Дополнительная образовательная программа Мастерская природы
Пояснительная записка
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Создание поделок из природных материалов дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.
Работа с природным материалом изначально несёт в себе оздоровительные силы природы. Ведь человек как биологический вид формировался в природной среде, поэтому всем, а прежде всего детям необходимы ощущения, вызванные именно этим материалом. Еловая и сосновая шишки, жёлуди, ракушки, скорлупки орехов могут служить отличным материалом для поделок и заодно развивать сенсорику ребёнка. Камешки разного размера и формы, плоды и семена, сухие листья – всё это материал для игр, украшений и создания разных фигурок, аппликаций, композиций. Любой природный материал имеет уже готовую форму, цвет, величину, что очень важно для детей с проблемами здоровья.
Работа с природным материалом полезна и необходима детям младшего школьного возраста, так как прекрасно развивает фантазию, воображение, внимание, наблюдательность, познавательный интерес и мелкую моторику рук.
При проведении занятий используется комплексный подход в работе с природным материалом. В начале занятия дети исследуют природный материал, затем играют с материалом, в последующем в процессе творческой работы изготавливают поделки, развивая при этом сенсомоторику.
Образовательная программа «Мастерская природы» имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе трудового обучения младших школьников осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности, физического развития.
Данная программа может использоваться для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Доказано, дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их обычные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребенка в целом.
В ходе творческой работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, навыки социально-трудовой ориентировки.
Отличительной особенностью и новизной программы является то, что в процессе её реализации у детей происходит постепенное развитие движения рук от грубых ко всё более тонким (ладонный захват, щепотный захват, пинцетный захват), через освоение различных техник, представленных в разделах:
- экопластика (работа с шишками, камешками, прутиками);
- мозаика из природных сыпучих материалов (работа с семенами, крупами);
- прессованная флористика (работа с засушенными листьям и цветами);
- декоративная пауза (работа с бумагой, фольгой, фетром).
Смена видов деятельности очень важна для детей младшего школьного возраста и, особенно, для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: развитие личности ребенка в творческой деятельности с помощью природного материла, коррекция сенсомоторного развития.
Обучающие задачи:
- обучать элементарным навыкам и умениям в изготовлении поделок из природного материала;
- научить различать виды и свойства природных материалов;
- обучать комплексному подходу к работе с природным материалом;
- научить работать с разными инструментами (ножницы, дырокол, степлер, пинцет) и материалами (картон, бумага, клей, пластилин, фольга, фетр);
- научить применять разный природный материал в декорировании предметов.
Развивающие задачи:
- расширить кругозор воспитанников через знакомство с культурой и традициями русского народа;
- развивать художественный вкус;
- развивать координацию рук, мелкую моторику;
- развивать интерес к здоровому образу жизни, познакомить с различными играми и упражнениями.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей культуру общения, умение работать в коллективе;
- воспитывать трудолюбие, целеустремленность;
- формировать положительную мотивацию трудовой деятельности;
- воспитать бережное отношение к природе;
- приобщать к миру искусства.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программе: 6-12 лет.
Сроки реализации программы: 3 года обучения.
Форма образовательного объединения - творческое объединение - создает особую среду творческого образа жизни, объединяет детей на основе общности интересов.
Учебно-тематический план первого года обучения
№
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
I
II
1.
2.
3.
4.
5.
6.
III
1.
2.
3.
4.
IV
1.
2.
3.
4.
V
1.
2.
3.
VI
Вводное занятие. Знакомство с программой.
Экопластика
Создание объемных поделок из шишек, веток, скорлупы, орехов.
Конструирование фигурок животных из сосновых и еловых шишек (еж, филин, медведь, черепаха).
Изготовление смешариков с помощью пластилина, семян, скорлупок.
Конструирование цветов с помощью пластилина, скорлупок, фисташек, семян.
Изготовление подсолнухов с помощью картона, пластилина и семечек.
Оформление карандашницы с помощью пластиковой баночки, пластилина, мелких ракушек, камешков.
Оформление веток бусинками, бумажными шариками, пластилином (мимоза, яблоня, верба).
Мозаика из сыпучих природных материалов. Аппликативные работы с помощью семян, круп, косточек
Выполнение аппликаций («Долька арбуза», подкова, пальма, рыбка»).
