с теортическими и практическими формами деятельности.
5)Усиление прикладной направленности обучения.
Планируемые результаты:
Развитие эмоционально-чувственной сферы.
Расширение читательского кругозора, формирование интереса к чтению.
Формирование навыка чтения.
Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества: человек, мир, природа, труд, знания, культура.
Формирование коммуникативной, эстетической, социальной компетенции школьников.
Освоение азов актерского искусства.
Школьники получат опыт самоорганизации и самоконтроля.
Лист самооценки. «Мои достижения» (портфолио) .Основными задачами их введения являются: * развитие познавательного успеха; *создание ситуации успеха для каждого ученика; *повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; *максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребенка; *приобретение навыков саморефлексии.
таблица
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема занятия Содержание занятия дата
1 Вводное занятие.Давайте познакомимся.
Стать настоящими спичечных дел мастерами.
Формировать у детей живой интерес к использованию природного материала , желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, мир фантазии создать свою волшебную страну . 2 Путешествие в сказку.
Знакомство с инструментами и приспособлениями С технологией и изделиями по мотивам сказки «Муха-Цокотуха» Знакомство со сказочной страной из спичек ,выставкой народных сказок и иллюстрациями к ним. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?» Просмотр мультфильма.
3 Сказка «Муха-Цокотуха» Чтение сказки .Определение видов работ.,главных героев. 4 Сказка «Муха -Цокотуха».
Подготовка деталей, выполнение рамки. 5 Сказка «Муха-Цокотуха» Сборка и оформление фигурки мухи 6 Сказка «Муха –Цокотуха» Сборка и оформление фигурки комарика 7 Сказка «Муха –Цокотуха» Сборка и оформление фигурки бабочки. 8 Сказка «Три медведя» Чтение и обсуждение сказки «Три медведя» Упражнения «Всего один звук», «Запомни слова», «Буква заблудилась». 9 Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Просмотр м/ф сказки. Выполнение иллюстрации. 10 Знакомство со сказкой В. Сухомлинского»Девочка и ромашка» и с немецкой сказкой «Хайди» Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. 11 Мультфильм «Хайди» Беседа-диалог: Чему учат эти сказки? Как я помогаю близким дома? Назови свои добрые дела и дела, за которые тебе было стыдно. Пофантазируем вместе: «Если бы Хайди не приехала в деревню, что было бы…?» 12 «Хайди» Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина. 13 Русская народная сказка «Хаврошечка» Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. 14 Русская народная сказка «Хаврошечка»
Упражнения на ПФД (память физических действий) – действия с воображаемыми предметами. Просмотр м/ф сказки. Драматизация сказки.
Игры «Иголка и нитка», «игра с кубиками и мячами», «Угадай профессию». 15 Упражнения на развитие творческого воображения, фантазии. Этюды, сценки, «Сочиняем сказку». 16 Упражнения на согласованность коллективных действий. Задания на время получить тот или иной результат 17 Сочинение сценария «Сказки лесной феи ,лесных эльфов» Коллективное обсуждение сценария после экскурсии в природу. 18 Изготовление персонажей, составление композиций. Придумывание персонажей, их костюмов. действий. 19 Игра – драматизация Постановка спектакля. 20 Знакомство со сказкой В. Катаева «Цветик-Семицветик». Выразительное чтение сказки. Просмотр мультфильма «Цветик-Семицветик» с последующим обсуждением. Практическая работа: придумать мини-рассказ о том, на что бы ты использовал последний лепесток? Подобрать пословицы, поговорки о взаимовыручке, добром сердце, сострадании. 21 Репетиция спектакля «Цветик-семицветик». Постановка сказки. 22 Апликация сказки. . 23 Знакомство с капитаном «НЕМО» «Таинственный Остров» Выполнение рисунков, рассказов на тему «Мое представление о дружбе» 24 Работа над сказкой «Таинственный Остров». Чтение сказки. 25 Работа над сказкой «Таинственный Остров». Подготовка деталей. 26 Работа над сказкой. Работа с природным материалом. 27 Анализ изделия ,техники выполнения. Показ работы. 28 Сказка братьев Гримм «Алоцветик » Чтение сказки, просмотр иллюстраций. 29 «Алоцветик» Изготовление деталий30 «Алоцветик» Подготовка к выполнению рамки. 31 «Алоцветик» Сборка работы. 32 «Алоцветик» Оформление работы. Просмотр м/ф. 33 Подготовка к выставки Распределение ролей.. Репетиция. Изготовление декораций и костюмов к выставки .34 Выставка поделок детей. Выступление перед классом. Используемая литература:
1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23
6.Хрестоматия по литературе для 1-4кл. Саратов. Регион.
Используемые интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/rabochaya-programma-1-klass-kruzhka-v-gostyakh-u-skazkihttp://bronnay.ucoz.ru/index/quot_v_gostjakh_u_skazki_quot/0-112