Технологическая карта по окружающему миру (технологии) на тему: Старинная женская работа.
Технологическая карта
Фамилия: Овчинникова
Имя: Оксана
Отчество: Митрофановна
Место работы: МБОУ СОШ №87
Должность: учитель начальных классов
Регион: г. Воронеж
Тема и номер урока в теме: «Старинная женская работа» (презентация по теме: «Как рубашка в поле выросла».
Предмет: «Окружающий мир»
Класс: 2класс
Цель урока (краткое описание): формировать целостную картину мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного понимания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; воспитание личности гражданина России в условиях культурного многообразия российского общества; раскрыть значение труда в жизни человека и общества в прошлом и настоящем времени; показать, что трудолюбие – общественно-значимая ценность в культуре народов России.
Задачи урока: познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.
Тип урока: открытие нового с опорой на наблюдения и жизненный опыт.
Методы обучения: 1) методы проблемного обучения: проблемная ситуация, проблемно-частично-поисковый метод, исследовательский, объяснение, рассказ; 2) практический; 3) наглядный; 4) словесный; 5)работа с книгой; 6) видео метод; 7) метод самостоятельной работы и работы под контролем учителя; 8) метод практического контроля и самоконтроля.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная работа, компьютерное тестирование, работа в парах (группах), практическая работа.
Планируемые результаты: уметь называть последовательность трудовых операций в работе со льном; учиться выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе, в парах.
Оборудование. Лоскуты различных тканей, в том числе тканей из льна, льняные нитки, семена льна, ящик с землей; компьютер, проектор, интерактивная доска.
Предварительная работа. Посещение с детьми краеведческого музея или знакомство с экспозицией по теме урока в школьном музее. Подготовка в классе выставки изделий из льна, принесенных детьми из дома; «изготовление ткацкого станка» по технологической карте с помощью взрослых (для девочек); подготовка «поля для посева льна» в ящиках (для мальчиков).
Этапы урока
Содержание урока
Планируемые результаты
Используемые ЭОР
Орг момент
Прозвенел опять звонок
Начинается урок.
А ну-ка, дети, встаньте в ряд
Готов к уроку мой отряд?
Тихонечко все сядем
Урок наш начинаем!
Настроить уч-ся на рабочий лад;
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
.
Постановка проблемной ситуации.
«Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
-Что ты, тятя делаешь?
_А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она такого не видела, чтобы рубашки в поле росли».
-А как вы думаете, может такое быть?
Постановка и формулирование проблемы.
ИКТ презентация
Сообщение темы урока.
_ Кого вы видите на экране? ( Женщин)
-Какая на них одежда? Когда так ходили? ( В старину, раньше).
-Что делают женщины? (Работают).
-Какая тема урока? (Старинная женская работа)
Постановка и формулирование темы на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
ИКТ презентация
Сообщение целей урока.
Маршрут путешествия.
1.Как крот штанишки сшил.
2.Этапы обработки льна.
3.Кроссворд «Орудия и инструменты для обработки льна, прядение и ткачества».
4.Физкульт. минутка.
5. Практическая работа.
6. Тест.
7. Ткацко-прядильный комбинат.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
составление плана и последовательности действий.
ИКТ презентация
Работа по теме.
Актуализация знаний уч-ся.
Сообщения детей.
Практическая работа (работа в парах или в группах).
Физкультминутка.
Практическая работа
Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа.
Итог урока.
Использование фольклорного материала
Домашнее задание
Оценка результата деятельности, рефлексия
1) Просмотр презентации.
Поможем Тане и Васютке ответить на их вопрос. Для этого посмотрите презентацию «Как крот сшил штанишки».
Загадка о льне.
Мал малышок, в сыру землю зашел, синюю шапку нашел.
Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили. Это лен.
Теперь представим себе, что лен вырос и зацвел. Рассмотрите цветки льна на фотографии в учебнике (с. 74). За-
кройте учебник и по памяти выполните задание № 1 на с. 46 рабочей тетради.
2) Определение этапов обработки льна.
(чтение рассказа «Копотиха», с.76 учебника)
1. Посев
2.Требление.
3.Обмолот.
4. Расстил.
5. Битьё масла.
6.Подъём льна, сушка.
7.Мятка.
8. Трепание.
9. Очёсывание.
10. Прядение.
11. Обработка пряжи.
12. Тканьё.
13. Выбеливание ткани.
14. Крашение ткани.
РУЧНАЯ ОБРАБОТКА ЛЬНА (ЛЬНЯНОЙ ЦИКЛ)
1. Посев. Сеяли лен 21 мая (по старому стилю) в день Олёны-льняницы, в теплую, влажную землю. Всходы посыпали древесной золой. Светло-зеленые стебельки – пропалывали. Лен после прополки растет очень быстро. В народной примете сказано: «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую – семя летит». Когда лен цветет, словно опускается на поле синь северного неба.