Выполнение мозаики с помощью яичной скорлупы (цыпленок, колобок).
Выполнение панно «Узоры из семян».
Рисование крупами «Зайка» (манка), «Утенок» (пшено), «Грибы» (семена моркови, рис, пшено), «Елочка» (зеленый горох, фасоль).
Прессованная флористика
Основы флористики. История. Способы сборки, засушки, хранение листьев и цветков. Экскурсия в парк, школьный двор за сбором природного материала.
Творческие задания «Закончи аппликацию»:
- одень дерево в листочки;
- поставь цветы в вазу;
- приклей бабочке крылья.
Аппликация из сухих цветов и листьев (осеннее дерево, фиалка, цветок).
Оформление листьями, цветами картонных рамок.
Декоративная пауза Бумагопластика. Сувениры из разных материалов
Аппликация из рваных кусочков бумаги (снег, фрукты).
Мозаика из бумажных фигурок (мини-открытки, визитки, оклеивание цветами бумажных коробок).
Изготовление сувениров к праздникам (новый год, 8 марта, 23 февраля, 2 октября, День матери, 9 мая, 14 февраля).
Заключительное занятие
Подведение итогов. Домашнее задание на лето.
Экскурсии на выставки ДПИ (ЦДТ, РЦКиНТ им. Кадышева», выст. зал «Чалтыс»)
2
36
8
6
4
4
6
8
36
12
8
6
10
30
6
10
6
8
30
6
8
16
2
8
2
9
2
2
1
1
1
2
7
2
2
1
2
6
2
2
1
2
7
1
2
4
1
27
6
4
3
3
5
6
29
10
6
5
8
24
4
8
5
6
23
5
6
12
1
8
Итого:
144
32
112
Содержание 1 года обучения
I раздел. Вводное занятие (2ч). Знакомство с планом работы. Повторение правил техники безопасности. Экскурсия в парк, сбор материала.
II раздел. Экопластика (36 ч.).
Тема 1. Конструирование фигурок животных из еловых, сосновых шишек.
Теоретическая часть. Экопластика - создание объемных поделок из природного материала.
Практическое занятие. Конструирование фигурок зверей с помощью пластилина, сосновых и еловых шишек, желудей (еж, филин, черепаха, медведь).
Контроль. Анализ занятия. Мини- выставка.
Тема 2. Изготовление героев м/ф «Смешарики» из природного материала.
Теория. Смешарики – любимые герои мультфильма. Инсценировка сказки.
Практика. Выполнение фигурок смешариков из пластилина, семян тыквы, арбуза.
Контроль. Самонализ работ. Инсценирование мультфильма.
Тема 3. Конструирование цветов.
Теория. Чтение стихов, загадок о цветах, показ картинок: ромашки тюльпаны, астры.
Практика. Конструирование цветов с помощью пластилина.
Контроль. Составление коллективного букета.
Тема 4. Изготовление подсолнухов из разного материала.
Теория. Применение картона, пластилина, клея в работе с природным материалом.
Практика. Изготовление подсолнуха с помощью картона, пластилина, клея и семечек.
Контроль. Взаимоанализ выполненных работ.
Тема 5. Оформление карандашницы природным материалом.
Теория. Экопластика в декорировании предметов быта.
Практика. Оформление пластмассовых баночек полосками пластилина, шишками камешками и ракушками.
Контроль. Анализ работ.
Тема 6. Оформление сухих веток.
Теория. Экопластика в интерьере. Вечные букеты из сухих веток.
Практика. Нанизывание на ветки бусин, розовых бумажных шариков, ваты (яблоня, мимоза, верба).
Контроль. Мини-выставка.
III раздел. Мозаика из сыпучих природных материалов (36 ч.).
Тема 1. Выполнение аппликаций с помощью природного материала.
Теория. Игра «Отгадай чье семечко». Загадки о растениях.
Практика. Выполнение аппликаций на раздаточном материале с помощью семян арбуза, хурмы, дыни (пальма, подкова, долька арбуза).
Контроль. Самоанализ работ.
Тема 2. Мозаика – наклеивание мелких кусочков на рисунок.
Теория. Мозаика сплошная, смешанная контурная.
Практика. Выполнение мозаики (цыпленок, колобок) способом наклеивания яичной скорлупы.
