Занятие на тему ТА ЗЕМЛЯ МИЛА, ГДЕ МАТЬ РОДИЛА


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №2 «Жемчужинка»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
1215390237490
Составила и провела:
воспитатель второй категории
Фоминых Олеся Владимировна
г.Дмитров,2013
Тема: «Та земля мила, где мать родила».
Направление: «Патриотическое и нравственное воспитание»
Образовательная область: «познание»
Цель: Формирование знаний и представлений у детей о быте, традициях русского народа.
Интеграция образовательных областей:
Социализация
Познания
Музыка
Чтения художественной литературы
Коммуникация
Задачи:
Дать детям представление о том, как жили русские люди в старину, их обычаях и традициях.
Расширять словарный запас детей средствами русского фольклора.
Развивать познавательные интересы, любознательность
Воспитывать художественно-эстетический вкус, умение чувствовать и воспринимать красоту народного искусства.
Воспитывать патриотические чувства.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, самовар, прялка, русская печь, детская колыбелька.
Предварительная работа: проведение детских досугов, праздников, бесед, рассмотрение иллюстраций, посещение мини- музея «Русская изба», чтение сказок, потешек, поговорок, загадок.
Словарная работа: гребень, Русь деревянная, прялка, самовар, русская печь, бревна.
Методические приемы:
Беседа с детьми.
Показ видеоряда.
Чтение потешек, стихотворений.
Отгадывание загадок.
Пение колыбельной.
Игра с «бубном».
Литература:
Программа воспитания и обучение детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Гербова В. В. Занятию по развитию речи в средней группе.
Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Ход занятия:
часть
Воспитатель: Здравствуйте гости! Милости просим!
Что ж, присаживайтесь
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Сегодня на мне одет русский народный костюм, в такой одежде ходили давным-давно вашипра-пра-прабабушки. Скажите ребятки, отличается она от современной одежды ваших мам? Какую одежду носят ваши мамы?(Ответы детей).
Воспитатель: Русь деревянная, края дорогие здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные. Раздольные русские песни поют.
Воспитатель: Ребята, а знаете, почему Русь называли деревянной?
Воспитатель: акие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель.
Хозяйка: Вот перед нами детская колыбелька, её тоже сделали из дерева. Она расписана узорами. Ребята, почему детские колыбельки такие красивые? Правильно, чтобы ребёнок радовался, видя вокруг себя яркое и красивое. А ещё детям пели колыбельные песни. Кто из вас знает колыбельные песни?
(Дети исполняют 2 – 3 песни).
Баю- баю, баиньки!
Спи, мой Ваня, маленький!
Баю - баюшки, баю!
Ваню своего люблю.
Ваня, глазки закрывай,
Поскорее засыпай.
Завтра солнышко взойдёт,
Ванечка гулять пойдёт.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолоба, не скули,
Мою детку не буди.
Хозяйка: Из обыкновенного полена могли вырезать вот такие шкатулки, в которых хранились мелкие предметы, украшения. (Дети рассматривают шкатулки). А теперь посмотрите вот на этот предмет старины. Кто знает что это?
- Это прялка. На ней долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу и инструментов сделаны эти предметы. Я вам сейчас загадаю загадки.
Загадки
Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (расчёска)
Хозяюшка: Правильно! А в старину этот предмет называли гребень. Он тоже
был деревянным.
Стоит толстячок, золоченый бочек
Шипит, кипит, всем чай пить велит.самовар)
Сам худ, голова с пуд,
Как ударит, крепко станет. (молоток)
Всех на свете обшивает,
Что сошьёт, не надевает. (иголка)

Хозяюшка: Молодцы, ребята! Умеете отгадывать загадки. А сами умеете загадывать? Кто будет играть в интересную игру, а в какую не скажу? Солнце разгорается, игра начинается.
«Игра с бубном»: дети передают бубен из рук в руки, а Хозяюшка произносит считалку:
Ты катись, весёлый бубен
Быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот загадку скажет нам.
Молодцы! А сейчас я вам загадаю ещё одну загадку:
Зимой много ест,
Летом много спит
Внутри огонь горит
Из трубы дым валит
Кашу варит, блины жарит.
Хозяйка: Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты, травы и одежду. Не зря в старину говорили «Печь нам - мать родная». Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.
Дети: «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».
Хозяйка: Ой, ты, печка - сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Помоги и спаси
В дом богатство принеси. (Ставит в печь угощения).
Воспитатель: Ребята, пока пекутся пирожки, давайте послушаем еще добрые слова о печке.
1-й ребенок: Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет
Деток спать в тепле уложит.
2-й ребенок: Кот на печку пошел
Горшок каши нашел
На печке калачи
Как огонь горячи
Пряники пекутся
Коту в лапы не даются.
И сверчок поет, где- то, рядышком
Как тепло с тобой печка - матушка!
часть:
Хозяйка: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни наших народов.
Ребята, самое главное на столе - это хлеб. А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так. Хлеб - всему голова.
Воспитатель: Хозяюшка, послушайте. Дети знают поговорки о хлебе?
Дети: Худой обед, коли хлеба нет.
Покуда хлеб да вода - все не беда.
Будет хлеб - будет и обед.
Гречневая каша - матушка
А хлеб ржаной - наш отец родной.
Хозяйка: Молодцы! Кроме хлеба на Руси выпекали пироги с начинкой, ватрушки, расстегаи, кулебяки. Ох, ребятушки, заговорила я вас. А ведь не красна изба углами, а красна пирогами. Присаживайтесь к столу.
Вы хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте! (Угощаются пирогами).
Загадки:
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает
Я полезной быть хочу
Лампы нет – я посвечу. (Полина Грибкова)
Гладит всё, чего касается,
А дотронешься – кусается. (Маша Рыкова)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой,
Утром – в школу,
Днем – домой. (Даша Бурцева)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка. (Ира Гаврина)