2. Теребление. Это один из самых трудоемких процессов обработки льна. Вытеребить его надо до праздника Успения, к концу августа. Выходили в поле рано утром, по росе; женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. Сколько же раз надо было поклониться льну-батюшке до самой земли! 8 горстей связывали в сноп. Снопы рядами расставляли на полосе для сушки.
3. Обмолот (околачивание). Подсохшие снопы везли с поля в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол гумна укладывали снопы и деревянными колотушками били по льняным головкам. Околачивание было любимым занятием молодежи и детей. Они работали с азартом, соревновались. Льняное семя хранили в крепких холщевых мешках в сусеках, а обмолоченные снопы увозили обратно на поле, потому что наступало время расстила.
4. Расстил. Ночами в августе падает на скошенные луга крупная холодная роса. От ночной влаги стебель становился хрупким; волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет. В старину говорили, что от росы лен «вылёживался». Женщины развязывали обмолоченные снопы и расстилали лен рядами тонким слоем на земле. Пока лен расстилали на поле, дома из обмолоченных семян били масло.
5. Битьё масла. Льняное семя сушили, затем толкли в ступе; истолченную массу ставили в истопленную печь. Потом её, ещё горячую, заворачивали в плотную холщевую ткань и клали в колоду под пресс. Под колоду ставили посуду, куда капало густое льняное масло. Хранили его в стеклянной посуде, защищенной от света. Остатки семян после битья масла – жмых – скармливали скоту. Льняное масло кормило, освещало, лечило. Льняное масло художники использовали для изготовления олифы, которая необходима для написания икон.
6. Подъем льна и сушка. Августовские ночные росы и сентябрьские дожди мочили лен в течение 3 – 4 недель. Женщины собирали его, снова связывали в небольшие снопики. Поднятый лен везли сушить. «Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях, в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый.
7. Мятка. Сухие, легко ломающиеся стебли льна (тресты) мяли на специальных приспособлениях – мялках. Со стебля с треском сыпалась кострика (остатки), оставалось серое, нежное, прочное волокно. Женщина брала горсть тресты для мятки. В день она обрабатывала до 300 горстей льна! Измятую лён сушили на печи или на полатях. Кострика (остатки льна) шла на подстилку скоту.
8. Трепание – это коллективная работа. Измятый лен необходимо очищали от остатков деревянного инструмента, который называется трепало. Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: «смотри молодца из бани, девицу - из трепальни». Трепание – тяжелая и грязная работа. Чтобы сделать эту работу более приятной, не такой скучной и монотонной, женщины деревни собирались вместе. Пустой хлев, баня, нежилая изба – всё подходило для такой работы. Во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями. В день «Льняницы» устраивали льняные смотрины – выносили вытрепанный лен на показ: у кого лучше. В общении работа спорилась, трудности и горести казались не такими страшными.
9. Очёсывание. Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии: Очес крупной железной щеткой. Получалось волокно самого низкого сорта (изгреби). Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины. Получалось волокно среднего качества (пачеси). Оставшееся в повесме волокно – самое лучшее (собственно лен).
10. Прядение. «В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха под окном сидит»
– поется в народной песне. Вся многомиллионная Русь ходила в холщевой одежде. Сколько же льна перепряли женские руки! Льняную одежду носили много лет, передавая по наследству. Очёсанный лен расшиньгивали (взбивали, пушили), раскладывали на столе, спрыскивали водой и скатывали в куделю. Прясть начинали с раннего детства. Для ребенка – куделя маленькая, для подростка – побольше, для взрослой женщины – большая. Прялки делали из липы, осины, клена; веретёна – из берёзы. Недаром сложилась такая загадка: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу». Был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Совместная пряжа называлась супрядки. Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках разнообразили утомительную, однообразную работу.
11. Обработка пряжи. Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста. Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали во время мартовских утренников. Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и её дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего.
12. Тканьё. Мастерицы ткали на ручном ткацком станке, который называется кросны. Одной из важных деталей станка является челнок на которой намотана уточная нить. За день ткачиха могла соткать одну стену простого холста; две стены (около 15 метров) назывались концом. Холст из тонкой пряжи шел на белье, рубашки, полотенца. Пестрядь (холст из грубой пряжи) для шитья фартуков, сарафанов, кокеток, мужских рубах. Сшитая из такой ткани одежда была более привлекательна, чем из простого холста.
13. Выбеливание ткани. Весной холсты белили (бучили) в золе, а затем на снегу. Зола должна быть чистой, просеянной, лучше всего из ольхи. Летом белили на чистом лугу, у озера или реки, часто макая холсты в воду. В раннем детстве девочке клали в коробью первый холст, затем ежегодно добавляли, так и накапливалось приданое.
14. Крашение ткани. Выбеленный льняной холст красив необычайно! Однако в быту часто требовались ткани «немаркие», менее пачковитые, поэтому белые холсты окрашивали. Краски дарила сама природа: цветная глина, кора ивы, ольхи, дуба, сажа, корни растений. Цветовая палитра была скромной: красный, черный, синий цвета, реже – зеленый. Однако женщины создавали рисунки необычайной красоты и яркости. На то они и мастерицы! Крашением холста завершался долгий и трудный льняной цикл.