Контроль. Мини-выставка.
Тема 3. Выполнение панно «Узоры из семян».
Теория. Понятие об узоре. Узор в круге, в квадрате, в полоске.
Практика. Выполнение узора в круге из семян, скорлупок.
Контроль.
Тема 4. Рисование крупами.
Теория. Показ поэтапного выполнения рисунка.
Практика. Рисование и наклеивание круп на картон (зайка, утенок, грибы, елочка).
Тема 5. Промежуточпая диагностика.
Теоретическая часть. Викторина «Волшебные краски природы».
Практическое занятие. Творческое задание: «Укрась рисунок листочками».
Контроль. Анализ работ.
IV раздел. Прессованная флористика (30 ч.).
Тема 1. Определение флористики.
Теория. Виды флористики. История флористики.
Практика. Выполнение открыток, закладок в экологическом стиле.
Контроль. Презентация открыток.
Тема 2. Творческие задания на раздаточном материале.
Теория. Инструкция поэтапной работы по готовым рисункам на картоне.
Практика. Выполнение аппликаций (одень дерево листочками, поставь цветы в вазу, укрась бабочку.).
Контроль. Мини-выставка.
Тема 3. Аппликация из крошенных цветков и листьев.
Теория. Инструктаж поэтапного выполнения работы.
Практика. Выполнение аппликаций (осеннее дерево, фиалка, щенок).
Контроль. Взаимоанализ работ.
Тема 4. Оформление листьями, цветами картонных рамок.
Теория. Декоративные возможности растительного материала в жизни.
Практика. Наклеивание листьев, лепестков на картонные рамки.
Контроль. Демонстрация рамок с фотографиями.
V раздел. Декоративная пауза (38 ч.).
Тема 1. Аппликация из кусочков бумаги.
Теория. Инструкция поэтапной работы с цветной бумагой.
Практика. Выполнение аппликации из рваных кусочков бумаги (снег,
фрукты.
Контроль. Анализ работ.
Тема 2. Мозаика из бумажных фигурок дырокола.
Теория. Применение фигурных дыроколов в детском творчестве.
открытках, на маленькие картонные коробки.
Контроль. Мини-выставка.
Тема 3. Изготовление пасхального веночка из картона и шпагата.
Теория. Значение подарков ручной работы. Роль праздников в нашей жизни.
Практика. Изготовление веночков.Оформление .
Контроль. Презентация работ.
Тема 4. Изготовление пасхальной корзинки из картона.
Теория. Пасхальные атрибуты, их разновидность.
Практика.Изготовление корзинки из размеченного квадрата. Оформ-
ление.
Контроль.Демонстрация работ.
Тема 5.Экскурсия на выставку ДПИ в ЦДТ.
Тема 6. Изготовление подснежников из гофрированной бумаги.
Теория. Стихи о подснежниках.План поэтапной работы.
Практика. Конструирование цветов из бумаги,проволоки.
Контроль. Анализ изделий.
Тема 7. Промежуточная диагностика за год.
Теория. Игра «Продолжи предложение»
Практика. Творческое задание: оформить открытки разным
природным материалом.
Тема 8. Выполнение подсвечника с помощью стеклянной баночки.
Теория. Виды свечей и подсвечников.
Практика. Конструирование подсвечника с помощью светодиодной свечи.
Контроль. Мини-выставка.
V раздел. Заключительное занятие (2 ч.).
Тема. Подведение итогов работы за год.
Теория. Награждение грамотами за лучшие работы.
Домашнее задание на лето: сбор цветов, трав, листьев.
Экскурсии на выставки ДПИ в РЦКиНТ им. Кадышева», выставочный зал «Чалтыс».(6 ч.).
Учебно-тематический план второго года обучения
№
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
I
II
1.
2.
3.
III
1.
2.
3.
4.
5.
IV
1.
2.
3.
4.
V
1.
2.
3.
4.
5.
VI
Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Презентация гербариев.
Экопластика. Лесные скульптуры.
Конструирование с помощью шишек, желудей, скорлупы) лисье семейство, котенок, гирлянда из шишек, цветы из шишек).
Сюжеты из веток (елочка, букет сердечек, ветка сакуры).
Панно из камешков (чудо-дерево, фикус в горшке).
