Специфика изучения жанра басен И. А. Крылова в начальной школе.
Скрябина Парасковья Ивановна, учитель начальных классов МБОУ Ойская СОШ им.А.В.ДмитриеваСпецифика изучения жанра басен И. А. Крылова в начальной школе.
Революционная идея Я. А. Коменского привела к смене образовательной стратегии: из парадигмы «подражание» возникла новая – «информация». Образовательное пространство сместилось в плоскость «учитель – ученик», а учебный процесс предстал в виде передачи и приема информации. Результатом информационной системы образования явилось сокращение времени обучения и его качественный показатель. Развитие информационной системы образования породило стремление расширять объемы информации, время обучения, что закономерно встретило преграду в качестве усвоения знаний. Поэтому в конце ХХ века все настойчивее звучал вопрос о необходимости создания нового механизма образовательного процесса. Анализ исследований в педагогической и психологической теории и практике подводит к выводу о том, что структурировать знания следует не путем предметного деления, а посредством обозначения проблем. Сосредоточившись на проблеме легче организовать деятельность, которая бы обеспечила погружение обучающегося в проблему и позволило бы ему заняться постановкой и решением отдельных вопросов и задач.
В педагогической науке имеются успешные опыты проблемного обучения. Таким подходом обеспечивается интеграция насущных педагогических требований: познавательно деятельного подхода, субъект – субъектного соотношения, формирование парадигмы «сознание – личность»
Переход на новую образовательную систему позволяет решать проблему представления содержательного стандарта по тому или иному предмету, исходя из его специфики, особенно актуально данное положение для начальной школы. Тенденции мировой педагогики свидетельствуют о необходимости выделения начальной школы как особого периода обучения. Требования гуманизации образования привели к созданию интегрированного курса начальной школы «Чтение и литература»
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей нравственной воспитанности и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.
Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у И. А. Крылова без поучающего суждения.
Чтение и анализ басен И. А. Крылова организуется, опираясь на знание этапов формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста и особенности эстетического восприятия ими литературных произведений. Главное при изучении басен И. А. Крылова- установка на максимальное развитие нравственной воспитанности учащихся и на принципе педагогической целесообразности. Например, выразительное чтение имеет важное значение на этапе первоначального восприятия текста, чтение с комментариями позволяет привлечь внимание к тем сторонам произведения, которые при самостоятельном чтении не могут быть в достаточной степени восприняты и поняты учащимися. В ходе беседы не только воспроизводится прочитанное, но стимулируется размышление учащихся по поводу поступков героев, сопоставление фактов и т. д.
Также используется самостоятельная работа учащихся по заданиям учителя: анализ текста. В процессе урока учащиеся наблюдают, сравнивают, делают выводы, выполняют творческие задания. На уроках создаем такие условия, при которых предлагаемые материалы и задания выходят за рамки общепринятой учебной программы и содержат нечто новое и оригинальное. Большое внимание на уроках уделяется образности, занимательности, наполненностью практической деятельностью.
Нужна активная мыслительная деятельность, анализ фактов, поступков героев и последующая их оценка. Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения дети применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним.
Активизации мыслительной деятельности младших школьников способствуют:
- вопросы, в которых сталкиваются противоречия;
- вопросы, требующие установления сходства и различия;
- действия выбора, основанного на «взвешивании» и сопоставлении друг с другом различных вариантов;
- задания типа «Докажи…»
Важным моментом является самостоятельный поиск учеников, добывание знаний из списка для внеклассного чтения.
Необходимо выделить следующие педагогические условия, направленные на стимуляцию творческой и умственной активности детей:
Обеспечение благоприятной атмосферы на уроках. Доброжелательность со стороны учителя.
Обогащение «окружающей среды» ребенка самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Обеспечение возможности для практики. Широкое использование вопросов.
Использование личного примера творческого подхода к решению различного рода проблем.
Предоставление детям возможности свободно задавать вопросы.
Достижение высокого уровня нравственной воспитанности возможно лишь при правильном сочетании информационного, эвристического и исследовательского методов познавательной деятельности.
В процессе работы с баснями И. А. Крылова могут применяться как традиционные формы обучения, так и уроки нестандартного, нового типа, нашедшие широкое применение в практике современной школы: урок – анализ первоисточников; урок – комментарий; урок – панорама; урок – викторина; экспресс – опрос и т. д. Уроки такой формы активизируют мыслительную деятельность школьников, повышают творческие способности, развивают чувство ответственности, побуждают к чистым побуждениям, нравственным поступкам. Творчество младших школьников способствует самовыражению, позволяет учителю выходить за рамки учебной программы. Результаты таких уроков – творческая активность, воспитание культуры, повышение уровня нравственной воспитанности.
Уроки чтения должны быть тесно связаны жизнью, окружающей средой и опытом ребенка. Нравственность человека определяется и проявлениями уважения и терпимости по отношению к окружающим. Одна из главных задач учителя – научить своих детей замечать ошибки, свои недостатки. На основе такого выбора обучения создается основа нравственного воспитания детей на образцах литературных героев И. А. Крылова.