Вывод: какие виды работ в старину сопровождались пением, беседой, рассказыванием сказок, а какие трудовые операции были настолько трудны, что при их выполнении женщинам было не до песен и бесед
Учитель раздает детям лоскутки разных тканей и предлагает изучить их на ощупь, и описать словами те из них, которые понравились
(какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, теплая,
грубая). Затем учитель обращает внимание детей на изделия из льна, представленные на выставке, и предлагает найти среди лоскутков подобный.
Учитель: «А теперь проследим, как же в старину женщины делали такую прочную и красивую ткань. Сначала
надо было вспахать землю и посеять в нее вот такие семена. Землю для этого растения пахали мужчины: для девушек их отцы или старшие братья, для замужних женщин их мужья или взрослые сыновья. Мальчикам доверим «вспахать» землю на этом маленьком поле посеять семена этого замечательного растения.
В то время как женщины долгими и зимними вечерами пряли и ткали, мужчины занимались плетением лаптей. Это считалось легкой работой, ее делали «между делом».
Теперь представим себе, что лен вырос и зацвел. Пора его убирать.
Попробуем с помощью движений физкультминутки «выполнить» все трудные работы.
Дети имитируют трудовые операции по старинной обработке льна (движения уч-ся регулируются строками загадки, которую произносит учитель).
Учитель:
- А теперь девочки попробуют при помощи модели ткацкого станка соткать кусочек холста.
В пять-шесть лет девочку учили прясть, а в десять-двенадцать они за ткацким станком учились ткать.
Вывод: обработка льна делилась на мужскую и женскую части работы. Совместная деятельность приносила результаты такого труда.
Работа у доски.
1. Кроссворд «Орудия и инструменты при обработки льна, ткачества и прядения».
2. Чтение рассказа К.Д.Ушинкого «Как рубашка в поле выросла».
Можете ли вы ответить на вопрос Тани и Васютки «Как рубашка в поле выросла».
-Может ли быть такое?
-Как можно ответить на данный вопрос?
Тест: «Обработка льна».
Беседа: «Обработка льна в современное время».
Учитель:
-Какова была старинная женская работа?
-Процесс обработки льна в ручную был сложным или лёгким?
-Труд разделялся или нет? Каково значение совместной работы людей?
Трудолюбие, как социально значимое человеческое качество.
Вывод: старинной женской работой считалось обработка льна. Ткаческий цикл - от сева льна до отбелки волокна – растягивался на целый год и ему подчинялся годовой ритм жизни женщины. В то же время разделение работ на женские и мужские и взаимозаменяемость мужчины и женщины выступают как два основных принципа организации труда. Работы, связанные с обработкой льна были самыми трудоёмкими, требовали огромных усилий, сложного обрядового поведения. Недаром говорилось: «От льна чёрт в воду ушёл»
Пословицы и поговорки.
Кто посеет лен – пожнет золото.
Удастся лен – так шелк, не удастся – зубами щелк.
Чем ленок дольше, тем доход больше.
За лен держись – обеспечишь жизнь.
Много льна – денег закрома.
Лен ручки любит.
Кто в лен одет – доживет до 100 лет.
Загадки
Мал малышок, в сыру землю зашел, синюю шапку нашел.
Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.
Поговорки
Лежи, ленок, потом встань да в зеркало поглядись, не улежался – так ляг и ещё полежи, только удайся белым да мягоньким.
Сеяли лен у семи Олён.
Льны – Олёне, огурцы – Константину.
Что выпрялось, то и выткалось.
Не напрядешь под дымком, не выткешь под тынком.
Частушки. За куделею сижу
Которую неделю,
Строгу маменьку свою
Ослушаться не смею.
Милая, приветная,
По косе заметная,
На льняной на полосе,
Лента красная в косе.
- прочитать теоретический материал на с. 74-77 учебника, выполнить задание №2 на с. 46 рабочей тетради;
- прочитать рассказ «Димитриев день» на с. 77 учебника;
- рассмотреть изображение куклыльняницы на с. 75 учебника и подобрать материалы нужные для ее изготовления, обсудить, как именно ее можно сделать. Если есть желание, смастерить вместе со взрослыми такую куклу.
Учитель:
- Если вам понравился урок;
- Если урок не понравился;
- Урок не вызвал ни каких эмоций и интереса
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний
Извлечение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач, с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанного.
Составление целого из частей;
выведение следствий.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Анализ объектов с целью выделения признаков;
составление целого из частей;
установление причинно-следственных связей;
Выведение следствий;
доказательство;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Построение логической цепочки рассуждений;
выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанного.
выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
осознание качества и уровня усвоения;
построение логической цепочки рассуждений;
оценка результатов работы;
смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанного.
выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (знаково-символическая).
Рефлексия способов и условий действия;
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
ИКТ презентация
Компьютер-проектор-интерактивная доска.
Компьютер у каждого учащегося
ИКТ презентация
ИКТ презентация