Мозаика из сыпучих природных материалов (семечки, крупы, орехи, яйца).
Декорирование сосудов сухими ягодами рябины, семенами кукурузы, фисташками).
Аппликации из семян, круп на фоне пластилина (ромашки, мышонок, разноцветные квадраты).
Выполнение сюжетной мозаики с помощью яичной скорлупы (осьминог, бухта).
Оформление сувениров кофейными зернами (веселые овечки, елочки).
Бижутерия из рябины, боярки, шиповника (бусы, браслет, гирлянда).
Прессованная флористика: коллаж, аппликация, панно из засушенных цветов и листьев, открыток.
Декорирование закладок цветами и листьями.
Предметные аппликации из листьев (кораблик, кит, семицветик).
Сюжетные аппликации из листьев (пейзаж, зимний лес, снегири на ветке).
Панно на растительном фоне (озере, остров).
Декоративная пауза сувениры из бумаги картона, фольги, пластилина.
Объемные работы из цветной тонированной бумаги.
Фантазии из бумажных «ладошек» (букет в вазе, венок, коллективные работы: дерево, елка).
Особенности поделки из картона (раскольная корзинка, подарочные пакетики, подставка под календарь).
Изготовление открыток, сувениров к тематическим праздникам.
Бумажные украшения к празднику своими руками (шторы из цветочков, снежинок, звездочек, бабочек, гирлянды новогодние).
Заключительное занятие. Подведение итогов.
Экскурсии
2
48
20
18
10
52
12
14
10
8
8
48
8
6
16
18
54
10
12
6
20
6
2
10
1
10
4
4
2
11
2
4
2
2
1
11
2
1
4
4
10
2
2
1
4
1
1
1
38
16
12
8
41
10
10
8
6
7
37
6
5
12
14
44
8
10
5
16
5
1
10
Итого:
216
44
172
Содержание второго года обучения
I раздел. Вводное занятие (2 ч.). Знакомство с учебным планом. Презентация гербариев, собранных за лето. Техника безопасности.
II раздел. Экопластика. Лесные скульптуры.(48 ч.)
Тема 1. Конструирование поделок из шишек.
Теория. Использование природных даров в поделках.
Практика. Изготовление фигурок лис, нанизывание шишек на нитку, наклеивание шишек на шпажку( гирлянда, цветы).
Контроль. Мини-выставка.
Тема 2. Сюжеты из веток.
Теория. Применение сухих веток в интерьере комнаты.
Практика. Украшение ветки бусинками сердечками, цветочками. Изготовление елки из пластилина и веточек.
Контроль. Анализ работ.
Тема 3. Панно из камешков.
Теория. Виды камешков. Их свойства. Применение камней в творчестве.
Практика. Выполнение панно из маленьких плоских камней (чудо- дерево, фикус в горшке).
Контроль. Самоанализ работ.
III раздел. Мозаика из сыпучих природных материалов (семечки, крупы, орехи, скорлупа яиц) (52ч.).
Тема 1. Декорирование сосудов природным материалом.
Теория. Применение сухих ягод рябины, семян кукурузы в декорировании сосудов.
Практика. Оформление пластмассовых банок пластилином, природным материалом.
Контроль. Мини-выставка.
Тема 2. Аппликации из семян на фоне пластилина.
Теория. Инструкция поэтапного наклеивания материала на рисунок на пластилине (ромашки, мышонок, разноцветные квадраты).
Практика. Наклеивание пластилина на картон. Наклеивание семян на пластилин.
Контроль. Анализ выполненных работ.
Тема 3. Аппликация сюжетной мозаики с помощью яичной скорлупы.
Теория. Сюжетная мозаика. Инструкция поэтапной работы.
Практика. Наклеивание скорлупы на рисунок (осьминог, бухта).
Контроль. Мини-выставка.
Тема 4. Оформление сувениров кофейными зернами.
Теория. Свойства, значение, применение
кофейных зерен в творчестве.
Практика. Наклеивание зерен на сувениры (овечка, елочка).
Контроль. Презентация сувениров.
Тема 5. Применение природного материала в изготовлении украшений.
Практика. Нанизывание на проволоку сухих ягод рябины, желудей.
Контроль. Демонстрация украшений. Анализ.
