Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова «Тихий Дон» в 11 русском классе
Урок русской литературы в 11 русском классе
Тема: Картины жизни донских казаков в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
Цель урока:
- показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей;
- вызвать интерес у учащихся к изучению жизни казачества;
- развивать умение анализировать художественный текст
Задачи урока:
- характеристика и обоснование жанра романа «Тихий Дон»;
- формирование понятия «казачество» и «казаки»;
- анализ эпизодов из жизни казачьих семей;
- установка связи между историческими событиями, изображающими в романе и фактами частной жизни казаков.
Оборудование:
- слайды о жизни казаков; казачья песня; текст – роман..
Методические приемы:
- повторение теории литературы; доклад – сообщение ученика; беседа, анализ художественного текста.
ХОД УРОКА:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Мотивационный этап
Цель: вызвать интерес учащихся к изучению новой темы
II. Операционный этап.
Цели:
1. Дать краткую характеристику казачеству и событиям, описываемым в романе.
2. Подвести к определению жанра романа.
3. Расширить знания о казачестве
4. Проверить знание текста
5. Познакомить с бытом и нравами казаков
6. Подвести к пониманию того, что жизнь эпохи раскрывается на примере общей и частной жизни казачьих семей.
3 Рефлексия.
Цель:выявить проблемы, связанные с усвоением темы урока.
I.Звучание казачьей песни: «Ай, да на речке да ну было»
- Ребята, как вы думаете, какому народу принадлежит эта песня?
- Как вы догадались? По каким словам вы это определили?
- Что вы знаете о казаках и их жизни? Хотелось бы вам подробнее на этом остановиться?
- Ребята, какова тема нашего урока? Какова цель урока? Что мы должны понять, раскрывая тему урока?
(ПОКАЗ СЛАЙДА с темой урока).
1. Слово учителя с демонстрацией слайдов: портрет Шолохова, станица, речка, пейзаж.
«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (со своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем – особой служилой категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов. Ш. стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно отшумевшие события давали основания главным образом для печали. Но в необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно- исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью то, что всегда волновало Ш. Больше всего, - внутреннее богатство и сложность простого человека. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.
Действие «Т.Д.» продолжается около 10 лет, с мая 1912 по март 1922г. Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Ее начало показано в третьей части первой книги, действие которой заканчивается в ноябре 1914г. Между первой и второй книгами – временной перерыв, четвертая часть открывается словами «1916 год, Октябрь». Остается лишь несколько месяцев до Февральской революции и год – до Октябрьской. Но революции не становятся кульминационными образами произведения. Главный герой в этих событиях не участвует. Значительно подробнее описывается первая, неудачная, попытка установления Советской власти на Дону, экспедиция Подтелкова, казнь подтелковцев 28 апреля (11 мая) 1918г., изображенная в конце второй книги «Тихого Дона».
В третьей книге (шестой части) художественное время уплотняется. Она посвящена преимущественно Верхнедонскому восстанию 1919 г- за Советскую власть без коммунистов, против политики «расказачивания». В значительной степени о том же и седьмая часть четвертой книги.
Наша задача – разобраться в сложном содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем, поставленных Шолоховым; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки вековых устоев, судьбу народа, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.
2. Проверка д/з - подход к определению жанра романа.
- Почему изменился первоначальный план?
- Что такое роман?
- Отвечает ли «Т.Д.» требованиям жанра?
Действие романа сосредоточивается в одной из наиболее сложных провинции России – на Дону. Кто же составляет население Донской области? Кто такие казаки?
3. Сообщение ученика (историческая справка).
4. Беседа
А) Как сами казаки представляют свое происхождение? Докажите, опираясь на эпизод. «Спор Штокмана с казаками»
Б) Кому противопоставляют себя казаки? Комплекс превосходства. Кн. 1 , ч.2, гл.5
В) Каков образ жизни казаков?
Г) Какие семьи изображены Шолоховым в центре повествования?
5 Анализ эпизодов из жизни семей по вопросам:
1) Каково настроение эпизода?
2) С помощью каких художественных средств оно создается?
3) Какую роль играют коллективный и индивидуальный портреты?
4) Какое чувство испытывают казаки от общения с землей и друг с другом?
5) Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?
6 Заключительное слово учителя (о том, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизнисемейных отношениях, где власть традиции особенно сильна и ломка их рождает острые и драматические конфликты.
1. Прослушивают песню.
Учащиеся отвечают на заданные вопросы.
Выход учащихся на тему урока.
Учащиеся определяют цели и задачи урока.
Делают записи в тетради.
Учащиеся отвечают на заданные вопросы учителя.
- Казачество определяют как военное сословие в России в 18- начале 20 века. В 14 – 17 вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие пограничную службу. Слово «казак» происходит от тюркского «удалец, вольный человек». Первое летописное упоминание о казаках относится к 1549 году.
В 15-16 вв. возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России, по ее окраинам – на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний на Украине в 16-17 вв. и крестьянских войн в России 17-18 в.
Первым привлек казаков в качестве союзников еще Иван Грозный (участие дружины Ермака в походе на Казань, поход против крымского хана). При Петре 1 казаков забыли, а Екатерина 2 освободила их от крепостного гнета и многих налогов, отдала в полное владение занимаемые ими земли, разрешила элементы казачьего самоуправления. В Отечественной войне 1812 года известны отважные конные рейды казаков по тылам наполеоновских войск. Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их относительную самостоятельность и подчинило казачество, превратив его в привилегированное военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах, в усмирении бунтов.
Казаки далеко не всегда выступали на стороне власти: Степан Разин, Емельян Пугачев тоже были казаками.
К началу 20 века существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Астраханское). В 1916 году казачье население составляло 4,4 млн. человек, владело 63 млн. десятин земли. Было определено соответствие офицерских чинов армии и казачества, традиционно выбирались начальники всех степеней: во главе Донского войска – войсковой атаман; станичные атаманы, походные. В Первую мировую войну воевало около 300000 казаков. Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол в гражданскую войну (зажиточные – на стороне белых, беднота – на стороне красных).
1920г – казачество как сословие упразднено.
1936г – созданы донское, кубанское, терское казачьи соединения, участвовавшие в ВОВ.
Учащиеся работают по группам, каждая группа отвечает на вопросы, готовят свой проект:
1 группа - «История Прокофия Мелехова» (ч.1,гл.1)
2 группа – «Утро в семье Мелеховых» (ч.1,гл.2)
3 группа – «На рыбалке» и «На сенокосе» (ч.1,гл.2, ч. 2,гл.9)
4 группа – Сцена сватовства Григория и Натальи (ч.1, гл.15-22)
5 группа – «Призыв на воинскую службу» (ч.2,гл.21)
Учащиеся делают вывод : что представляет собой казачество.
- Как чувствует себя каждый ученик в процессе урока? Доволен ли собой ? Почему?
- Насколько комфортно работалось в группе?
- В чем я затруднялся? Почему?
Домашнее задание:
Батальные сцены 3 части романа. Анализ.
2) Роль эпиграфа к 3 части романа.
Опережающее задание: составить план «Судьба Григория Мелехова»