IV раздел. Прессованная флористика (48 ч.).
Тема 1. Декорирование закладок, открыток листьями, цветами.
Теория. Применение орнамента в декорировании предметов.
Контроль. Самоанализ работ.
Практика. Наклеивание гербария на раздаточный материал.
Тема 2. Предметные аппликации из листьев
Теория. Виды аппликации.
Практика. Конструирование фигур из листьев на картоне (кораблик,
кит, семицветик)
Контроль. Мини-выставка.
Тема 3. Сюжетные аппликации из листьев
Теория. Основы композиции.
Практика. Рисование схемы и наклеивание листьев (пейзаж, зимний
лес, снегири на ветке).
Контроль. Анализ работ. Выставка.
Тема 4. Панно на растительном фоне
Теория. Виды фона в аппликации.
Практика. Наклеивание фона, подготовка деталей, составление композиции (на озере, остров).
Контроль. Презентация работ.
V раздел. Декоративная пауза. Сувениры из разных материалов.
Тема 1. Объемные работы из цветной тонированной бумаги.
Теория. Работа с карандашом, линейкой. Инструкция поэтапной работы.
Практика. Разметка на бумаге, нарезание полосок, склеивание изделия ( букет, маки, сердечки).
Контроль. Демонстрация работ.
Тема 2. Фантазии из бумажных «ладошек».
Теория. Загадки, пальчиковая гимнастика. Инструкция поэтапной работы.
Практика. Обведение ладошки на цветной картон. Коллективная работа, наклеивание ладошек (елка, дерево,венок).
Контроль. Анализ работы.
Тема 3. Объемные поделки из картона.
Теория. Практическое применение поделок в жизни. Инструкция работы.
Практика. Работа по шаблонам. Выполнение сувениров (пасхальная корзинка, подарочные пакетики, подставка под яйцо).
Контроль. Демонстрация сувениров.
Тема 4. Выполнение аппликаций с помощью ватных дисков.
Теория.Растения-символы весны.Инструкция выполнения работы.
Практика. Выполнение аппликации(вербы,мимоза)
Контроль.Мини-выставка.
Тема 5.Выполнение коллажа из спилов веток(сухих)
Теория. Технология работы с ветками.
Практика. Выполнение коллажа.
Контроль. Анализ работ. Выставка.
Тема 6.Выполнение коллажа «Дерево из пуговиц»
Теория. Декоративные возможности пуговиц.Инструкция выполнения.
Контроль. Мини-выставка.
Тема 7.Выполнение пасхального веночка из разных материалов.
Теория.Веночек-символ праздника.
Практика. Выполнение веночка.
Контроль. Демонстрация изделий.
Тема 8. Экскурсия на выставку ДПИ «Гармония рук и души».
Тема 9.Изготовление сувенира «Цыплёнок».
Теория. Инструктаж по работе с нитками и клеем.
Практика.Выполнение сувенира.
Контроль. Демонстрация изделий.
Тема 10. Выполнение весенней гирлянды из лент, бусин, листьев.
Теория. Весеннее украшение для интерьера.
Практика. Нанизывание бусин,завязывание листьев на ленту.
Контроль. Анализ работы.
Тема 11. Выполнение из бумаги символов Победы.
Теория. Значение символов праздника.
Практика. Выполнение голубя, маков, открыток из бумаги.
Контроль.Демонстрация изделий.
Заключительное занятие (2ч).
Тема. Подведение итогов работы за учебный год.
Теория. Награждение грамотами воспитанников объединения. Домашнее задание на лето (сбор гербария).
Экскурсии на выставки ДПИ, за сбором природного
материала (12 ч.).
Учебно-тематический план третьего года обучения
№
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
I
II
1.
2.
3.
Вводное занятие. Знакомство с программой. Повторение ТБ.
Экопластика (объемные поделки из шишек, веток, камешков, ракушек).
Конструирование из шишек (елка, сложные игрушки, утенок-композиция на диске, подсвечники).
Декорирование сосудов, ваз ветками, круглыми мелкими спилами от веток.
Панно из камешков и ракушек «Ирисы», коллаж «Морское дно»
2
46
20
12
14
1
10
4
2
4
1
36
16
10
10
III
1.
2.
3.
Мозаика из сыпучих природных материалов (семечки, семена, крупы).
Коллаж из семян (фасад дома, кошки).
Аппликации из зерен кофе, семян, листьев (аромат кофе, лужайка, сердечки, аленький цветочек). Рисование манкой, семенами моркови, пшеном (узоры, снеговики).
50
20
16
14
7
4
1
2
43
16
5
12
IV
1.
2.
3.
4.
5.
V
1.
2.
3.
VI
Прессованная флористика
Композиции из цветов и листьев на флористической бумаге (японское чаепитие, в тени сада).
Композиции из лепестков роз на растительной основе (аквамарин, лунная ночь, роза, рождение).
Выполнение открыток в экологическом стиле.
Декорирование цветочных кашпо, свечей лепестками роз.
Коллективная работа над панно (церковь, братина, сороки)
Декоративная пауза: изготовление сувениров из бумаги, картона, массы для лепки, фетра.
Аппликации из разных материалов (цветы, вербы, валентинки с помощью карандашной стружки, ватных дисков).
Выполнение открыток к тематическим праздникам в технике скрапбукинг.
Изготовление объемных поделок способом торцевания (еж, кактус, гиацинт, елка).
Заключительное занятие. Подведение итогов.
Экскурсии на выставки (ЦДТ, выст. зал «Чалтыс», РЦКиНТ «Кадышева», в парк).
52
8
16
10
4
14
48
12
22
14
2
16
13
2
4
2
1
4
6
2
2
2
1
39
6
12
8
3
10
42
10
20
12
1
16
Итого:
216
38
178
Содержание третьего года обучения
I раздел. Вводное занятие (2 ч.). Знакомство с программой.
II раздел. Экопластика (46 ч.).
Тема 1. Конструирование поделок из сосновых и еловых шишек.
Теоретическая часть. Декоративные возможности шишек в изготовлении поделок к празднику.
Практическое занятие. Выполнение композиции на диске с помощью пластилина, шишек, спичек (утенок, подсвечник). Конструирование елки (шишки, пластилин).
Контроль. Демонстрация работ. Анализ.
Тема 2. Выполнение панно из спилов веток.
Теоретическая часть. Показ образцов изделий. Инструкция работы.
Практическое занятие. Выполнение панно «Цветы», «Дерево счастья».
Контроль. Мини-выставка.
Тема 3. Декорирование ваз спилами сухих веток.
Теоретическая часть. Технология наклеивания спилов на сосуды.
Практическая часть. Наклеивание пластилина на вазу, наклеивание спилов.
Контроль. Демонстрация работ.
Тема 4. Панно из камешков и ракушек.
Теоретическая часть. Применение камешков в творчестве. Техника безопасности.
Практическое занятие. Выполнение панно («Ландыш», «Город»).
Контроль. Мини-выставка.
Тема 5. Конструирование ангелочков из ракушек.
Теоретическая часть. Технология соединения деталей ангелочка.
Практическое занятие. Конструирование ангелочков, оформление.
Контроль. Демонстрация изделий.
III раздел. Мозаика из сыпучих природных материалов (50 ч.).
Тема 1. Коллаж из семян.
Теоретическая часть. Инструкция поэтапной работы.
Практическое занятие. Выполнение эскиза на картоне, наклеивание пластилина на картон (домик, парочка).
Контроль. Анализ работ. Выставка.
Тема 2. Аппликации из зерен кофе.
Теоретическая часть. Положительное влияние природного материал на жизнь человека. Поэтапная инструкции выполнения аппликации.
Практическое занятие. Выполнение аппликаций (аромат кофе, сердечки, декорирование открыток ).
Контроль. Презентация работ.
Тема 3. Выполнение топиария из кофейных зёрен.
Теоретическая часть. Топиарий-элемент интерьера. Виды топиариев.
Практическое занятие. Подготовка горшочка для дерева. Оклеивание
шарика зёрнами кофе.
Контроль. Анализ работ.
Тема 4. Выполнение коллажа из разных семян .
Теоретическая часть. Декоративные, развивающие возможности семян и круп в детском творчестве.
Практическое занятие. Выполнение коллажа (кухонный оберег,парочка).Наклеивание пластилина,ниток, семян.
Контроль. Анализ работ. Мини-выставка.
IV раздел. Прессованная флористика (52 ч.).
Тема 1. Композиции из цветов и листьев на флористской бумаге.
Теоретическая часть. История искусства ошибаны. Инструкция работы.
Практическое занятие. Выполнение коллажа (японское чаепитие, в тени сада).
Контроль. Мини-выставка.
Тема 2. Композиции из лепестков роз и листьев.
Теоретическая часть. Свойства прессованных растений и применение их в коллаже.
Практическое занятие. Наклеивание растительного фона, вырезание, оформление деталей для коллажа (аквариум, лунная ночь, роза, рождение).
Контроль. Выставка .
Тема 3. Выполнение открыток в технике скрапбукинг.
Теоретическая часть. Декоративные возможности цветов и трав в оформлении открыток.
Практическое занятие. Подготовка основы открытки, оформление.
Контроль. Самоанализ работ.
Тема 4. Декорирование свечей, цветочных кашпо лепестками роз.
Теоретическая часть. Декорирование предметов быта своими руками. Инструкция.
Практическое занятие. Наклеивание лепестков на пластмассовые цветочные кашпо, свечи.
Контроль. Демонстрация работ.
Тема 5. Коллективная работа в изготовлении панно.
Теоретическая часть. Инструкция, индивидуальное задание каждому воспитаннику.
Практическое занятие. Наклеивание фона, оклеивание деталей. Коллективная сборка композиции ( церковь, натюрморт).
Контроль. Мини-выставка.
V раздел. Декоративная пауза. Сувениры из разных материалов (48ч.).
Тема 1. Конструирование шкатулки из картона.
Теоретическая часть. Показ презентации шкатулок. Поэтапное выполнение.
Практическое занятие. Разметка на картоне.Склеивание.Оформление.
Контроль. Выставка.Анализ работ.
Тема 2. Выполнение сувениров из фетра(снеговики, тюльпаны)
Теоретическая часть. Инструктаж работы с тканью. Поэтапное выполнение изделий.
Практическое занятие. Выкройка деталей.Сшивание.
Контроль. Мини-выставка.
Тема 3. Изготовление бижутерии из фольги.
Теоретическая часть. Применение фольги в ДПИ. Показ образцов.
Инструктаж.
Практическое занятие. Скручивание полосок из фольги. Соединение деталей. Браслет, кольцо цепочка.
Контроль. Демонстрация изделий.
Тема 4. Выполнение открыток к весенним праздникам.
Теоретическая часть. Праздники-1 мая, 9 мая, День Семьи. Значение праздников. Символическое оформление.
Практическое занятие. Подготовка фона. Оформление открыток.
Контроль. Мини-выставка.
Тема 5. Выполнение украшений из фоамирана.
Теоретическая часть. Определение фоамирана. Инструкция работы.
Практическое занятие. Разметка. Вырезание. Склеивание.(заколка, кулон, брошь).
Контроль. Демонстрация украшений.
Тема 6. Изготовление ароматных ангелочков (саше) из ткани, трав.
Теоретическая часть. Применение саше в быту. Инсрукция поэтапной
работы.
Практическое занятие. Наполнение ткани травой. Завязывание. Оформление.
Тема 7. Конструирование рамочек из бумажных трубочек.
Теоретическая часть. Виды рамок. Показ. Возможности бумаги, газет,
журналов в конструировании.
Практическое занятие. Скручивание бумажных трубочек.Склеивание .
Контроль. Мини-выставка.
Тема 8. Итоговая диагностика.
Теоретическая часть. Викторина «Природа и творчество».
Практическое занятие. Творческое задание: составить натюрморт из предложенного материала.
VI раздел. Заключительное занятие (2 ч.). Подведение итогов. Награждение.
Экскурсии на выставки ДПИ (16 ч.)
Ожидаемые результаты освоения программы
В систему определения результативности входит достижение:
- предметных результатов, связанных с техникой работы с природным материалом;
- метапредметных результатов, интегрирующих знания, лежащие в основе обучения в системе дополнительного образования;
- личностных результатов, способствующих развитию и становлению личности обучающихся.
Первоначальная оценка имеющихся знаний, умений в области художественной обработки материалов производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование с ребёнком, беседа с родителями.
Промежуточный контроль уровня освоения программы учащимися осуществляется в середине и в конце каждого учебного года.
Итоговый контроль. По окончании срока реализации программы используются следующие способы и формы выявления результатов: беседа, наблюдение, творческое задание, тест, зачет, конкурс, выставка.
К концу обучения дети будут знать:
- терминологию по декоративно-прикладному творчеству;
- виды и свойства природных материалов;
- способы сбора, засушивания, хранения природного материала;
- виды аппликаций: виды мозаики;
- технологическую последовательность выполняемой работы;
- способы соединения, применяемые в конструировании объемных и плоских работ;
- основы композиции, цветосочетания;
- правила техники безопасности.
К концу обучения дети будут уметь:
- самостоятельно заготавливать природный материал;
- осваивать технологию обработки природного материала;
- планировать свою работу;
- соблюдать законы композиции;
- самостоятельно выполнять открытки, панно, сувениры, игрушки из разных материалов, декорирование предметов.
К концу обучения у ребенка будут сформированы и развиты:
- ручная умелость;
- творческие способности;
- потребность в активном образе жизни;
- уважение к коллективу;
- умение самостоятельно принимать решение.
Формы фиксации результатов освоения программы: дипломы, фотографии, журнал педагога, портфолио детей, свидетельства об окончании данного курса.
Информационно-методическое обеспечение программы
Возможные формы организации деятельности обучающихся на занятиях – групповая, индивидуальная, работа в парах.
Для освоения программы используются разнообразные приемы и методы обучения. Выбор осуществляется с учетом возрастных, психофизических особенностей детей;
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
- метод наблюдения;
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения поставленной задачи).
Возможные формы проведения занятий:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие-конкурс;
- индивидуальная работа;
- выставка работ.
Для успешной реализации программы разработан и применяется дидактический материал:
- пособия для развития мелкой моторики рук (сенсорные коробки, развивающие пальчиковые игры),
- образцы изделий (работы выполненные педагогом, лучшие работы детей),
- раздаточный материал (шаблоны, таблицы, схемы),
- наглядно- иллюстрированный материал (рисунки, журналы, плакаты, книги, открытки),
- информационно-методический материал,
- разработки упражнений,
- сценарии игр, викторины, конкурсы, кроссворды.
На занятиях используются технические средства обучения: телевизор, DVD, магнитофон. пальчиковые игры),я мелкой моторики рук (сенсорные коробки, развивающие стенды
При оценивании знаний и умений обучаемых применяются диагностические методы:
- тестирование,
- анкетирование,
- наблюдение,
- игра,
- зачётная работа,
- выставка.
Литература для педагога
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Изд-во «Аким», 1995.
Белецкая Л.Б, Боброва К.А. Флористика. – М.: «АСТ - Сталкер», 2006.
Белецкая Л.Б. Картины из природных материалов. – М.: «Эксмо», 2006.
Жукова О.В. Развитие ручной умелости – основа общего развития ребёнка// Коррекционно-развивающее образование № 6, 2008.
Коптеева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. – М.: Академия, 1999.
Косинова Е.М. Новые подходы к построению системы упражнений по развитию движений кистей рук// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 4, 2009.
Ляукинс М. Камешки. – М.: «Дрофа – плюс», 1995г.
Перевертев Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука. – М.: «Аст- Сталкер», 2006.
Проснякова. Т.Н. Творческая мастерская. – М.: Изд-во «Учебная литература», 2002.
Соколова С. Сказка оригами. – М.: Академия, 2004.
Стецюк В. Картинки из цветов. – М.: «Культура и традиции», 1999.
Трепетунова Л.И. Природный материал и фантазия. Волгоград: «Учитель», 2009.
Цирулик И.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2001.
Черныш И. Поделки из природных материалов». – М.: «АСТ-ПРЕСС» 1999.
Литература для учащихся
1. Капитошка даёт уроки – М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Лежнева П.И., Булатова А.Н. Сказка своими руками. – Минск, 1996.
3. Лыкова И.А. Листопад в ладошках. – Изд-во «Карапуз», 2005.
4. Лыкова И.А. Раз листочек, два листочек. – Изд-во «Карапуз», 2005.
5. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. – М.: «Просвещение», 1985.
Интернет-ресурсы
http://adalin.mospsy.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15